Фото Ярослава Чингаева / Агентство «Москва»
ЦИК России 23 октября обсудил основные положения концепции развития государственной автоматизированной системы (ГАС) выборы до 2030 года. Ее предполагается сделать полностью цифровой, чтобы современные электоральные технологии не вступали в конфликт с устаревшим софтом. Ни дистанционное электронное голосование (ДЭГ), ни диджитал-реестр избирателей, ни виртуальные протоколы с результатами. Глава Центризбиркома Элла Памфилова уже доложила президенту РФ, что с 2025 года действует только ГАС 2.0. Как говорят, это сделает выборы удобнее для избирателей, хотя и власти, конечно, в накладе не останутся.
Замглавы Минцифры Олег Качанов на заседании ЦИК напомнил, что предыдущая концепция развития ГАС «Выборы» была принята в конце 2020 года. Ее положения в первую очередь позволили создать нынешнюю цифровую платформу, благодаря которой теперь и будет создан ее полностью цифровой аналог.
В Центризбиркоме точно никого не смущает совмещение в одной фразе двух слов, которые вообще-то в народе употребляются как антонимы. Наверное, потому, что на самом деле не меняется главное – ГАС «Выборы» остается интерфейсом любых избирательных кампаний. Просто раньше система была децентрализованной, а теперь она централизована, напомнил Качанов. С точки зрения баз данных и центров их обработки. А эти базы имеют связь с информационными банками других госорганов. Надо понимать, что прежде всего с базами МВД, ФНС или Минюста, отвечающего за реестр иноагентов. Памфилова, правда, не раз подчеркнула, что ГАС «Выборы» остается автономной структурой. И в ней, как можно понять, по-прежнему имеются две отдельные части. И настолько жестко разделенные, что информацию из одной части перекидывают в другую исключительно на съемных носителях.
Председатель ЦИК 14 октября на встрече с президентом РФ объявила, что с начала 2025 года старая ГАС с индексом 1.3.1 уходит в прошлое, теперь будет современная система. Поскольку тот кремлевский разговор сразу же перешел к теме растущей популярности у избирателей такого способа участия в выборах как ДЭГ, то понятно, что ГАС 2.0 в первую очередь открывает дорогу полномасштабному применению цифровых электоральных сервисов. Кроме ДЭГ это, прежде всего, «Мобильный избиратель», то есть платформа для голосования по месту нахождения гражданина. В новой ГАС все ограничения «Мобильного избирателя» как по уровню выборов, так и по применяемой избирательной системе – пропорциональной или мажоритарной – будут сняты.
Это станет возможным благодаря электронному реестру избирателей, который пока ввела только Москва. После чего столица и предложила разделить ДЭГ как таковое и очное диджитал-голосование через специальные устройства на обычных участках. Теперь, если будет финансирование, терминалы электронного голосования (ТЭГ) распространятся уже по всей стране. Понятно, что как только ТЭГи станут массовым явлением, чисто цифровые итоговые протоколы выборов станут просто необходимостью. Член ЦИК от КПРФ Евгений Колюшин попытался определить эти документы как исключительно виртуальные, потому что, дескать, ни одна комиссия не сможет проверить достоверность содержащихся там цифр. Как это сейчас практически невозможно сделать с балансом голосов, полученных через ДЭГ, заметил он.
Представитель коммунистов, кстати, пояснил, что он сам был бы не против каких-либо электронных выборов, если бы именно под них было составлено соответствующее законодательство, которого, по его мнению, сейчас нет. Понятно, что от Колюшина – давнишнего борца с ДЭГ коллеги по ЦИК традиционно отмахнулись. Ведь главный субъект избирательных кампаний, а это, конечно, граждане РФ, новым возможностям только радуются из-за их удобства. Однако, естественно, не останутся в накладе и власти, которым не менее удобно работать с электоратом по-настоящему в онлайн-режиме. Во всероссийском масштабе это впервые случится 18-20 сентября 2026 года на выборах в Госдуму.