Фото сайта balashiha.ru
В пакете правительственных законопроектов о повышении эффективности борьбы с экстремизмом ключевым выглядит один документ. В нем содержатся поправки одновременно в закон о СМИ и профильный акт о противодействии экстремистской деятельности. Базой для корректировки выступает ст. 282. 1 Уголовного кодекса (УК) РФ, в которой говорится не только об организации экстремистов, но и о неких их сообществах. Теперь им дано определение – это приговор суда в отношении всего лишь одного лица. После того как законодательство будет обновлено, всем СМИ предстоит внимательно отслеживать различные государственные реестры, чтобы не попасть под действие «запретительной» ст. 4 соответствующего закона.
Вполне понятна, например, поправка в ст. 282 УК «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», куда добавляются два отягчающих обстоятельства. Во-первых, это соответствующие призывы, «сопряженные с оправданием или пропагандой применения насилия или угрозы его применения». Во-вторых, это предшествующее административное наказание лица за аналогичное деяние. То есть и здесь вводится та самая преюдиция, связанная с рядом положений Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Напомним, что КоАП завязан в уголовных делах и о демонстрации запрещенной символики, и об экстремистских высказываниях, и, например, о дискредитации Вооруженных сил РФ.
Поправка же в ст. 282. 2 УК, которую также предлагает правительство, выглядит менее очевидной – дескать, экстремистской считается организация, которая признана экстремистской. Тут как раз и нужно изучить третий законопроект из пакета 6 февраля. Он вносит корректировку в законы о СМИ и о противодействии экстремистской деятельности. И становится ясно, что все-таки появляется определение «экстремистского сообщества»: «Экстремистской организацией также признается экстремистское сообщество в случае вступления в законную силу обвинительного приговора по уголовному делу в отношении лица за создание сообщества, предусмотренного ст. 282. 1 УК РФ, за руководство этим сообществом или участие в нем».
Отсюда уже и следует, что СМИ, которые не хотят подпасть под действие «запретительной» ст. 4 своего профильного закона, должны будут отслеживать все государственные реестры, где перечисляются не только запрещенные организации, но и те, что просто поименованы экстремистскими. А те же «сообщества» станут возникать буквально в рабочем порядке по ходу деятельности судебной системы. Другим вариантом для СМИ становится максимальный отказ от освещения активности так называемой несистемной оппозиции.