Первый замруководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко зачитал эсэрам приветствие главы государства.
Фото с сайта www.spravedlivo.ru
После очередного съезда «Справедливая Россия – За правду» вернулась не только к названию 19-летней давности, но и к собственным корням. У обновленной «Справедливой России» теперь нет сопредседателей, а есть единоначалие в лице переизбранного председателем партии Сергея Миронова. Возвращение в его руки полного контроля над СР – это сигнал не столько избирателям, которых партийный ребрендинг мало интересует, сколько реготделениям и властям на местах. Необходимо отчетливо презентовать системный характер политструктуры и платформу патриотического социализма. В ходе своего выступления на съезде первый замруководителя администрации президента Сергей Кириенко одобрил эту новую идеологию эсэров.
Первым замом Миронова в качестве секретаря бюро президиума СР ожидаемо стал партийный вице-спикер Госдумы Александр Бабаков. Обычными зампредами съезд назначил Захара Прилепина и Руслана Татаринова, которые представляют участников СВО. Институт сопредседателей ушел в историю вместе с прежним длинным названием этой партии.
Речь Кириенко на съезде, где он присутствовал лично, была более чем благожелательной. Он не просто зачитал приветствие президента РФ, но и отметил от себя: «Действительно, за весь прошедший период партия активно участвует в отстаивании идей социальной справедливости, защите человека труда, поддержке людей, верных долгу. Так было все прошедшие годы, так происходит и сейчас, особенно в период СВО». При этом Кириенко подчеркнул, что в администрации президента положительно относятся к новой платформе партии. «Важно, что вы связываете социальную повестку с патриотической идеей служения стране и людям, с уважением к подвигу защитников отечества. Именно эта комбинация – социальная ответственность, национальное достоинство и готовность брать ответственность за решения – создает серьезный потенциал для политической поддержки партии и активного участия в развитии нашей страны», – заявил он.
При этом Кириенко поставил СР в заслугу деятельность по укреплению политического консенсуса, которая выразилась в том, что партия и в 2018-м, и в 2024 году не выдвигала своего кандидата в президенты, поддержав действующего главу государства. Видимо, поэтому-то, по его словам, «у партии сегодня есть все возможности и ресурсы, чтобы заручиться поддержкой той группы граждан России, для которых как раз важны социальная справедливость, честность, конкретные дела на благо общества».
«Наша новая идеология – патриотический социализм – конечно, отвечает именно этому запросу. Прошедший единый день голосования в этом году показал: избиратели нас слышат, нас понимают и голосуют за наших кандидатов, за нашу партию», – подчеркнул, в свою очередь, Миронов. Он действительно особо отметил, что патриотический социализм (см. «НГ» от 27.10.24) уже стал идеологией, которая, дескать, только у СР четко и ясно сформулирована. «Патриотизм и социализм являются теми идеалами, которые объединяют и скрепляют российское общество. Патриотический социализм – это суверенное развитие России на принципах свободы, справедливости и солидарности. Это согласование интересов государства и человека. Это наша уверенность в будущем», – заявил лидер СР.
А вот возвращение к прежнему партийному имени он обосновал менее основательно: мол, длинное название оказалось сложным для избирателей. «Справедливая Россия» – все привыкли, все это знают. Все знают, что мы патриоты, все знают, что мы за правду. Поэтому я думаю, что вот это четко», – пояснил он съезду. При этом его делегаты проголосовали за расширение сроков полномочий федеральных руководящих органов и должностных лиц партии – с двух с половиной лет до четырех, увеличив при этом и допустимое количество пребывания на них для председателя СР и руководителей ее реготделений. Теперь тому же Миронову можно оставаться у партийного руля на протяжении четырех сроков, то есть, получается, в течение 16 лет, или, иными словами, навсегда.
При этом электорату, по сути, все равно, как называется партия Миронова. В последние годы и так весь политпиар был завязан именно на него. Поэтому от съезда сложилось ощущение, что официальное единоначалие из фактического просто превратилось в норму устава. И новая ситуация де-юре – это скорее всего сигнал не столько избирателям, сколько региональным администрациям и партактиву. Миронов показывает, что отныне все исключительно в его руках. Впрочем, источник «НГ» в СР рассказал «НГ», что возвращение к единоначалию во многом стало вынужденной мерой. Поскольку, по его словам, «внутри партии разыгралась своя «Санта-Барбара».
«Бабаков накопил политический вес, на него завязано общение партии с администрацией президента – и он возмутился тем, что Татаринову захотели дать равную должность. Пришлось Бабакова делать первым замом, но тут уже Татаринов обиделся. Ведь он соратник Миронова на протяжении 30 лет, а сейчас прошел СВО – и его вдруг отодвигают. Поэтому его и сделали замом вместе с Прилепиным, хотя было такое ощущение, что с тем это и не согласовывали», – пояснил собеседник «НГ». По его словам, контур внутреннего управления оказался под угрозой раскола между Бабаковым и Татариновым. И тогда на первый план вышел Миронов, чтобы стабилизировать ситуацию.
Источник «НГ» также напомнил, что руководство реготделений прежде было составным, «необходимо было давать квоту бывшим «патриотам» и «заправдинцам». А сейчас необходимость в этом отпала, «СР, по сути, переварила «За правду!» и «Патриотов». И теперь отношения администрации президента с партией окончательно завязаны на Миронова, так что троянских коней в ней уже не будет». Однако собеседник «НГ» подчеркнул, что приход Кириенко на съезд – это все-таки «формальность, а не знак особого расположения». «При этом в администрации президента, несмотря на разное отношение к партии, прекрасно понимают, что Миронов знаком с президентом и совсем уже оттирать партию от Госдумы не стоит. Но по-прежнему есть угроза, что выше пятого места по числу мандатов СР в этот раз вряд ли поднимется – и хорошо будет, если у нее окажется, например, 12–15 депутатов», – пояснил он.
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов полагает: «На самом деле смена названия – это свидетельство, что более ранняя попытка выступить объединителем на левом фланге провалилась. Как то было во все времена СР – это партия вождистского типа, такой она и остается. И неважно, называется она СР или СРЗП. Все знают ее как партию Миронова, а дополнительные аксессуары в виде тех или иных приставок к названию ничего не дают». В том числе и с электоральной точки зрения, заметил Обухов: «Как был основным избирателем СР гражданин, отколовшийся от поддержки КПРФ еще во времена раскола руками Сергея Глазьева, так он им и остался. Кто не голосует за коммунистов, но чьи взгляды близки левому направлению, тот и голосует за эсэров. А что касается управления, то если почитать устав, то на Миронове все было завязано даже во времена действия института сопредседателей».
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов пояснил «НГ»: «Переименование СР и весь ее съезд – это сигнал, что если партия пройдет в следующую Госдуму, то это будет следствием административного веса лично Миронова, а не других его соратников по партии. Что СР, по сути, личный проект Миронова». Что же касается электоральных перспектив эсэров, то эксперт дал жесткий прогноз: «Для избирателей главное открытие – что партия существует, поскольку сложно назвать ее заметной. Особенно за рамками общей запретительной повестки».
