Руслану Татаринову (на экранах) обещан пост сопредседателя партии после победного возвращения с СВО. Фото с сайта www.spravedlivo.ru
«Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) определила, что обновленной идеологией партии станет патриотический социализм. Об этом лидер СРЗП Сергей Миронов объявил в прошедшие выходные – и это, по сути, резюме приветственной телеграммы ХIV съезду от президента РФ Владимира Путина. В руководстве эсэров сохраняется институт сопредседателей, но один из них – Геннадий Семигин сам ушел уже сейчас, а второй – Захар Прилепин значительно ослаблен по результатам кадровой зачистки центральных органов.
В телеграмме президента съезду СРЗП, в частности, сказано: «C первых дней создания ваша партия занимает твердую патриотическую позицию, последовательно отстаивает базовые ценности социальной справедливости». Путин пожелал эсэрам реализации всех намеченных планов «на благо России и нашего народа».
Фактически же президент и подсказал партии правильное направление для движения – к тому самому патриотическому социализму. Однако, конечно, не менее важным следует считать и сам факт приветственной телеграммы. Это может, например, означать, что былые заблуждения СРЗП вроде молота «Вагнера» в руках Миронова теперь позабыты. Более того, не исключено, что отныне в каждом отделении партии или любом региональном Центре защиты прав граждан должны лежать собственные кувалды. Возможно, с ними наперевес эсэры и пойдут на выборы 2025 года, чтобы занять стартовые позиции перед забегом в Госдуму-2026.
Между тем, хотя ранее и заявлялось, что кадровых вопросов на съезде точно не будет (см. «НГ» от 21.10.24), Семигин из сопредседателей СРЗП все-таки ушел. Мол, он сам решил сложить свои полномочия, пояснил Миронов на президиуме центрального совета. Якобы для того, чтобы сосредоточиться на другой работе, не уходя из партии. Но в связи с этим СРЗП устав не меняет: еще одним сопредседателем остается писатель Прилепин. Вакантное же место в правящей тройке Миронов предложил через год отдать главе аппарата фракции в Госдуме Руслану Татаринову, ушедшему на СВО. «Это еще один полковник Российской гвардии, который находится на передовой. Это будет достойная кандидатура, пускай знает, что пост сопредседателя ждет его», – заявил Миронов.
Под разговоры, что кадры на переправе не меняют, на съезде СРЗП прошла фактическая зачистка руководящих органов партии. Заменены 11 членов центрального совета и один человек из его президиума. Им стал Александр Казаков, которого считают квотой Прилепина. К ней же можно отнести еще четверых отставников. Представителями в центральном совете от Семигина также были четверо человек из ротированных. Однако зачищены были и стародавние эсэры, например, чисто левый политик Олег Шеин, взгляды которого разошлись с партийными установками уже давно.
Конечно, как рассказал «НГ» источник в СРЗП, это не стоит рассматривать как наказание, «полномочия сложили с людей, утративших связь с партией». Но при этом он подтвердил, что Миронов в результате съезда серьезно укрепил вертикаль своей власти. Например, 14 новых членов центрального совета – это люди, лично преданные председателю партии, а Татаринов и вовсе давний и верный соратник Миронова. По мнению источника «НГ», в идеале у руля СРЗП должен остаться один: «Начали бить более слабого – Семигина, у Прилепина в силу ряда причин пока сильные позиции, его решено пока не трогать». По словам собеседника «НГ», решено обойтись без резких телодвижений, чтобы совсем не напугать актив, однако и в реальности «институт сопредседателей, по сути, ничего не дал, если не забрал: «Прилепин имеет имя и вес в администрации президента, но для партии он ничего не сделал. Поэтому рано или поздно дойдет очередь и до него. Сейчас есть цель его максимально ослабить, чтобы в идеале он сам ушел, без скандалов».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил, что «Прилепин уже и так зиц-сопредседатель, иначе бы его людей не убирали из руководящих органов. Фактически партия вернулась к единоначалию. У Прилепина была роль символическая, а от Семигина партия несла имиджевые потери». По мнению эксперта, эсэры предпочитают не делать радикальных внутрипартийных изменений, «оглядываясь на вышестоящих товарищей, то есть на Кремль, где у Прилепина есть свое лобби».
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ», что, судя по всему, «Миронов решил рубить хвост кошке по частям, процесс возвращения партии под одного председателя растянулся во времени». Прилепина мягко подводят к разводу с СРЗП, лишая его влияния внутри партии. Но в принципе писатель нужен эсэрам для апелляции к патриотической части избирателей, да и собственный вес у того есть, скажем, недавно Прилепин вошел в состав президентского совета по культуре.
Что касается обновления партийной идеологии до патриотического социализма, то в документах съезда СРЗП об этом сказано так: «Граждане России желают и заслуживают жить в справедливом обществе, в действительно социальном государстве, действующем в интересах трудящегося большинства. На это направлен широкий круг социально-экономических предложений и законодательных инициатив депутатов партии в законодательных и представительных органах власти». «Гражданский патриотизм обеспечивает суверенность развития общества и государства на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Глубокие патриотические чувства мотивируют граждан и общество на трудовые свершения и ратные подвиги» – вот таким образом связываются патриотизм и социализм, которые в жизни государства и общества взаимообусловлены. Партия Миронова пообещала «бороться за создание в стране новой духовно-идеологической атмосферы справедливости и солидарности, всеобщего взаимоуважения и человеколюбия».
Член центрального совета СРЗП Михаил Емельянов пояснил «НГ»: «Социализм – это традиционный термин для нашей партии, а в условиях СВО он может быть только патриотическим, так что все логично». При этом он уверен, что раз глава государства прислал телеграмму, то это не просто знак вежливости, но и показатель того, что партия находится в обойме президента.
Однако Калачев настаивает, что ультрапатриотизм точно ничего не дал эсэрам, а скорее забрал, например, произошло сокращение электората. По поводу провозглашенной на съезде идеологии он заметил, что тут нет ничего нового: «Партия вернулась к старым корням, к своим истокам. Слово «патриотический» недаром прилагательное». И Калачев напомнил, что «патриотическую приставку» уже пытались добавлять к разным идеологиям, например, был «патриотический либерализм» в 90-х годы, в условиях же СВО это тем более логично.
Мухин заметил, что объединить «социализм» и «патриотизм» – все равно что скрестить ужа с ежом: «Это риторика на тему единства и борьбы противоположностей. Судя по всему, ставка делается просто на популизм. Но в итоге эта концепция пока выглядит плохо проработанной, в таком виде она ничего не дает партии. Ведь у нас нет сегодня не патриотических партий, даже «Яблоко» – патриотическое». Как считает Мухин, в результате замеса идеологий эсэры могут дезориентировать свой актив и потенциальных избирателей. «Потому что социалисты – это всегда левые, а патриоты – правые. И вообще для начала СРЗП нужно четко определиться: лоялистская партия или оппозиция. И от этого уже отталкиваться. Пока такого эсэры не сделают, преодолеть внутрипартийный кризис не получится», – подчеркнул эксперт.
По поводу телеграммы от главы государства к съезду СРЗП эксперты высказались фактически одинаково. Калачев заметил, что это, конечно, сигнал сверху всей чиновничьей вертикали – партия остается в обойме президента, она есть в сценарии думской кампании 2026 года. Но тут имеются и нюансы: «Хотя Миронов – давний соратник президента, а президент у нас сентиментален, а СРЗП – заслуженная партия, но она сама себя должна вытащить». При этом поздравления не обеспечивают партии автоматического появления в парламенте по результатам очередных выборов, телеграмма – это не индульгенция. Мухин уверен, что это просто жест вежливости в адрес парламентской партии. Прохождение в Госдуму-2026 президентская телеграмма эсэрам не гарантирует: «Дан сигнал, что они в обойме только до 2026 года, им прежде всего самим надо определиться в отношениях с избирателем, а не путать его».