0
1333
Газета Печатное дело Интернет-версия

26.01.2000 00:00:00

Призванный служить Господу

Тэги: книга


Александр Яковлев. Век Филарета. Роман-хроника. - М.: "Армада", 1998, 508 с.

КНИЖНЫЙ рынок заполнен биографическими книгами, среди которых жизнеописания видных деятелей русской истории ХIХ века занимают немалое место. Тем не менее книга Яковлева не затерялась и нашла своих читателей. Причин тому несколько.

Интерес вызывает прежде всего личность главного героя, поставленная в центре повествования. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский (1782-1867гг.) является едва ли не центральным деятелем в истории Русской Церкви ХIХ в. Пробыв более 50 лет в сане епископа и более сорока лет возглавляя Московскую епархию, он оказал заметное влияние на жизнь Церкви, был крупным богословом и известнейшим проповедником. Но не только поэтому большую часть прошлого века называли "веком Филарета".

Книга построена по законам биографического жанра, т.е. со дня рождения героя и до дня его кончины, последовавшей на восемьдесят пятом году. Столь долгая жизнь вместила в себя немало, но автор сосредоточивает свое внимание на наиболее значительных моментах в судьбе героя.

Автор придерживается сдержанного тона, стремится к объективности изложения, но невольно личность молодого Василия Дроздова, а затем монаха Филарета обретает силу и значительность в глазах читателя. Церковная жизнь описана с уважением, но без умиления, герои говорят просто и ходят не на котурнах. Вот митрополит Платон уговаривает Василия Дроздова принять монашество: "Сын мой, монашество не может положить более обязательств на христианина, как сколько уже обязывало его Евангелие и обеты крещения... Об удалении от мира и уединенной жизни должны мы судить, что они не сами по себе что-нибудь значительное и потому похвалу заслуживают. Нет! И в жизни уединенной может иной быть развратник и лицемер, скрывающий только по наружности свою внутреннюю злость. Но я могу сказать, что в мире живущий, а к миру не приверженный христианин не меньше, если не больше монашествующего возвышает себя...".

Заметим, что приведенное высказывание есть подлинные слова митрополита Платона (Левшина), и стоит отдать должное автору, сумевшему сделать свободное романное повествование строго документальным с использованием мемуаров и писем.

В начале ХIХ в. образованное общество России увлеклось мистицизмом. Автор показывает возникновение Библейского общества, почетным членом которого стал "царственный мистик" Александр I, который спустя некоторое время сам же и запретил это полезное учреждение, главной задачей которого было распространение Библии. Интерес к мистицизму был не случаен. В условиях нараставшего общественного кризиса и бурного идейного брожения дворянского общества немалая часть русских дворян искала Истину, в своих духовных поисках настороженно относясь к официальной Церкви. Автору удалось создать яркие портреты противостоящих в этой борьбе-поисках архимандрита Фотия (Спасского) и князя Голицына, обер-прокурора Святейшего Синода. Перед нами предстают не плакатные "ретроград" и "прогрессист", а живые люди, со своими страстями, слабостями, каждый имеющий свою правоту.

Проблема Церкви и власти занимает немалое место в книге. На конкретных примерах показано подчас самовластное управление церковной жизнью вчерашними гусарами, лихими обер-прокурорами, какими были Сергей Дмитриевич Нечаев и граф Николай Александрович Протасов.

Представление о святителе Филарете как о яром ретрограде, создавшееся в литературе либерального толка и идущее от откровенно недоброжелательных оценок Сергея Соловьева, достаточно ложно. Стоит напомнить мнение такого церковного "диссидента", как Бухарев (б. архимандрит Феодор), о святителе Филарете как "плодотворном двигателе развития православно-русской мысли".

Известно, что перу московского митрополита принадлежали важные государственные документы, например акт 1823 г. о переходе российского престола от Александра I к Николаю Павловичу и Манифест об освобождении крестьян 1861 г. Об этом сказано в книге, но, думается, автор прав, уделив особое внимание борьбе святителя Филарета за "Русскую Библию".

В наши дни не всякий православный знает, что собственно русский текст Священного Писания, так называемый Синодальный перевод появился относительно недавно, в 1876 г., а до этого существовал только церковно-славянский текст, который мало кто мог свободно читать. Переводу Библии на повседневный язык препятствовали большинство духовенства, царская власть и даже часть дворянского общества, видя в том "принижение святыни". Сторонники перевода доказывали, что для блага православия необходимо сделать Писание более доступным, но поначалу успеха не имели. Эта борьба, на которую святитель Филарет потратил сорок лет жизни, нашла яркое отражение на страницах книги.

От биографического романа ожидаешь показа внутреннего мира персонажей, но в данном случае автор крайне сдержан в рассказе о духовной жизни своего героя. Однако многое говорят те материалы, которые уместно вкраплены в текст, прежде всего письма и выдержки из знаменитых проповедей московского митрополита. Даже по этим отрывкам можно судить, насколько обыденно наше представление о русской литературе, откуда насильственно были исключены не только святитель Филарет, но и другие видные проповедники его времени - святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан (Говоров) и другие. Автор предлагает свою версию составления знаменитого ответа московского митрополита на стансы Пушкина "Дар напрасный...", ответа, ничуть не уступающего уровню гениального поэта.

Человек познается в отношениях с людьми, и героя книги лучше понимаешь в отношениях с другими. Роман густо населен. Помимо названных выше, запоминаются яркие портреты властного Николая I, могущественного покровителя Дроздова в его молодые годы митрополита Платона (Левшина), ловкого царедворца и убежденного консерватора митрополита Серафима (Глаголевского), графини-монахини Анны Орловой, московских аристократов и купцов. Большое внимание автор уделил недавно канонизированному наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию (Медведеву), личности явно незаурядной, а также скромнейшему исследователю русских летописей, протоиерею Александру Горскому. Оба они были особенно близки к митрополиту Филарету.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, но представит интерес и для историков (хотя автор обошел молчанием ряд важных проблем церковной жизни ХIХ в., например борьбу с унией, вскользь сказано о попытках диалога с англичанами). Стоит отметить, что написана книга простым и ясным языком, читается легко и с интересом.

"В юности мечталось о многом. Пойди он военным путем - не Суворовым, так Барклаем бы стал; избери карьеру государственную - сделал бы побольше Сперанского; подчинись он музам поэзии и истории - сколько бы книг написал. Но призвал его Господь...", - пишет автор. На страницах романа-хроники перед нами предстал яркий образ не только незаурядной личности, но и человека, не лишенного сомнений и слабостей. Книга Александра Яковлева обогащает наше представление о ХIХ в. и приближает к нам фигуру одного из великих деятелей Русской Церкви.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1477
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1683
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1787
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4105

Другие новости