0
399
Газета Политика Интернет-версия

14.07.2025 20:49:00

Госдума проводит день борьбы с экстремистами

Нормативное поле будут выравнивать, а правовые рамки – сжимать

Тэги: госдума, борьба с экстремизмом, экстремистское сообщество, иноагенты, нормативное поле, правовые рамки, экспертное мненеи

Online-версия

госдума, борьба с экстремизмом, экстремистское сообщество, иноагенты, нормативное поле, правовые рамки, экспертное мненеи Фото сайта duma.gov.ru

На заседании Госдумы 15 июля депутаты готовятся принять более полдесятка инициатив по борьбе с экстремизмом. Или, если точнее, с экстремистами, каковых можно будет выявлять самыми разными способами. Например, при просмотре контактов в телефонах граждан, уже осужденных за соответствующие преступления. Понятие «экстремистского сообщества» будет уточнено, СМИ должны будут отслеживать обновления различных реестров Минюста, включая, конечно, и список иноагентов. Законодательное поле в целом становится более ровным, а его границы – сжимаются, чтобы правоохранительной системе было проще. Но остается вопрос, каких политических или общественных сил так опасаются власти.

В отношении экстремистов и иноагентов, которые по статусу уже приближаются к первым, а все они вместе – к террористам, на заседании Госдумы будет проведена корректировка Уголовного кодекса (УК) и Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Корреспондирующие поправки также предстоит внести в базовый закон о противодействии экстремизму и, к примеру, в закон о СМИ. Там появится норма об обязанности указывать в публикациях принадлежность той или иной группы лиц к соответствующему реестру Минюста.

Широкое понятие «экстремистское сообщество» будет уточнено вовсе не для того, чтобы дать ему более четкое определение. А лишь с той целью, чтобы в правовом поле страны появился инструмент для выявления таких структур. Как и предполагалось ранее, никаких ограничений нужный механизм не получит: наличие «экстремистского сообщества» будет автоматически следовать из приговора суда по подходящим статьям УК в отношении хотя бы одного человека. Дальнейшие шаги законодательство не упоминает, но нетрудно предположить, что связи и контакты такого осужденного и составят потенциал для дальнейших запретов и новых уголовных дел.

А еще будут введены или ужесточены рамки деятельности для госструктур и органов разного уровня, которые обязаны исполнять те или иные антиэкстремистские решения. Впрочем, тут окончательной ясности пока нет, поскольку из семи тех законопроектов, которые стоят в повестке заседания Госдумы 15 июля, четыре проходят еще стадию первого чтения. И в перспективе здесь возможны любые новации в рамках заданной и неуклонно проводимой генеральной линии.

По поводу нее самой в целом есть только один вопрос – на кого она направлена. Внутри страны уже не осталось политсил, которые даже потенциально могли бы составить угрозу власти. Сообщество же политэмигрантов, конечно, продолжает вылазки на историческую родину через интернет, но вряд ли они тоже сильно угрожают внутриполитической стабильности. Опасаться иноагентов, а тем более – релокантов власть также вряд ли будет. Поэтому есть предположение, что и нынешний день борьбы с экстремистами, и те, что еще последуют, – это просто инерция государственного бульдозера, который равняет правовое поле уже без особой нужды.

Однако глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ», что для него «ничего удивительного в очередных ужесточениях нет, было бы удивительнее, если бы приняли пакет законов, либерализирующих систему». Он видит цель в том, чтобы превентивно обезвредить всевозможных врагов действующей власти. Ну а если их пока и не видно, то нелишне подчеркнуть, что они где-то есть. «Система, судя по всему, все время нуждается в образе врага – и внутреннего, и внешнего. Кроме того, слишком много людей в этой системе работают над оценкой и устранением каких-то рисков и угроз», – подчеркнул он, намекая на личную заинтересованность таких в вечном продолжении борьбы.

В свою очередь, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Новые ужесточения – это может быть своего рода ответ на жесткую риторику западных акторов, которые не стесняются во враждебных высказываниях в отношении России». При этом он не исключает, что превентивные антиэкстремистские меры направлены прежде всего против миграции, причем как из Средней Азии, так и с бывших территорий Украины. «Миграционные сообщества часто не самостоятельны и подвержены внешнему воздействию, этнические анклавы могут управляться иностранными спецслужбами. В любом случае миграционная среда чувствительная, как говорят правоохранители, – это зона повышенного риска. С точки зрения и криминала, и радикальных настроений. При этом данный контингент не чувствует угрозы ответственности, поскольку в любой момент может релоцироваться из России», – подчеркнул Мухин. И добавил, что к тому же и российские релоканты потихоньку возвращаются – и неизвестно, нет ли среди них иностранных агентов в прямом значении этих слов. «Спецслужбы должны быть вооружены законом, хотя и депутаты должны проследить, чтобы спецслужбы не злоупотребляли этим законом», – заявил он. 

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин подтвердил «НГ», что «судя по всему, в законодательстве планируется ряд довольно серьезных изменений». А значит, это и сигнал сверху, и реализация «охранительной концепции»: «Законопроекты направлены, во-первых, на назидание населению, во-вторых, на политических релокантов, в третьих, на оппозицию всех спектров, а в-четвертых, – просто на будущее». По его словам, это происходит потому, что нынешнее поколение управленцев помнит обстоятельства распада СССР, когда «люди, казавшиеся в начале 80-х годов маргиналами, эти группы по сотне человек или мелкие движения, которые не считались угрозой, вдруг стали популярны в перестройку». Поэтому, заявил Макаркин, глобальная цель нынешнего законотворчества – не допустить повторения того, что было почти сорок лет назад, «чтобы не было даже попыток пойти по этому пути».

То есть власти исходят из того, что сегодня угрозы, может быть, и нет, но завтра она может появиться. «Поэтому пусть политические релоканты лучше остаются и дальше в эмиграции, а системная оппозиция, как и сегодня, – тише воды и ниже травы. Однако что будет потом, когда, например, СВО закончится? Уже слышны предположения, что после этого оппозиция возобновит прежние дискуссии с властью. А операторы системы хотели бы, чтобы та по-прежнему была спокойной и послушной. Отсюда и превентивные меры», – подчеркнул Макаркин. А поскольку сейчас во многом возрождаются советские практики, то еще одна цель ужесточений законов в том, чтобы «люди шарахались от любого носителя инакомыслия». «На самом деле и в СССР «вражеские голоса» слушали от силы 10% населения. Остальные болели за Карпова на шахматном турнире, смотрели патриотические фильмы Бондарчука и были абсолютно лояльны власти. А эмигранты не оказывали существенного влияния на общественное мнение. Но потом все быстро изменилось», – напомнил он.

Причем, пояснил Макаркин, охранительные методы – это своего рода традиция, несмотря на свое несовершенство, они были популярны не только в советское время, но и в царской России: «Охранительную концепцию продвигал наставник императора Николая II Константин Победоносцев, который считал, что нельзя давать лишнюю свободу дворянам и земствам и заявлял о «беспочвенных мечтаниях» реформаторов». Однако, как заметил Макаркин, хотя «на этой охранительной концепции империя просуществовала еще четверть века, на какой-то срок общественные и политические процессы были заморожены, революция потом все равно случилась».


Читайте также


"Единая Россия" исполняет указание президента не считать расходов

"Единая Россия" исполняет указание президента не считать расходов

Иван Родин

В интересах участников СВО и их семей принято уже почти две сотни законов

0
446
"Единая Россия" спрогнозировала срок завершения СВО

"Единая Россия" спрогнозировала срок завершения СВО

Иван Родин

До конца 2027 года производителей любых дронов освобождают от уплаты НДС

0
5962
Никитин представил в Госдуме совсем краткую программу

Никитин представил в Госдуме совсем краткую программу

Иван Родин

Депутаты единогласно утвердили министра транспорта после пяти вопросов

0
1992
Граждан завлекают на выборы "продуктовым популизмом"

Граждан завлекают на выборы "продуктовым популизмом"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Системной оппозиции приходится кормить электорат исключительно обещаниями

0
1527

Другие новости