Руководство ЛДПР по-прежнему получает меньше телевизионного внимания, чем коммунисты. Фото с сайта www.ldpr.ru
Всю первую половину года КПРФ удерживает в федеральном политическом телеэфире позицию после «Единой России». ЛДПР, которая давно заняла второе место в электоральном рейтинге, так и остается третьей на госТВ. А вот «Новые люди» обогнали «Справедливую Россию – за правду» (СРЗП) и по вниманию СМИ, и по социологическим замерам. Однако эксперты напоминают, что важно не только количество, но и качество упоминаний. Красивый медиаиндекс не обязательно делает выборные перспективы более широкими.
Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) и отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний опубликовали анализ полугодового медиамониторинга партийного эфира пяти телекомпаний, которые можно считать федеральными. Это «Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен ТВ. Общий объем времени составил 10 часов 14 минут.
Первое место в сумме прочно удерживала за собой ЕР – 41%, но это на 2% меньше по сравнению с итогами 2024 года. На втором месте остается КПРФ – 28%, ее упоминаемость, таким образом, выросла на 4%. На третьем месте уже долгое время находится ЛДПР, которая подросла с 15 до 16%. Четвертую позицию застолбили «Новые люди», хотя их упоминаемость снизилась с 13 до 9%. СРЗП, как и прежде, значится последней, ее медиаиндекс увеличился с 5 до 6%.
При этом, если смотреть социологию, которую все те же полгода выкладывали Исследовательский центр ВЦИОМ и фонд «Общественное мнение (ФОМ), то на втором месте, обогнав КПРФ, должна была бы стоять ЛДПР. Потому что по электоральному рейтингу эта партия вроде бы уверенно вышла вперед коммунистов. Например, ВЦИОМ 17 января показал: у ЕР – 34,7% поддержки, у ЛДПР – 11,4, у КПРФ – 9,4%. «Новые люди» получили 6,5%, а СРЗП – 3,9%. По данным того же ВЦИОМ за 4 июля, расстановка данных партий по позициям не изменилась – это 34,5%; 11,2; 9,7; 6,4 и 3,5%. ФОМ в начале января составил такой рейтинг: ЕР – 44%, ЛДПР – 9, КПРФ – 7, СРЗП – 4, «Новые люди» – 3%, а на конец июня лишь уточнил, что после лидера по-прежнему идет ЛДПР (11%), за ней – КПРФ (8%), а у СРЗП и «Новых людей» – по 3%.
Вопросы о том, почему социология и медиалогия между собой пока так и не совпали и почему для последней не указывается «знак упоминания» – положительный или отрицательный», «НГ» задала руководителю аналитического управления КПРФ Сергею Обухову. Он пояснил «НГ», что роботу, который отслеживает упоминания о партиях, «бывает трудно отделить позитивные сюжеты от нейтральных и негативных». Но уточнил: традиционно оценивается, что наибольшая часть сюжетов по КПРФ «освещается в нейтральном ключе». И Обухов подчеркнул, что как раз медиалогия и подтверждает второе место КПРФ, в том числе – и в плане электоральной поддержки, поскольку «существует четкая корреляция между упоминаемостью в телеэфире и социологическими рейтингами». По его мнению, разница между медиалогией и социологией объясняется неслаженной работой исполнителей: «Одним дали указание, что следует поднять ЛДПР и опустить КПРФ, другие не стали трудиться и продумывать новую телевизионную политику».
В свою очередь, глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил, что «медиалогия и политические рейтинги – это две разные плоскости, которые не всегда пересекаются друг с другом, упоминаемость не всегда приводит к росту поддержки». Для примера он напомнил о закрывшейся теперь Партии роста, у лидера которой с цитируемостью не было проблем, что самой партии особых перспектив не добавило. То есть количество информповодов не всегда имеет значение, вот почему нужно делать именно качественный анализ информационного присутствия партий: какие темы принесли позитив, какие – негатив, а какие освещались нейтрально. «Однако так или иначе через ТВ дается сигнал на все уровни власти, что КПРФ была и остается системной партией, никто ее вычеркивать не собирается», – подчеркнул он. У ЛДПР, по его словам, нет проблем с узнаваемостью и с тем, чтобы о ней помнили. А КПРФ свое реноме оппозиционной партии не отрабатывает до конца. Что касается «Новых людей», то это партия альтернативы, в особой рекламе она не нуждается, у нее своя аудитория. СРЗП же продолжает попытки играть отчасти на патриотическом, отчасти – на социалистическом поле.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Медиаактивность не имеет прямой корреляции с электоральными рейтингами. Это свойственно американской политической системе, когда пространство СМИ наполняется имиджевыми сюжетами в поддержку одной партии – и ее рейтинг резко растет. У нас другая система, потому что у нас мышление нелинейное. И сверхупоминаемость может даже ударить по партии, этим можно просто «перекормить» избирателей». Он напомнил, что с этим феноменом когда-то столкнулась, скажем, ЕР. «Это же касается теперь и ЛДПР, технологи одни и те же и этой партии помогают сверху. А вот КПРФ никто не помогает, она вынуждена хвататься за любые поводы. И, как электоральная акула, все время плыть, чтобы просто выжить. «Новые люди» – это своеобразный проект, который включают и подсвечивают строго под определенные выборы и строго в определенных регионах. У СРЗП же на активность просто нет денег. Одно дело – создавать новости на партийном сайте, что бесплатно, а другое – громкие федеральные инфоповоды, что более затратно. Поэтому эсэры довольствуются тем, что есть, вот и оказываются все время на последнем месте», – подчеркнул Мухин.