В ходе наблюдения за белорусскими выборами Элла Памфилова пришла к определенным выводам. Фото с сайта www.cikrf.ru
Председатель ЦИК России Элла Памфилова в ходе поездки в Белоруссию одобрила ее решение отказаться от заграничных участков для голосования. Она напомнила, что в 2024 году граждан РФ за рубежом пришлось защищать от нарушения их избирательных прав, которое было спровоцировано иностранными правительствами. Центризбирком обещает этого больше не допускать и потому, видимо, присматривается к белорусскому пути. Внутри же страны расширяются полномочия общественных наблюдателей по информационному обеспечению выборов. Так что те объективно будут все более контролируемыми и предсказуемыми. С точки зрения уже не только результатов, но и самого проистечения электоральных кампаний.
Памфилова пояснила, что ЦИК планирует все-таки решить проблему с нарушением прав российских избирателей за рубежом. Ведь, по ее словам, им пришлось столкнуться с беспрецедентным давлением со стороны стран Запада во время проведения президентских выборов в марте 2024 года. Как сообщил ТАСС, Памфилова подчеркнула: «В этой ситуации, когда нашим гражданам приходилось преодолевать невероятные трудности, чтобы проголосовать, я думаю, абсолютно правильным было решение, чтобы не давать повод издеваться над гражданами Белоруссии. Правильно сделали: все, кто хочет, может приехать в республику и проголосовать. Поэтому вот здесь я поддерживаю».
«У нас до сих пор очень либеральное законодательство в этом плане, но мы тоже сейчас будем думать над тем, что предпринять, чтобы не столкнуться с этим вопиющим циничным ограничением, нарушением прав со стороны западных псевдодемократий по отношению к нашим гражданам», – заявила она. Напомним, что в Белоруссии было решено, что проживающие за границей граждане могут отдать свой голос, если прибудут в страну и проголосуют на специально организованных для них участках.
«НГ» уточнила у экспертов, возможно ли распространение белорусского опыта на Россию. Ранее картинки массового зарубежного голосования играли на руку властям, к примеру, на президентских выборах 2018 года. Однако в 2024-м число иностранных участков резко сократилось – из-за тамошних властей, естественно, а доступ из-за границы к дистанционному электронному голосованию (ДЭГ) был заблокирован во избежание хакерских атак.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Такая практика в перспективе и у нас может возникнуть. Но все-таки скорее всего полного повторения не будет». Полного отказа от заграничного голосования не будет и потому, что российская и белорусская эмиграции существенно различаются. Так, из России было пять волн эмиграции начиная с 1917 года. Значимы сейчас только последние две: эмиграция 90-х, а она как раз в основном поддерживает власть, и эмиграция после 2022 года, которая, наоборот, настроена резко оппозиционно, да еще и имеет навыки наблюдения за выборами и выдвижения на них. У Белоруссии нет такой значительной части эмиграции, которая поддерживала бы власть. Поэтому зарубежное голосование для Белоруссии более болезненно.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин напомнил «НГ», что раз в России право голосовать закреплено в Конституции, даже если человек находится за рубежом, то опыт Белоруссии по отказу от зарубежных участков будет вредной практикой. «Это было бы и стратегической ошибкой, потому что результаты таких выборов в итоге могут быть оспорены теми людьми, которые хотели бы проголосовать, но не получили возможности», – заметил он. И если Белоруссии в силу компактности этой страны оппозиция может нанести существенный удар, то для России данный фактор не является определяющим. «Отказ от участков за рубежом – это путь к делигитимизации выборов. И пока это мнение только председателя ЦИК, которое может быть откорректировано сверху», – подчеркнул Мухин.
Между тем президентский Совет по правам человека (СПЧ) только что продлил и расширил полномочия своей Временной рабочей группы по мониторингу избирательных прав граждан (МРГ). Глава МРГ Александр Точенов сообщил, что теперь в задачи этой структуры входит мониторинг электорального процесса в целом, а не только дней голосования. Так что в 2025 году МРГ начнет работу с момента объявления единого дня голосования и закончит уже после 14 сентября своим заявлением и итоговым докладом. Напомним, что МРГ – это часть института так называемого общественного наблюдения, которое обеспечивает «правильное» информационное освещение выборов и их защиты от любых нападок со стороны оппозиции.
Мухин сказал «НГ», что расширение полномочий МРГ – это есть расширение такого общественного контроля. «Делается это как раз с целью легитимизации результатов выборов. Полноценное информационное сопровождение выборов на всех этапах, что называется, с полей. Двойной контроль: от Центризбиркома и гражданского общества». Макаркин считает, что это в основном стремление повысить роль СПЧ. «Это как раз важно государству – повышать легитимность выборов, СПЧ может с этим помочь, тем более такой опыт уже есть», – пояснил он. А президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов заметил «НГ», что «на сегодняшний день это все надуманные темы»: «За рубежом интерес к выборам у граждан РФ не слишком высок и особой проблемы для власти не представляет. В целом это настрой Центризбиркома на демонстрацию защиты избирательной системы от попыток и угроз из-за рубежа вне зависимости от реалистичности этих угроз. То есть попытка подчеркнуть свою роль в укреплении осажденной крепости».