Руководство СРЗП обратило внимание на несправедливый порядок избрания депутатов ГД по округам. Фото с сайта www.spravedlivo.ru
Законопроект о повторном голосовании при избрании депутатов Госдумы по одномандатным округам подписала вся верхушка фракции «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) во главе с лидером партии Сергеем Мироновым. Речь идет о втором туре, который должен проводиться, если ни один кандидат не набрал более 50%. Сейчас же для победы хватает относительного большинства. Внезапная обеспокоенность эсэров правилами мажоритарных выборов подтверждает прогнозы «НГ» о возможных изменениях в избирательной системе РФ.
Вслед за Мироновым под законопроектом СРЗП значатся имена депутатов Госдумы Валерия Гартунга, Олега Нилова, Андрея Кузнецова, Николая Новичкова и Яны Лантратовой. Все они утверждают, что действующая модель избрания Госдумы не в полной мере соответствует Конституции РФ.
Причем той ее части, где говорится о народе как единственном источнике власти. Название инициативы эсэров прямо говорит об их замысле. Проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления повторного голосования на выборах по одномандатным избирательным округам» касается именно федерального уровня, то есть Госдумы. Напомним, что в настоящее время для ее формирования используется смешанная модель. В одну половину депутатов (225 человек) попадают выдвиженцы по единому федеральному округу в соответствии с голосами, полученными партиями, которые были допущены до выборов. Вторая половина – это победители выборов по одномандатным округам. Эти отдельные кандидаты тоже могут выдвигаться партиями, но могут быть и условно независимыми фигурами.
Поэтому ныне действующую избирательную систему обозначают как пропорционально-мажоритарную, при этом подчеркивая, что смешана она в пропорции 50 на 50. Потому что в региональных заксобраниях доли партсписков и одномандатников варьируются. Где-то действует федеральный принцип, а где-то списочным кандидатам отдано на розыгрыш не более трети мест, остальные мандаты распределяются по округам. Кстати, в ряде субъектов РФ выборы проходят только по партспискам, а в Москве, наоборот, только по округам. Однако хотя избирательная система и выглядит разнообразной, на всех своих уровнях она приведена к единому знаменателю в виде политической целесообразности.
Как уже не раз писала «НГ» (см. номера от 17.09.24 и 02.10.24), текущая электоральная практика показывает, что, видимо, наиболее выгодной для «Единой России» была бы столичная модель. Однако полная «мажоритаризация» скорее всего приведет партийную систему к окончательной деградации. Поэтому, судя по всему, реальной перспективой для партии власти становится перенос на федеральный уровень регионального подхода – треть списочников и две трети одномандатников. Недавняя выборная кампания продемонстрировала, как та или иная оппозиционная партия может получать и более 15% голосов – и всего лишь пару депутатских мандатов. Так что все-таки не исключено продвижение Госдумы именно по данному пути.
Эсэры, которые внесли 3 октября свой законопроект, то ли что-то знают на этот счет, то ли просто подстраховываются. Конечно, они не смогут провести изменения выборных правил без согласия ЕР, но получают, в случае его отклонения, обоснование заранее предупреждать о нечестном характере будущей думской кампании. Отсюда и пояснительная записка, сразу открывающаяся ссылками на несоответствие Конституции нынешних правил мажоритарных выборов. «Несоответствие реальным предпочтениям граждан и их последующему волеизъявлению происходит ввиду действующей модели выборов депутатов по одномандатным округам. При такой системе партии, имеющие пусть и большую, чем у других партий поддержку, получают зачастую непропорциональное количество мандатов. Такое положение приводит к определенному нежеланию многих избирателей принимать участие в выборах, поскольку такая избирательная модель приведет к гарантированному получению правящей партией более половины голосов», – указывают депутаты СРЗП.
Между тем ничего сверхъестественного партия Миронова и не предлагает: голосование в два тура действует для выборов президента и губернаторов. Как раз оттуда и взят принцип: если кандидат набирает поддержку более чем 50% пришедших на участки избирателей, то он и побеждает, а если таковых нет, то два фаворита соревнуются дальше. В действующем законодательстве прописаны и барьеры против разного рода электоральных уловок вроде намеренного снятия кандидатов для провала выборов как таковых. В контексте президента и глав субъектов РФ указано, что голосовать можно и за единственную кандидатуру, правда, тогда ей следует собрать более половины голосов. И такой прецедент уже был в Хакасии в 2018 году. Коммунист Валентин Коновалов неожиданно вышел во второй тур, действующий руководитель из ЕР с ним соперничать не решился, соскочили и кандидаты от других партий, но из-за политического ажиотажа вокруг этих выборов снизить Коновалову число голосов не удалось. А вообще-то тенденция такова, что во втором туре чаще всего шансы выше у оппозиционного претендента.
Любопытно, что эсэры предложили иной вариант страховки от политтехнологических форс-мажоров. Их законопроект гласит, что если все кандидаты в Госдуму по одномандатному округу, кроме одного, снялись, тот и становится депутатом без проведения повторного голосования.