Цифровые выборы из эксперимента превращаются в обыденность, а потом станут нормой. Фото агентства «Москва»
Президиум ЦК КПРФ 17 сентября обсудит прошедшие выборы. По информации «НГ», неприятие дистанционного электронного голосования (ДЭГ) останется в приоритете. Хотя есть статистика ЦИК, что часть левого электората приняла ДЭГ. При избрании Госдумы-2026 цифровые форматы будут доминировать, но коммунисты не хотят об этом думать, настаивая, что систему надо «сносить». Эксперты полагают, что технологическое отставание партии от избирателей станет еще одной причиной их ухода от КПРФ.
На заседании президиума ЦК будут подробно рассмотрены недопуск и снятие кандидатов КПРФ, итоги волеизъявления граждан, а также будет подтверждено категорическое неприятие таких инструментов, как ДЭГ и трехдневка, пояснил «НГ» зампред ЦК Дмитрий Новиков.
По его словам, эти «новые инструменты» занижают стандарты выборов. Как заявил Новиков, принципиальная позиция КПРФ не меняется с годами: «Мы будем бороться как за отмену всех этих «новаций», так и за ремонт избирательной системы в целом, в частности, за принятие единого Избирательного кодекса, написанного КПРФ. Потому что в нынешней международной обстановке изъяны наших выборов опасны и в том смысле, что всю их кривость и некачественность НАТО может использовать для раскачивания обстановки внутри страны».
Что же касается ДЭГ, то Новиков подчеркнул, что КПРФ не будет его использовать как пригодный для себя инструмент: «Все эти разговоры о ключах и паролях не обеспечивают прозрачности голосования. Более того, сам ДЭГ никак не защищен от хакерских атак извне. А если мы строим суверенную политическую, социальную и экономическую систему, то логично выстраивать и суверенную избирательную систему, для чего лучше бумажного голосования нет. Мы советовались со специалистами по электронным выборам и пришли к выводу, что реформировать и улучшить ДЭГ нельзя, честность выборов всегда будет под сомнением. А раз так, то это надо сносить».
Между тем ЦИК на днях опубликовал половозрастную статистику участия в ДЭГ. Оказалось, что больше других предпочитает дистанционку дееспособная часть населения от 35 до 50 лет – 44%. 29% участников ДЭГ – это молодежь до 35 лет, однако и 27% людей старше 50 голосуют электронно. Стоит заметить, что первая и последняя группы населения – это база для электората КПРФ. При этом аналитики партии давно отмечают, что к основному мужскому избирателю КПРФ надо бы добавить побольше женщин, которых и самих больше и которые более активны. Так вот, согласно данным ЦИК, сторонники ДЭГ – это в основном женщины (66%). Так что и потенциальный источник дополнительных голосов за коммунистов тоже уже признал цифровые выборы текущей реальностью. Скорее всего таких людей будет трудно переубедить, они просто не станут поддерживать ретроградную партию.
И если пока это, наверное, больше теоретические размышления, то к избранию Госдумы в 2026 году левым все равно придется что-то решать. Совершенно очевидно, что различные формы электронного волеизъявления будут превалировать, если вообще не доминировать. Отказываться от даже минимальных попыток конкурировать с властью за технологические инструменты голосования, конечно, можно было бы в том случае, если действительно есть потенциал для того, чтобы жестко выступать за их отмену. Но «снести» ДЭГ не получается, что показал московский опыт, когда КПРФ из голосования бумажными бюллетенями настоящую политическую кампанию выстроить то ли не успела, то ли по тем или иным причинам не захотела. В таких условиях результат будет всегда одним и тем же. Например, такой, о котором уже говорят в Центризбиркоме, где сравнили показатели по парламентским партиям и «получили вполне очевидный результат»: «Единственная партия, которая в ДЭГ получает худший результат, – это КПРФ. Все остальные партии выигрывают. При этом разница между таким голосованием и голосованием бумажными бюллетенями не превышает нескольких процентов».
«НГ» поинтересовалась у экспертов, почему же левые так жестко настаивают на неприятии ДЭГ, как бы не видя изменения политической и электоральной реальности. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что обычный способ голосования в любом случае отменен не будет, просто «если сейчас ДЭГ выступает в качестве альтернативы бумажному бюллетеню, то может стать так, что традиционный способ голосования станет альтернативой ДЭГ». Но совсем убрать бумажные бюллетени власти не могут, ведь множество избирателей воспринимают поход на участок как ритуал. В большинстве это электорат КПРФ, но и есть и избиратели других партий, в том числе «Единой России». Однако коммунисты не могут легко поменять позицию по ДЭГ, ведь годами они подвергали его обструкции. При резком развороте есть риск, что избиратель окончательно запутается: «Поэтому они будут придерживаться прежнего курса, призывая всех голосовать прежним способом, то есть добиваться бумажных бюллетеней». Макаркин заметил, что электорат у КПРФ составной, а потому будут те, кто вопреки словам лидеров партии проголосуют электронно, но будут и те, кто просто откажется приходить на участки. Также КПРФ все последние годы теряет городской протестный электорат, а традиционный – убывает по естественным причинам. «Но основные проблемы коммунистов – это не ДЭГ, а возраст избирателей, отсутствие критической повестки по отношению к власти и ярких стратегий протестного голосования. ДЭГ просто добавляет проблем, хотя свой ядерный электорат партия в любом случае сохранит – и на участках, и по дистанционке», – сказал «НГ» Макаркин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ», что прошедшие выборы показали: в ряде случаев традиционное голосование – это лучший способ мобилизации провластного электората, так что инструмент ДЭГ обоюдоострый. «Он может сыграть как за власть, так и против нее. Поэтому такое технологическое отставание КПРФ труднообъяснимо», – заметил он. Тем более что сами левые не раз заявляли – их электорат помолодел, а «бабушки и дедушки в основном предпочитают партию власти». «Коммунисты продолжают повторять свои прежние заявления, но если ДЭГ становится тотальным, то они все менее убедительны. Нужно или более активно бороться с дистанционкой, например, вплоть до бойкота выборов, или учиться ее использовать. Левым стоило бы настаивать на дополнительных мерах контроля. Или они бы могли, как Надеждин, использовать боты для выведения результатов ДЭГ, устроить параллельный подсчет», – подчеркнул Калачев.