Верховный суд демонстрирует статистическую гуманизацию. Фото Reuters
Верховный суд (ВС) РФ опубликовал статистику рассмотренных в первом полугодии 2025 года уголовных дел. Приведенные в отчете цифры вроде бы подтверждают тенденцию на гуманизацию. Однако юристы полагают, что очеловечивание отечественной Фемиды происходит лишь на бумаге.
За первое полугодие 2025-го уголовная коллегия ВС отменила обвинительные приговоры в отношении 20 осужденных. «В полном объеме с передачей дела на новое судебное рассмотрение – в отношении восьми осужденных. С прекращением дела по реабилитирующим основаниям – в отношении девяти осужденных, с прекращением дела по другим основаниям – в отношении одного осужденного. В отношении двух лиц отменены приговоры с возвращением дела прокурору», – следует из обзора статистических данных суда высшей инстанции.
Помимо этого коллегия ВС РФ изменила квалификацию преступлений со смягчением наказания семи осужденным, а без изменения квалификации смягчила наказание 22 лицам.
Все это, по мнению судебного руководства, свидетельствует о смягчении подходов и очеловечивании системы правосудия. Но юристы настаивают, что пока гуманизация получается, условно говоря, лишь статистическая.
Сфера уголовного судопроизводства по-прежнему характеризуется мизерным числом жалоб, которые ВС принимает к рассмотрению. Так, партнер ЮК «Соничев, Казусь и партнеры» Антон Соничев обратил внимание, что всего в уголовную коллегию ВС РФ за первое полугодие 2025-го поступило около 11,4 тыс. кассационных представлений и жалоб. Из них было рассмотрено 337 уголовных дел, что составляет всего 2,97% от общего количества жалоб. «Ни о какой гуманизации правосудия говорить не приходится», – настаивает эксперт. Доступ к правосудию в ВС РФ, с его слов, представляется некой рулеткой с учетом того процента жалоб, которые принимаются к рассмотрению. Многие подсудимые не имеют ресурсов – денег, времени, знаний – для многолетних апелляций. Часть из них соглашается на сделки со следствием или не оспаривает приговор из-за усталости или неверия в справедливость.
Это значит, что «реальное число необоснованных обвинений может быть выше», но оно не отражается в статистике. А еще, обратил внимание Соничев, за этот же период вышестоящая инстанция отменила четыре оправдательных приговора, которые и так по стране исчисляются единицами. «Вопреки заявленному курсу на гуманизацию судебная практика сохраняет жесткий карательный уклон. Об этом говорит крайне низкий и практически неизменный уровень оправдательных приговоров», – подчеркнул Соничев.
Председатель КА «ВМ-право», адвокат Денис Цыплаков подтвердил «НГ», что отмена обвинительных приговоров в отношении 20 осужденных, а также пересмотр и смягчение наказаний могут указывать на «более внимательное отношение к индивидуальным обстоятельствам дел и возможностям исправления ошибок». Однако он тоже заметил, что далеко не все граждане имеют равные возможности для обращения в высшие судебные инстанции. Процесс оспаривания приговоров «зачастую сложен, дорог и требует времени, что может стать барьером для многих». Это создает риск того, что не все неправомерные приговоры будут пересмотрены или отменены. Указанное опять же подтверждается приведенным выше количеством пересмотренных приговоров в сравнении с количеством обвинительных приговоров, вынесенных за этот же период – а это сотни тысяч, и количеством поданных в ВС РФ жалоб, не принятых к рассмотрению. Причины таких ситуаций, пояснил он, могут быть разными: недостаточная профессиональная подготовка судей и защитников, внутренние практики судов, давление со стороны правоохранительных органов или иных заинтересованных сторон, а также возможное нежелание признавать собственные ошибки.
Таким образом, хотя статистика красиво демонстрирует тенденцию к гуманизации и более внимательному отношению к правам граждан на уровне высших инстанций, она также «поднимает вопросы о доступности правосудия для всех слоев населения и о необходимости совершенствования системы на всех уровнях». «Важно не только исправлять ошибки в ВС РФ, но и создавать условия для того, чтобы граждане могли легко и своевременно защищать свои права без необходимости обращаться за пересмотром дел на самые верхние ступени судебной системы», – подчеркнул собеседник «НГ».
Адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев подтвердил «НГ», что представленная статистика выглядит эффектно – рост оправдательных приговоров в ВС можно подать как признак гуманизации правосудия. Но если смотреть глубже, это «скорее симптом системной проблемы, чем победа прав человека». Чтобы добиться оправдания на уровне ВС, нужно пройти все инстанции, часто – годы следствия, суда и апелляций. Это требует колоссальных ресурсов: денег, нервов, здоровья. Очевидно, что далеко не все могут позволить себе такую борьбу, подтвердил Гавришев – и в статистике мы видим лишь тех, кто дошел до конца, заметил эксперт.
Главный вопрос: почему же нижестоящие суды не видят ошибок? По словам эксперта, одна из причин – корпоративная солидарность судей, дескать, «не принято отменять приговоры коллег, если нет явного скандала». Вторая связана с формализмом правосудия, поскольку суды часто принимают на веру позицию следствия, не проверяя доказательства по-настоящему. А еще это «давление статистики по раскрываемости и обвинительным приговорам» – когда оправдание в первой инстанции воспринимается как сбой в системе.
Так что рост оправдательных решений в ВС – это скорее заслуга настоятельных адвокатов и клиентов, готовых бороться до конца. Но сама по себе эта статистика не должна нас успокаивать: она «лишь подтверждает, что внизу системы фильтр работает плохо, и многие люди так и остаются с неправосудными приговорами, не дойдя до последней инстанции», подчеркнул эксперт.
Потому что гуманизация правосудия – это не лозунг, а готовность отказаться от репрессивной модели, на которой система держится десятилетиями. Для этого нужны не только изменения в законах, но и установка сверху, что оправдательный приговор – это не ошибка судьи, а нормальный исход, если вина не доказана. Сегодня же установка противоположная: оправдательный приговор ломает статистику, может вызвать вопросы у руководства и стать личным риском для судьи. Пока эти внутренние страхи и ориентир на «любой ценой довести дело до обвинительного» остаются, никакие цифры гуманизации не будут означать реальной смены подхода, убежден Гавришев. «Система в нынешнем виде настроена на стабильность и предсказуемость результата, а не на поиск правды. А гуманизация – это всегда непредсказуемость», – констатировал он.