0
338
Газета Политика Интернет-версия

28.10.2025 20:20:00

Новым регионам России прибавят территорий и полномочий

Законы о присоединении Донбасса и Новороссии корректируют по результатам СВО

Тэги: законы, присоединение донбасса и новороссии, коррекцция, результаты сво

Все статьи по теме "Специальная военная операция на Украине"

законы, присоединение донбасса и новороссии, коррекцция, результаты сво «Воссоединенные субъекты» еще несколько лет будут существовать по различным временным схемам. Фото РИА Новости

Госдума 28 октября единогласно одобрила поправки к конституционным законам 2022 года о присоединении к России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Для них продлевается еще на пару лет переходный период в сферах природопользования и экологии. Было признано, что интеграция проходит не без проблем, главная из которых – это боевые действия. А скоро депутаты займутся инициативой правительства РФ по корректировке этих актов уже с учетом достижений и последствий СВО. Регионам Донбасса и Новороссии прибавят территорий, которые до сих пор были украинскими, и полномочий для их освоения. Например, чтобы перераспределять ставший дефицитом жилой фонд или передавать государству «бесхозные» экономические ресурсы.

Сенатор от ЛНР Дарья Лантратова, докладывая Госдуме законопроект, предложенный рядом представителей новых субъектов РФ в Совете Федерации, пояснила, что продление переходного периода еще на два года – это объективная необходимость. Дескать, исполнение всех общероссийских правовых норм, связанных с природопользованием и экологией, становится дополнительной нагрузкой для еще только восстанавливающейся экономики воссоединенных с РФ регионов. Такое их обозначение, судя по выступлению зампреда комитета ГД по госстроительству и законодательству Дмитрия Вяткина, теперь считается обязательным. Сам он поддержал инициативу коллег из верхней палаты.

Однако Вяткин главной причиной появления представленного сенаторами проекта назвал боевые действия, продолжающиеся на возвращенных исторических землях России. Поэтому те или иные особенности законодательного регулирования, мол, остаются остро необходимыми. Все думские партии с таким подходом были согласны. И поправки к четырем федеральным конституционным законам, вступившим в силу как раз три года назад, были одобрены в первом чтении единогласно и подавляющим большинством. На дальнейшую доработку документа Госдума отвела себе лишь пару-тройку недель. Но тут, как представляется, возможны разные продолжения.

Ведь свой вариант корректировки актов о присоединении к России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей буквально только что внесло в Госдуму правительство РФ. И этот законопроект выглядит более концептуальным. Потому что ставит вопрос о том, кому и что в этих субъектах РФ будет принадлежать и в пределах каких границ. Естественно, этот законопроект вовсе и не неожиданный. Уже три года назад было понятно, что четырехлетний срок, в целом отведенный на интеграцию, принципиально нереалистичен. И примером в этом отношении был аналогичный конституционный закон по Крыму от 2018 года, который в значительной мере пока так и не исполнен. Потому и прогнозировалось, что к концу 2025-го появится немало предложений по расширению рамок переходного периода для Донбасса и Новороссии. Так что не исключено, что идеи сенаторов просто будут включены в некий единый документ.

Правительственная инициатива тоже касается различных сроков, которые следует продлить для более эффективного процесса присоединения. И в ней также идет речь прежде всего об экономических обоснованиях предполагаемых решений такого рода. Однако в сенаторском проекте это звучало следующим образом: «В настоящее время на территории новых субъектов РФ проводятся мероприятия по разграничению права собственности на имущество. До завершения таких мероприятий получение комплексных экологических разрешений для большинства предприятий не представляется возможным». А кабинет министров формулирует задачу более широко: «Продлить действие ряда временных норм, направленных на интеграцию воссоединенных субъектов в экономическую, финансовую и правовую системы РФ, в систему органов государственной власти РФ». И предлагает для этого «законодательно установить полномочия специального коллегиального органа, образованного правительством, – рабочей группы по реализации специального инфраструктурного проекта». Она и займется уже полновластно делами по «управлению интеграцией воссоединенных субъектов и обеспечению жизнедеятельности их жителей».

Такие действия, указали в правительстве, фактически осуществляются с 2022 года. Напомним, что всем этим с того момента и руководит вице-премьер Марат Хуснуллин. Однако теперь эта главная фигура в стране по любой стройке официально становится своего рода протектором Донбасса и Новороссии. По всему тексту проекта, кстати, разбросаны фразы, что каждое важное свое решение власти четырех регионов будут согласовывать с федеральным коллегиальным органом. А таковых решений, судя по всему, будет множество, поскольку власти РФ, похоже, решили, что уже пора расширить территорию «воссоединенных субъектов» в соответствии с результатами СВО, достигнутыми на текущий момент. Об этом говорит один тезис из той части документа, которая содержит перечень имущественных объектов и комплексов, недопустимых для передачи физическим и юридическим лицам, а значит, возможных исключительно в государственной собственности.

Суть этого тезиса в том, что до момента полного разграничения имущественных полномочий внутри системы публичной власти РФ на тех территориях новых регионов, где до 30.09.22 «действовали государственные и иные официальные органы Украины», право собственности Российского государства на определенные виды социально-экономической инфраструктуры возникает просто «в силу закона». А вот региональным властям – не без присмотра, конечно, с федерального верха – дается право объявлять бесхозными объекты жилого фонда: дома, квартиры, комнаты. Чтобы их можно было перераспределять среди тех граждан, кто на территории Донбасса и Новороссии не имеет жилья, потерял его или пока не смог приобрести. При этом механизм изъятия как бы ничейной недвижимости скорее всего будет предельно простым. И это, понятное дело, выглядит логичным решением в тех условиях, когда, с одной стороны, в результате боевых действий есть много разрушений, а с другой – немало брошенной прежними хозяевами жилплощади. 


статьи по теме


Читайте также


В чем следовало бы согласиться с Набиуллиной

В чем следовало бы согласиться с Набиуллиной

Даут Налоев

О негативных последствиях самодеятельной блокировки банками клиентских счетов

0
1708
Депутаты решили делать людям добро

Депутаты решили делать людям добро

Иван Родин

Автоматические цифровые подписки отменяют для всех, строгость земельных законов – пока лишь для приграничья

0
2673
Как был открыт путь к Холокосту

Как был открыт путь к Холокосту

Борис Хавкин

90 лет назад в Германии были приняты Нюрнбергские расовые законы

0
10526
"Единая Россия" исполняет указание президента не считать расходов

"Единая Россия" исполняет указание президента не считать расходов

Иван Родин

В интересах участников СВО и их семей принято 130 законов

0
2633

Другие новости