Глава комитета по обороне Андрей Картаполов за полдня провел через Госдуму закон о привлечении резервистов к борьбе с дронами. Фото РИА Новости
На заседании 11 ноября Госдума планирует утвердить в первом чтении поправки в Кодекс об административных нарушениях (КоАП) и Уголовный кодекс (УК) для усиления ответственности за нарушения гражданами законодательства о военной службе. Наказывать штрафами будут уклонистов от воинского учета, а посадками – ушедших на контракт из-под следствия, суда или вовсе из колонии. Депутаты явно нацелились на то, чтобы помогать Минобороны РФ подтягивать любые доступные резервы. Похоже, что укрепление мобилизационного потенциала стало одной из актуальнейших задач.
«Воинские» поправки в КоАП и УК, судя по всему, совсем не случайно оказались в повестке очередного заседания Госдумы. Ведь и внесены эти законопроекты на Охотный Ряд были почти одновременно – в конце сентября этого года.
И их окончательное утверждение тоже предполагается синхронизировать – в начале декабря.
Ни по форме, ни по содержанию обе инициативы друг на друга вроде бы совсем не похожи. Скажем, провести корректировку КоАП предложили депутаты, а ужесточить уголовное наказание для дезертиров, самовольщиков и симулянтов – правительство РФ. Кстати, на отражении в этом особом законопроекте именно полной палитры такого рода военных преступлений со стороны «контрактников из-за решетки» настаивал Верховный суд РФ (см. «НГ» от 25.09.25). В первом случае речь идет о штрафе от 10 тыс. до 20 тыс. руб. гражданам, которые не уведомили военкоматы об отъезде с места жительства на более чем три месяца. А поправками в УК предполагается установить длительные сроки лишения свободы.
Например, как уже писала «НГ», обычному бойцу за самоволку от 2 до 10 дней грозит срок до 5 лет, а «тюремным контрактникам» будут давать от 2 до 6 лет. Случаи оставления части длительностью более 10 суток, но не более месяца, теперь тоже будут отличаться наказаниями. Общее правило – это посадка до 7 лет, для бывших же осужденных и обвиняемых – от 3 до 8 лет. А за отлучку более чем на месяц им будет полагаться вовсе не от 5 до 10 лет, а от 7 до 12. Или, если за дезертирство сейчас можно покарать сроком от 5 до 15 лет, то для экс-заключенных зачем-то вводится диапазон более широкий – от 10 до 20 лет. Наконец, если простым симулянтам могут назначать срок от 5 до 10 лет, то особым контрактникам – от 7 до 12 лет.
Однако обе инициативы, которые Госдума рассмотрит 11 ноября, схожи своей нацеленностью – и она, похоже, в том, чтобы поддерживать так называемый мобилизационный потенциал страны в максимально возможном объеме. Например, понятно, что человека, который не захочет подпадать под административный штраф и придет в военкомат сообщать о выезде, спросят, куда это он собрался. И в случае чего тут же и занесут в реестр. А всяких «опытных сидельцев», которые, вероятно, пошли на контракт, чтобы затем из армии улизнуть, или попавшихся на взятках чиновников, надеющихся потом все «порешать», заранее предупреждают, что сидеть те за свои проделки будут долго.
Напомним, кстати, что в конце октября депутаты в авральном режиме – в рамках одного заседания – одобрили в полном виде законопроект о праве Минобороны привлекать резервистов к охране и обороне критически важной инфраструктуры страны от ударов вражеских беспилотников. Для такого дела эту категорию людского резерва армия будет вызывать на специальные сборы. На днях военное ведомство представило проект постановления правительства, которое утвердит порядок организации подобных сборов. В документе перечислены положенные выплаты и предметы довольствия и подтверждено, что специальные сборы должен будет объявлять своим указом президент РФ. Из существенных деталей стало известно только то, что «продолжительность, место и время проведения специальных сборов устанавливаются Минобороны исходя из перечня критически важных объектов и иных объектов жизнеобеспечения, подлежащих защите». Общая продолжительность таких сборов, к которым резервист может быть привлечен в течение года, не может превышать шести месяцев.
Проект соответствующего указа президента пока нигде не появился. Впрочем, он может быть и вовсе не опубликован, ведь из секретных документов обычно становится известен лишь их порядковый номер. Тем не менее, судя по предварительным подсчетам, в первой половине декабря вся нормативная база для появления войск антидроновой ПВО должна быть готова. В постановлении кабинета министров при этом будет четко записано, что никуда далее спецсборов резервистов привлекать запрещается. Также в декабре Госдума, очевидно, примет и оба «мобилизирующих» законопроекта. С ними, правда, никакой особой спешки не наблюдается. Это может означать или лишь то, что ведомственная бюрократия просто традиционно никуда не торопится, или же тот факт, что проблема с резервами для СВО хотя и назрела, но все-таки еще не перезрела.



