Фото сайта duma.gov.ru
Ни одна из оппозиционных фракций Госдумы не стала возражать против поправок к закону о гарантиях избирательных прав граждан. Проект был одобрен в первом чтении, и в КПРФ напомнили, что постановления Конституционного суда (КС) РФ, которое стало поводом для изменений, добились именно коммунисты. Однако, как выяснила «НГ», то решение КС РФ и нынешний текст сильно различаются. Поэтому юридические хитрости вокруг регистрации списков партийных кандидатов, видимо, продолжатся. Но главное, что на столах депутатов теперь лежит текст базового выборного акта, открытый для любых его корректировок.
Поправки к закону об основных гарантиях избирательных прав граждан в Госдуму внесло правительство, а разрабатывал их Минюст. Однако докладчик – замминистра Елена Ардабьева по каким-то причинам не стала вдаваться в подробности предлагаемых изменений. Она лишь сообщила, что вот есть постановление КС РФ от декабря 2024 года – и его надо реализовать.
Суть позиции КС РФ, которая действительно была выработана по итогам рассмотрения жалобы коммунистов Оренбургской области, заключается в том, что сроки избирательных действий – это не догма, они не должны препятствовать осуществлению партиями и их кандидатами пассивного избирательного права. Конфликт же на местных выборах 2022 года в Оренбуржье произошел из-за того, что кандидатов КПРФ сначала не допустили до регистрации, а потом, когда они добились своего в судах, не пустили опять уже из-за пропущенного дедлайна.
КС РФ распорядился поправить закон, а до тех пор, пока это не сделано, исходить из высказанной им позиции. Сформулирована она, правда, тоже была непросто: мол, кандидатам, выигравшим в судах иски по отказу им в регистрации, не может быть отказано в повторном рассмотрении документов, если они представили необходимые документы в избирком не позднее пяти дней до дня голосования «при условии, что после принятия судом решения об удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным первоначального отказа избирательной комиссии в заверении такого списка до его заверения, а также с момента заверения до представления кандидатами необходимых избирательных документов для регистрации истекло не более пяти дней». Уже из одного этого заметно, что, во-первых, не всегда получится успеть, а во-вторых, положительное решение о регистрации вовсе не гарантировано.
Впрочем, в законопроекте, который приняла Госдума, условность оказалась еще более повышенной. Здесь уже прописаны гораздо более жесткие сроки и по представлению документов, и, главное, с точки зрения возможности вписаться в установленные даты избирательных действий. И хотя вроде бы на словах выходило, что любой избирком, если туда придут кандидаты с судебными решениями на руках, обязан будет их принять пусть даже и в последний день перед голосованием, из самого текста такая категоричность совсем не следовала.
Конечно, Госдуме еще предстоит второе чтение, в ходе которого эту неловкость в принципе можно будет поправить. Весь вопрос в том, действительно ли такое второе чтение пройдет примерно через месяц или гораздо позже? Дело в том – и на это есть отдельное указание того же КС РФ, что принятый в первом чтении проект Госдума может начинять любыми дополнениями. Короче говоря, раз корректируется базовый избирательный закон, то поправки по выборам в итоге могут оказаться какими угодно.