Группу товарищей, захватившую дворец президента Афганистана в Кабуле, еще три года назад считали террористами. Кадр из видео с канала Al Jazeera на YouTube
Сенаторы и депутаты отреагировали на визит секретаря Совбеза РФ Сергея Шойгу в Афганистан инициативой о возможности временно приостанавливать запрет в России тех организаций, которые сначала занимались терроризмом, а потом – уже нет. Афганские СМИ сообщили, что Шойгу якобы подтвердил скорое исключение движения «Талибан» (признано в РФ террористическим и запрещено) из соответствующего списка. Оба события официально никто не связывает, но случайности тут маловероятны. При этом признаков законотворческого аврала пока нет, а есть, наоборот, взятая пауза. Возможно, это связано как с ходом переговоров с талибами, так и с разногласиями внутри российской власти.
Под поправками «в отдельные законодательные акты РФ» стоят подписи семерых сенаторов и пятерых депутатов Госдумы. Имена председателя комитета Совета Федерации по госстроительству Андрея Клишаса или главы комитета Госдумы по безопасности Василия Пискарева вроде бы указывают на то, что данную инициативу парламент должен будет утвердить без проблем и проволочек. Однако пока никакого продвижения этого законопроекта не заметно, более того, по поводу него в течение полусуток вообще была взята очевидная медийная пауза.
Например, на протяжении этого времени можно было с удивлением наблюдать, что сенатор Клишас как обычно оперативно не информирует общество об очередной своей идее через собственный Telegram-канал. Документ появился в базе Госдумы еще вечером 25 ноября, а сообщение о предложении такой важной корректировки антитеррористического законодательства вышло лишь в середине следующего дня. Пискарев же об этом примере коллективного законотворчества и вовсе не упомянул.
При этом буквально чуть-чуть раньше сенатора отреагировали 26 ноября на законопроект и ленты информационных агентств. Вот там уже прозвучали намеки на то, что инициатива парламентариев может быть как-то связана с только что состоявшимся визитом Шойгу в Афганистан и его переговорами с правительством этой Исламской Республики.
Российскую делегацию афганские партнеры принимали в том самом президентском дворце. Фото с сайта www.dpmea.gov.af |
Кстати, сам Шойгу «сказал журналистам по итогам визита» о многом, но только не об этом якобы сделанном им заявлении. А СМИ, сопровождавшие его в поездке, наверное, просто не успели запросить подтверждения. Между тем законопроект группы сенаторов и депутатов так и продолжил оставаться в Госдуме без движения, он даже не был отправлен в профильный комитет. Такие заминки случаются, когда Госдума уходит на каникулы или хотя бы проводит неделю работы в регионах. Однако как раз сейчас на Охотном Ряду полный аншлаг. И все это приметы того, что данный изумительный законопроект как минимум додумывается и дорабатывается на ходу, а то и переписывается, если вообще не подвешивается на некоторое время. Впрочем, вполне возможно, что изначально так и задумывалось – скажем, потому, что переговоры с талибами уже перешли в стадию, когда необходимо «подвесить морковку». То есть что-то не просто пообещать, а показать.
Заметим, что о перспективе исключения «Талибана» из перечня запрещенных в России террористических организаций во власти говорят давно и с не самых последних ее высот. К примеру, в октябре на этот счет высказались и директор ФСБ Александр Бортников, отметивший, что соответствующие процессы близки к завершению, и спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов, который вообще пояснил, что на самом верху решение уже принято. А президент РФ Владимир Путин летом этого года прямо сказал, что России «надо выстраивать отношения с правительством «Талибана» и в целом у нас контакты есть». Однако проект необходимого для того законодательного акта, судя по всему, подготовлен в изрядной спешке.
Оттого его и можно считать изумительным: например, поправки в Кодекс административного судопроизводства (КАС), прописывающие процессуальные тонкости решения о переводе террористов в статус просто хороших ребят, находятся под общим заголовкам, хотя по отношению к кодексам это не принято. Нет и отзыва правительства РФ, но главное – оценки от Верховного суда РФ. А ведь все будет проводиться именно через суд по запросу прокуратуры – и при обязательном участии ФСБ в качестве третьего лица. При этом те новые нормы, которые предполагается внедрить, даже с точки зрения русского языка выглядят не самыми стройно изложенными.
Еще более любопытен закладываемый под букву закона дух: «Запрет деятельности организации, включенной в единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством РФ террористическими, может быть временно приостановлен… при наличии фактических данных о том, что такая организация после включения ее в указанный список прекратила осуществление деятельности, направленной на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма». Или же перестала совершать тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные ст. 205–206, 208, 211, 220, 221, 277–280, 282.1–282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса РФ. Видимо, потому, что огорчилась из-за включения в российский список, а может быть – и испугалась. Кстати, в сам КАС заложен принцип выключателя-качельки, потому что и приостановление запрета, и отмена такого решения будут проходить по одной и той же процедуре.
Скорее всего талибам по большому счету и с точки зрения усиления экономических отношений с РФ все равно, есть они в каких-то запретных списках или нет. Хотя для морального удовлетворения и большего международного авторитета лучше из перечня террористов быть выведенным. России с ее нынешней мировой репутацией подобное признание «Талибана» тоже не сильно повредит. Однако странный политический ритм «шаг вперед и кружение на месте» может косвенно показывать наличие альтернативных позиций внутри российской власти. Нельзя исключать, что, допустим, против талибов может быть часть силовиков. Или, положим, какие-то внешнеполитические чиновники опасаются вполне вероятного охлаждения отношений с некоторыми странами СНГ.
* * *
За развитием отношений РФ и Афганистана внимательно следят российские Telegram-каналы.
«Афганистан - бедная страна, но вместе с тем обладающая огромными запасами ценнейших элементов таблицы Менделеева. Сегодня талибы контролируют территорию, крайне важную в контексте развития ШОС (где Афганистан - страна-наблюдатель). Поэтому говорить с ними необходимо, без вариантов. Повторим ранее высказанную мысль: долгосрочное умиротворение центральноазиатского региона, в том числе через экономическое и политическое сотрудничество отвечает интересам России», - пишут авторы канала «Мюсли вслух».
«Отметим, что еще в прошлом году ООН сообщало, что политика талибов привела к сокращению посевов опиумного мака на 95%. Сомневаемся, что у ООН есть возможность широкого мониторинга и статистика предельно точна, однако уже в 2020 году тогда еще секретарь СБ Николай Патрушев сообщал о значительном сокращении наркотрафика в Россию. А это одно из ключевых требований Москвы к талибам – поток зелья должен если не иссякнуть полностью (вряд ли талибы способны пресечь все поползновения своей наркомафии), то серьезнейшим образом сократиться», - пишет «Мейстер».