Глава юридической службы КПРФ Георгий Камнев подтвердил, что обращения в высшую судебную инстанцию – на контроле в ЦК. Фото с сайта www.kprf.ru
По информации «НГ», в КПРФ принято принципиальное решение подавать в Конституционный суд (КС) РФ при каждом абсурдном случае снятия или недопуска партийных кандидатов на выборах любого уровня. Сейчас коммунисты надеются на положительное решение по очередному кейсу из Оренбургской области. Эксперты полагают, что если КС и встанет на сторону левых, то скорее всего решение окажется подчеркнуто расплывчатым. Это не позволит изменить избирательную практику в целом, но даст руководству КПРФ возможность заявлять, что своих не бросают.
На днях стало известно, что КС рассмотрит уже вторую жалобу оренбургских коммунистов «против избирательного беспредела». Как сообщил «НГ» член президиума ЦК, глава юрслужбы КПРФ Георгий Камнев, федеральные юристы партии курируют все подобные дела и помогают составлять иски. «Судя по предыдущему делу, перспективы хорошие», – заметил он. Камнев подтвердил, что есть принципиальное решение давать ход каждому случаю нарушения прав кандидатов-коммунистов вне зависимости от уровня выборов.
По итогам разбирательств КПРФ планирует вносить поправки в избирательное законодательство, также у партии есть и свой Избирательный кодекс. Он, конечно, вряд ли будет принят Госдумой, однако коммунисты надеются, что после исков в КС будут закрыты хотя бы отдельные правовые лакуны, которые позволяют избиркомам легко снимать с выборов оппозиционных кандидатов.
Напомним, что КС принял к рассмотрению жалобы трех кандидатов КПРФ из Оренбургской области, которые баллотировались в местные советы. Ольга Ведяшкина, Надежда Лепикоршева и Сауле Шинтемирова оспаривают ряд норм, которые позволили избиркомам вернуть им документы на регистрацию без рассмотрения, несмотря на судебное решение о допуске к выборам. Вся суть в том, что суды это постановляют уже после завершения этапа регистрации. Или, как пояснил первый зампред ЦК Юрий Афонин, КПРФ пытается снять правовую коллизию, пользуясь которой власти на местах блокируют выдвижение выигравших суды оппозиционных кандидатов по сугубо формальным причинам. История в Оренбурге произошла еще в 2022 году – и тянется до сих пор, а суть ее в том, что избиркомы не считают равнозначными фразы «выдвижение списка кандидатов» и «выдвижение кандидатов списком». Это якобы и дает право отказывать в регистрации, ведь партия обязана голосовать по каждой кандидатуре. Заметим, что ранее КС действительно уже встал на сторону оренбургских коммунистов, когда в Орске из-за опечаток в имени одного кандидата к регистрации не допустили весь партсписок. И это решение КС сейчас уже оформлено правительством РФ в виде поправки в избирательный закон.
При этом как раз в последние годы КС чаще всего сторонился четких решений по политическим вопросам, предпочитая в принципе не принимать подобные иски. Обычно следовало такое объяснение этому: дескать, это все регулируется законодательными органами власти страны. Однако первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что такие иски все-таки не политика в прямом смысле слова: «Даже если КС постанавливает внести изменения в законы, это не компетенция суда, и не факт, что на законодательном уровне они будут приняты. Ведь решения КС часто написаны мягкими формулировками. Да и на выборах кандидатов не удастся восстановить уже просто по срокам. Другое дело, что КС посылает сигнал – кандидатов нецелесообразно снимать по данным основаниям. Но, во-первых, у нас не прецедентное право, во-вторых, практика относительно неугодных кандидатов вряд ли изменится – запретят одни основания для снятия, появятся другие». Но даже относительно позитивная позиция КС поможет КПРФ отстаивать своих кандидатов в судах общей юрисдикции. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что, может быть, количество исков в КС все-таки перешло в качество. «В любом случае это хорошая история для имиджа обеих сторон. Если одной важно показывать свою оппозиционность и борьбу в защиту кандидатов, то другой – свои значимость и авторитет, место в федеральных органах власти. Для КС это способ продемонстрировать, что он высший суд и от него что-то зависит», – считает эксперт. Хотя, напомнил «НГ» Калачев, КС и раньше выносил свои суждения по тем или иным положениям избирательного законодательства, особенно когда выборы стали в целом безопасной темой.
«НГ» также поинтересовалась, почему к кандидатам-коммунистам стало в последние годы более настороженное отношение. Как считает Камнев, «такое отношение идет сверху, тот же ЦИК уже перешел в откровенное наступление на партию». «Если мы считаем, что Центризбирком должен быть арбитром, стоять над схваткой, то, видимо, его руководство посчитало, что надо быть более активным в защите политического режима». Он привел такой пример: раньше КПРФ подавала жалобы на нарушения на выборах разного уровня, часть признавали, часть не признавали, но все рассматривали. А сейчас на жалобы со стороны КПРФ пожаловался уже сам ЦИК из довыборов в Госдуму в Брянской области. Макаркин по этому поводу заметил, что хотя все знают, что КПРФ – это парламентская и системная партия, в регионах рассуждают по-разному: «КПРФ должна отрабатывать оппозиционную повестку на местном уровне, а там нередко есть конфликты с властями. Региональные администрации могут рассуждать таким образом: нужна ли нам такая скандальная фракция или кандидат? Ведь критика теперь часто воспринимается как подрыв авторитета власти, а стремление избирать полностью лояльных иногда приводит к перегибам».