1. Путин вырабатывает все принципиальные решения лично, на основе собственной компетенции, компетентности и чувстве исторической ответственности. Ярким доказательством этого явилось выступление президента в МИД 14 июня с.г. с изложением ключевых положений российских приоритетов во внешней политике и в формировании нового международного порядка. Большинство участников совещания исходили из максимум получасового выступления главы государства. На практике Путин говорил почти 80 минут по тезисам, написанным лично, о чем позже он сообщил журналистам.
2. Задача обеспечения безопасности страны и защиты русских и русскоязычных в Украине, стоящая перед Путиным с 2014 года, превратилась для него в главный экзистенциальный смысл правления. Передать власть кому-либо до окончательного, закрепленного международными гарантиями решения этого вопроса он не может. Поскольку это означало бы передачу преемнику не столько власти, сколько солидного пакета нерешенных проблем. На сегодня людей в окружении Путина, способных решать проблемы лучше президента, нет. Он это знает и твердо в этом убежден.
3. Путин не собирается уходить в отставку. В начале сентября в Туве девочка-школьница поинтересовалась у президента: «Как бы вы провели свой день, если бы были обычным свободным человеком, то есть не президентом?» Путин ответил коротко и внятно: «Мне трудно так сейчас представить, в сослагательном наклонении что-то изложить». Это важнейший месседж последнего времени и для своих, и для чужих: в собственных сценариях будущего исходите из факта моего присутствия во главе России. Тем самым Путин вернул на землю витающих в грезах, облаках и иллюзиях многочисленных западных политиков и оппозиционных экспертов, которые утверждают, что «есть Путин – есть проблема, нет Путина – нет проблемы». Путин есть.
4. Сегодня совершенно очевидно, что мир, находясь более двух лет под риском ядерной угрозы, созрел для настоящих переговоров по этой теме. Однако проведение успешных переговоров под вопросом. Самый серьезный западный политик, на самом деле понимающий последствия ядерной войны, – Джозеф Байден, к сожалению, через несколько месяцев уходит. Ни Харрис, ни Трамп не имеют соответствующей внешнеполитической квалификации, чтобы даже осознать значение этой темы для мира.
5. Прошедшие годы и месяцы СВО, жесточайших санкций и радикальной трансформации движущих сил российской экономики однозначно показали, что отечественному общественному и политическому сознанию пора решительно отказаться от представлений, некогда посеянных Бжезинским, будто величие России зиждется на единстве с Украиной. Мол, вырвите Украину из сферы влияния Москвы, и России как великой державе придет конец. Сегодня очевидно, что Россия в мире существует независимо от степени близости с какой-либо страной или группой стран. Освобождение от умозрительных конструкций в головах влиятельных идеологов – мощный фактор нормализации процесса развития и оценки фундаментальных рисков и возможностей. Россия может быть великой и важной державой независимо от степени интеграции с другими странами. Величие страны оценивается уровнем благополучия и уровнем возможностей граждан, достижениями в здравоохранении, образовании, науке и технологиях.
6. Говоря об экономике России, нужно иметь в виду простую деталь. Федеральный бюджет, представленный в Государственную думу, исходит из цены на нефть в 60 долл. за баррель. А по прогнозу, среднегодовая цена нефти в 2025 году будет 69 долл. за баррель. Это очень высокий уровень консерватизма, реализма и трезвого расчета правительства Мишустина. Можно ожидать, что экономика РФ сохранит управляемость и темпы развития, позволяющие решать поставленные задачи. И очевидные структурные и технологические трудности именно в 2025 году не будут иметь решающего значения. Решающее значение при данном уровне развития промышленности имеют бюджетная сбалансированность и валютная стабильность.
7. Боевые действия сегодня позволяют судить, что главная цель российских войск на земле – выход на административные границы Донецкой и Луганской областей. Перечисляя задачи, Путин все чаще использует такую лексику: освобождение Донецкой, Луганской областей, Новороссии. Можно предположить, что Новороссия представляет собой лишь часть Херсонской и Запорожской областей. Главное тут – наземная, по суше, связь с Крымом. Если эти наблюдения верны, можно более предметно представить картину, которая позволит назвать завершение СВО успешным, а ее цели – достигнутыми.
8. Необходимо подчеркнуть, что в последние месяцы произошло очевидное изменение оценки российским руководством характера украинской государственности и ее субъектности. Это важнейшее отличие по сравнению с началом СВО. Сегодня Россия признает, что значительное число жителей Украины делают выбор в пользу действующей в стране власти, считают себя украинцами, не желают видеть никакого будущего совместно с Россией. Тем самым российское руководство признает государство Украина. Когда на Западе распространяется нарратив, что Москва хочет уничтожить Украину как государство, это очевидное несоответствие сегодняшним реалиям. Более того, именно указанный нарратив позволяет западным политикам утверждать, что, уничтожив Украину, Россия пойдет дальше в Европу – в Польшу и балтийские страны.
9. Говоря о возможных переговорах, на Западе вообще не упоминают тему легитимности подписи Зеленского в глазах Путина. Мол, это очевидно, раз Зеленский летает по миру со своим «планом мира». Хотелось бы предостеречь западных партнеров от упрощенной трактовки замечаний Путина и его озабоченности относительно того, что Конституционный суд Украины может впоследствии постановить, что Зеленский не продлил свои полномочия должным образом, а стало быть, его подпись не имеет силы. «Обманули, надули, кинули и вновь надули» как оценочные суждения, почему все пошло не так, как ожидали, после СВО уйдут навсегда из лексикона политиков. Уровень взаимного доверия даже не на нулевой отметке. Тотальное недоверие порождает сейчас потребность в предоставлении исчерпывающих по доступной правовой определенности переговорных полномочий.
10. Представляется, что сегодня тема нового международного порядка, обеспечивающего равную безопасность государствам, в одинаковой степени актуальна для критического большинства стран в мире – на Западе и Востоке. Главный вопрос заключается в том, удастся ли создать новый международно-правовой каркас мирного сосуществования не на обломках третьей мировой. Вспомним, что Версальский и Ялтинско-Потсдамский миры были рождены именно на обломках/пепелищах катастроф Первой и Второй мировых войн. Но человечество ведь обязано хоть чему-нибудь учиться! И искусственный интеллект здесь совсем ни при чем.