Перевозка заключенных – это всегда трудоемкий и затратный процесс. Фото с сайта www.fsin.gov.ru
С 2025 года Минюст РФ запланировал тотальную гуманизацию условий конвоирования осужденных и арестантов. Будет запрещено набивать людей в автозаки, маломобильных заключенных смогут отправлять по этапу не в спецвагонах, а вообще самолетами. Намерения Минюста эксперты «НГ» посчитали разумными хотя бы потому, что их изложат в официальном документе, на неисполнение которого можно будет жаловаться. Но остаются сомнения в возможности реализовать подобные планы. В условиях СВО кадровый и финансовый дефицит в правоохранительных органах нарастает.
Как отмечают в Минюсте, приказ, вступающий в силу с начала следующего года, «показывает последовательное движение к гуманизации системы исполнения наказания». Сам этот документ подготовлен в целях реализации концепции развития уголовно-исполнительной системы (УИС) РФ на период до 2030 года.
В частности, предусматривается улучшение условий перевозки задержанных в автозаках. В этих спецавтомобилях должна быть увеличена площадь камер на каждого человека. Нельзя будет размещать в тамошних небольших одиночках обвиняемых или осужденных крупного телосложения или высокого роста, которые сразу оказываются в стесненных условиях. Если переезд занимает больше шести часов, в пути следует сделать как минимум одну санитарную остановку, создав «необходимые условия для приема пищи». Для конвоирования инвалидов и больных предлагается иметь спецтранспорт «с необходимыми для их здоровья условиями размещения». Также в приказе указано, что будет предусмотрена перевозка льготных категорий заключенных преимущественно воздушным путем. Железнодорожные спецвагоны должны использоваться только при невозможности перемещения контингента автомобилем или самолетом.
Все эти меры, поясняют в Минюсте, призваны «исключить жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение». При этом в ведомстве отдельно подчеркивают, что проект исключает возможность для сотрудников ФСИН вольно трактовать вводимые нормы: «Регламентирование режима и условий конвоирования, предусмотренное в проекте приказа, носит детализированный характер, исключающий возможности толкования и применения тех или иных норм по усмотрению должностных лиц». Что, дескать, обеспечит «неукоснительное соблюдение» прав арестантов и заключенных.
Юрист адвокатского бюро «Мушаилов, Узденский, Рыбаков и партнеры» Максим Окшин напомнил «НГ»: ч. 2 ст. 12 закона РФ от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ» в 2013-м была дополнена нормой о необходимости регламентации конвоирования в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти. Но главное, что нынешний приказ об утверждении порядка конвоирования издан взамен устаревшей инструкции от 24.05.06 № 199дсп/369дсп. То есть теперь все регламентировано открытым документом, а не бумагой для служебного пользования. И это значительно упрощает работу защитников в случае нарушения прав и законных интересов конвоируемых лиц, а значит, «является положительным шагом навстречу требованиям о гуманизации УИС».
Член президентского Совета по правам человека Александр Брод подтвердил «НГ», что голос правозащитников, адвокатов, самих подследственных и осужденных услышан. Это важно, потому что проблема поднималась не раз: доставки в суд или этапирование в колонию в другой регион чаще всего превращались в муку. Однако, настаивает он, как всегда, есть тревога относительно практического преломления правильных слов и норм в реальности. Будут ли в регионах в наличии необходимые транспортные средства или там снова начнут кивать на дефицит запчастей, топлива или денег на подорожавшие авиабилеты? «Тогда в итоге этапирование будет откладываться или осуществляться по старинке. Так что без обобщения практики и выявления узких мест, следовательно, без общественного контроля в данной ситуации не обойтись», – считает Брод.
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Дмитрий Тараборин полагает, что реализация этого приказа Минюста займет годы: «С учетом затрат государства на СВО на эти цели может просто не найтись средств». В действительности же, заявил он «НГ», бороться надо в первую очередь, например, с ростом числа помещаемых под стражу, для чего уже имеются все возможности. Однако делать это нужно через реальное реформирование уголовно-процессуального законодательства, заметил Тараборин. По поводу же новаций от Минюста, пока неясно, кто и как будет контролировать их соблюдение: «Заключенные находятся фактически в бесправном положении, и зачастую жаловаться на сотрудников ФСИН или конвойной службы для них просто небезопасно».
Как сказал «НГ» адвокат Александр Караваев, любую гуманизацию условий содержания людей в местах лишения свободы можно только приветствовать. Необходимость же предлагаемых Минюстом изменений назрела давно: тот же ЕСПЧ не раз признавал условия этапирования осужденных и обвиняемых пыточными, что обязывало государство привести их в соответствие с европейскими стандартами. Караваев подтвердил, что «сейчас иначе как пыткой этапирование назвать нельзя». Но он полагает, что к утвержденным в Минюсте изменениям возникает ряд вопросов – как раз по поводу их реалистичности. Например, увеличение площади на одного этапируемого в автозаке повлечет за собой необходимость иметь больше машин, а также штатных сотрудников. При этом не так давно во ФСИН заявляли и о нехватке почти 20% личного состава, и о тенденции к росту кадрового дефицита. Нехватка полицейских – а они отвечают за этапирование содержащихся под стражей, – как указывают в МВД, в этом году выросла до 150 тыс. человек.
Заметим при этом, что и сейчас сотрудников и транспортных средств уже не хватает: на судебные заседания обвиняемых теперь стали привозить иногда с многочасовым опозданием, причем как в Москве, так и в регионах. Также не стоит забывать, что новый приказ Минюста потребует и дополнительного финансирования зарплат. Между тем их нынешний размер зарплат в принципе невелик как в УИС, так и в МВД. Например, конвоир в данном ведомстве получает 35 тыс. руб. «И директор ФСИН, и глава МВД РФ бьют тревогу из-за такого недофинансирования. Однако есть ли у государства в настоящий момент деньги на комплексное улучшение положения арестованных и заключенных, а главное, входит ли это в его приоритеты – вот в чем самый большой вопрос», – заключил Караваев.