Фото сайта Vecteezy
В Госдуму поступили четыре законопроекта с названием «О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан». Под ними стоит подпись и.о. председателя Верховного суда (ВС) РФ Юрия Иваненко. В ВС считают, что именно так надо оформить денежные выплаты бывшим украинским судьям, оказавшимся в итоге на территории регионов Донбасса и Новороссии. Правительство РФ считает, что вопрос об этих пенсионерах следует решить единым актом, но перечень категорий необходимо уточнить. «В целях исключения из него лиц, не осуществлявших правосудие в интересах РФ», то есть, похоже, только после обязательных проверок прошлого.
В сопроводительном письме в Госдуму Иваненко предлагает оформить российские судейские пенсии бывшим служителям украинской Фемиды именно в виде четырех законодательных актов. Отдельно для ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. В официальном заключении правительства РФ эта парадигма отвергается – и данный документ составлен сразу на все проекты. Они были утверждены на пленуме ВС 24 июня, ждали реакции кабинета министров более двух месяцев, а теперь, после соблюдения формальностей, внесены на рассмотрение парламента.
Законопроекты не отличаются не только названиями, но и внутренним содержанием – перечень категорий людей, нуждающихся в данном виде гарантий их социальной защиты, также везде один и тот же. Таким образом, различие наблюдается только в прогнозируемых затратах бюджета на приравнивание бывших украинских судей, а ныне – граждан РФ к российским коллегам. При этом законодательная логика, взятая ВС на вооружение, вполне понятна: каждый из новых регионов был принят в состав России отдельными конституционными законами.
Напомним, что в них были намечены только основные направления интеграции. Детали или новые обстоятельства такого процесса, как это было и с присоединением Крыма в 2014 году, потом оговариваются либо поправками, либо отдельными законами. В основном все это связано, с одной стороны, с постоянно вырастающими затратами на эту интеграцию, а с другой – на обозначение все более отдаленных сроков ее завершения и большего числа исключений. Поэтому не так уже и удивительно, что ВС предложил приравнять к судейским пенсионерам не только тех, кто в общем с риском для себя выбрал российскую сторону в 2014–2015-м или хотя бы в 2022-м. В законе речь идет и о работниках судебной системы Украинской ССР, и даже о тех чиновниках, кто был приравнен по статусу к судьям уже при независимой Украине.
Судя по всему, именно это, а не дополнительные бюджетные расходы вызвали отрицательное отношение правительства РФ. Если посмотреть, что оно сказало о деньгах, то возникает ощущение, что исполнительная власть изучала какие-то другие проекты, поступившие из ВС. Например, в заключении утверждается, что финансово-экономическое обоснование представлено, но в нем якобы не приведено обоснований необходимых сумм. Однако это точно не так, ВС указывает их буквально до последних копеек: как в ежемесячном и разбитом по категориям представлении, так и в совокупном по году.
Поэтому, как представляется, главной претензией правительства, без удовлетворения которой, как сказано в заключении, поддержки законопроектов не будет, следует считать такую фразу: «Перечень категорий лиц, на которых распространяются социальные гарантии, необходимо уточнить в целях исключения из него лиц, не осуществлявших правосудие в интересах РФ». Поскольку подобного рода исключения могут быть введены только после индивидуальных проверок биографического прошлого конкретных лиц, то следует заметить, что это выглядит как политическое решение. Дело в том, что до этого была такая парадигма: бывшие украинские госслужащие, которые стали гражданами РФ, скажем, те же военные, автоматически получают все преференции вровень с российскими. Если, конечно, кого-то из экс-украинцев заранее не признали прямо причастным к антироссийским действиям или преступлениям.