0
920
Газета Православие Интернет-версия

31.05.2000 00:00:00

Каноническая оценка Петербургских событий


Многие сказания древних писателей уверяют, что клир и весь народ, произнося слово "аксиос", то есть "достоин" при посвящении епископов, пресвитеров, а иногда и диаконов, выражали этим свое свидетельство о непорочной их жизни и добрых нравах.

Прежде всего мы вынуждены сделать оговорку, что события, описанные в данном обращении, известны нам только из одного источника - самого этого обращения и потому оценку нашу мы будем делать, основываясь на том описании происшествия, которое в нем дано.

Лично у нас это обращение вызывает полное доверие, но с церковно-правовой точки зрения необходимо расследование, в частности, опрос свидетелей и выяснение нравственной репутации этих свидетелей. К сожалению, имена подписавшихся нам неизвестны. Хотя нельзя не признать житейского здравого смысла в такой вынужденной анонимности: в наше время, время канонического произвола, священноначалие может сделать с активистами, если они станут известны, все, что ему заблагорассудится, исключить, отлучить, извергнуть, анафематствовать, чуть не живьем в землю закопать, и никто этому, кроме общественного мнения, помешать не может. Потому очень благоразумно их обращение к Церкви, к обществу христиан через журнал "Соборность".

Можно ли считать рукоположение, совершенное над иеродиаконом Игнатием (Тарасовым), законным, учитывая все обстоятельства, предшествующие ему и сопутствующие? Обратимся к единому непогрешимому источнику - святым канонам.

Седьмое правило Феофила, архиепископа Александрийского говорит: "О имеющих рукоположитися сей да будет устав. Весь собор священнослужителей да согласится и да изберет, и тогда епископ да испытает избраннаго, и с согласием священства да совершит рукоположение среди церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, аще может и народ свидетельствовати о нем. Тайно же да не бывает рукоположение. Ибо когда церковь пребывает в мире, тогда рукоположениям прилично совершатися в церкви в присутствии святых. В местах же, где есть единомысленные с бывшими в общении еретиков, рукоположения да совершаются не иначе, как по испытании от истинно православных священнослужителей, такожде в присутствии епископа, и при провозглашении его к присутсвующему народу, токмо так, чтобы не последовало некоего уклонения от праваго пути".

Воспитательное совещание, говорит обращение студентов, вследствие многочисленных возражений преподавателей отклонило прошение иеродиакона Игнатия о хиротонии. Но рукоположение должно совершаться по избранию и согласию всего священства, и это первое нарушение седьмого правила Феофила Александрийского. Далее студенты духовных школ сначала предварительно через своего преподавателя объявили просьбу "об отложении хиротонии и проведения расследования относительно нравственных проступков иерод. Игнатия (Тарасова) и превышения им своих должностных полномочий".

Пренебрежение владыкой Константином этого мнения большинства или даже части церковного народа входит в противоречие с 50-м правилом Карфагенского Собора: "Подобает определити и сие: аще когда приступим к избранию епископа, и возникнет некое прекословие, понеже были у нас в рассмотрении таковые случаи, дерзновенно будет трем только собратися для оправдания имеющаго рукоположитися: но к вышереченному числу да присоединится един или два епископа: и, при народе, к которому избираемый имеет быти поставлен, во первых да будет изследование о лицах прекословящих: потом да присовокупится к изследованию объявленное ими, и когда явится чистым пред лицем народа, тогда уже да рукоположится. Все епископы рекли: совершенно согласны".

Т.е. в отношении о. Игнатия должно было быть проведено расследование, чтобы, по словам комментария на 50-е правило преосв. Никодима, "в присутствии народа, для которого имеет быть поставлен епископ (в нашем случае пресвитер), узнали о причине проявленной по отношению к нему оппозиции. Прежде всего правило требует в таком случае узнать, каковы те лица, которые подняли голос против указанного кандидата, имеет ли он право голоса при избрании епископа и вообще обладает ли теми качествами, которые требуются по закону от каждого, намеривающегося выступить обвинителем против духовных лиц в делах церковных (II Всел. 6; карф. 128, 129, 130). Если действительно будет доказано, что противники имеют все необходимые для сего данные, то тогда, как приписывает правило, нужно узнать, какие доводы приводятся ими против представленного кандидата, и если доводы эти будут неосновательны и, следовательно, кандидат окажется вполне чистым пред лицем народа, то пусть и совершается над ним хиротония. Если же будет удостоверено, что доводы противников вески, то тогда, конечно, надлежит приступить к новым выборам".

Но самое интересное, самое страшное, в смысле поведения епископа Константина, и самое похвальное в отношении мужества и церковного сознания студентов это пение "анаксиос" рукополагаемому против правил иеродиакону Игнатию. Епископ Константин своим дерзновенным горделивым противостоянием церковному народу, т.е. самой Церкви, выразившимся в почти кощунственном священнодействии, вновь нарушил Седьмое правило Феофила Александрийского.

А именно в следующем моменте, что рукоположение должно быть совершаемо "среди церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, аще может и народ свидетельствовати о нем".

Преосвященный Никодим говорит в своем комментарии на данное правило: "Итак, дабы кандидат священства мог удостоиться рукоположения, надлежит, по правилу, чтобы духовенство данной церкви пришло к соглашению и избрало кандидата, затем, чтобы местный епископ испытал и утвердил избрание и чтобы, наконец, в самый момент рукоположения народ в церкви своим голосом засвидетельствовал, что провозглашаемый епископом, как достойный кандидат, действительно достоин рукоположения. А это так должно быть, говорит правило, "чтобы не последовало никакого уклонения от правого пути", т.е. дабы не случилось какого-либо обмана при рукоположении и не стал священником недостойный кандидат". Интересно категоричное утверждение правила о том, что все должно происходить "токмо так".

Теперь попробуем рассмотреть обвинения в адрес студентов со стороны священноначалия. Первое - это обвинение в срыве совершения Таинства. Если мы вспомним жизнеописание святителя Григория Богослова, а именно печальную историю незаконного рукоположения александрийскими епископами Максима Циника, то увидим, что пресвитеры и народ, собравшиеся в церкви при слухе об этом бесчинии, как говорит житие, "воспламенились гневом и стали кричать на прибывших епископов, всячески стараясь помешать им в этом совершенно незаконном деле", что им и удалось. Неправильное посвящение было закончено на частной квартире.

Слишком у нас, русских, все чопорно.

Но вспомним, как горячо на Вселенских Соборах обсуждались возвышенные богословские истины. И святитель Николай, заушивший Ария, поступил, как настоящий грек, проявив естественный народный темперамент. Вообще, для древних догматы, Церковь, священство, иерархия не были чем-то отвлеченным и официальным, но самым главным в жизни, самым драгоценным и сердечным. Правильно сделали студенты, что кричали "анаксиос", но надо бы громче! Надо было так орать, чтобы надменный епископ, презирающий пастырей и паству, которая также состоит из будущих пастырей, выбежал бы из храма и окончил рукоположение нового Максима Циника, циника Игнатия, у себя в кабинете, где принимал от него доносы и клеветы.

И, наконец, обвинение в заговоре. Неужели единодушное мнение по какому-либо вопросу некоторого количества людей является заговором? И если я кого-то пытаюсь переубедить и мне удается это, значит, я зачинщик "заранее спланированного и хорошо подготовленного заговора"? Что же такое заговор, что обозначает это страшное слово по мнению канонистов?

Восемнадцатое правило IV Вселенского Собора гласит: "Соумышление, или составление скопища, аки преступление, совершенно воспрещено и внешними законами: кольми паче должно возбраняти в церкви Божией, дабы сего не было. Аще убо некие из клира или монашествующие окажутся обязующими друг друга клятвою, или составляющими скопище, или строющие ковы епископам, либо своим сопричетникам: совсем да будут извержены со своего степени". Но вот как истолковывает слова "соумышление" и "скопище" Вальсамон: "Соумышлением называется то, когда некоторые какия-нибудь злыя свои намерения скрепляют взаимною клятвою. А скопищем называется то, когда некоторые собираются и соглашаются сделать какое-нибудь зло". Если по мнению значительного числа преподавателей и студентов какой-нибудь ставленник недостоин рукоположения и это выражается каноническим способом, то где же здесь соумышление, или скопище, или заговор?

Читаем далее комментарий Вальсамона: "Внешними законами правило называет гражданские законы, потому что большая их часть составлена людьми, знающими внешнюю письменность, то есть эллинами. Итак, правило говорит, что поелику и гражданский закон наказывает составляющих скопища и соумышления, клирики, или монашествующие, которые делают что-либо подобное, должны быть извергаемы. И хотя правило и говорит, что извергаются против епископов, или соклириков устрояющие ковы (то есть уготовляющие, по слову псалма: усырися сердце их (Пс. 118, 70) вместо: ожесточилось); но я думаю, что подобному же наказанию подвергаются посвященныя лица и в том случае, если они делают что-либо такое и против мирян".

Обратите внимание на следующую фразу толкования: "...подобному же наказанию (т.е. извержению) подвергаются посвященныя лица и в том случае, если они делают что-либо такое и против мирян". Не подпадает ли под действие этого правила сам ректор, ищущий сейчас возможность наказания и унижения студентов, составив вместе с некоторыми своими подчиненными соумышление с этой целью? И если это так, то пусть знает, что если и не подвергнется извержению, потому что ныне время канонического произвола, но Божественной благодати за презрение ближних и мстительность точно лишится.

Полная версия статьи опубликована на сайте "Соборность" по адресу www.sobor.ru


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
987
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
972
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1233
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1003

Другие новости