Протоиерей Сергий Булгаков. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Часть 1. - М.: Общедоступный православный университет, 2000. 464 с.
В ПОСЛЕДНИЕ годы многие работы протоиерея Сергия Булгакова (1871-1944), отражающие разные этапы его творческого пути, появились в продаже в Москве и других городах. К сожалению, наиболее значимые богословские труды отца Сергия, этого, по выражению Никиты Струве, "религиозного гения XX столетия", остаются до сих пор неизвестными и недоступными широкому кругу читателей. Общедоступный православный университет, основанный отцом Александром Менем, взял на себя задачу восполнить этот пробел. Недавно выпущена в свет первая книга знаменитой большой трилогии отца Сергия "Агнец Божий", на очереди две другие: "Утешитель" и "Невеста Агнца".
Книга не является академическим изданием, замысел издателей был совсем другим: быстро сделать доступной большую трилогию отца Сергия, прежде всего ее первую часть, посвященную христологической проблематике. Работа впервые вышла в свет в 1933 году в Париже в издательстве "YMCA-Press" и несомненно остается одним из самых значительных произведений православного богословия XX века. Богословское наследие отца Сергия, до сего дня не утратившее своей актуальности, требует пристального изучения и осмысления, и этот процесс в России только начинается. Хочется верить, что издание академических трудов и полного собрания сочинений отца Сергия Булгакова - дело не очень далекого будущего. Сейчас же необходимо восстановить историческую справедливость и заполнить пробел в оценке личности и наследия отца Сергия. В середине февраля состоялись презентация книги и булгаковская конференция, организованная Православным университетом и Отделом религиозной литературы и изданий русского зарубежья Библиотеки иностранной литературы.
Отец Сергий был человеком необычайно мистически одаренным. Недавно ставший доступным его "Духовный дневник" ярко свидетельствует об этом. Несомненно, с этим связано то, что последние 20 лет его жизни отличались необыкновенной творческой плодовитостью. Именно в этот период вынужденной эмиграции созданы его наиболее значительные богословские труды. Отец Сергий - сильный и дерзновенный мыслитель. Он не боялся задавать вопросы и размышлять о них в своих трудах, благодаря ему догматическое богословие перестало быть школьной и абстрактной наукой, перейдя в область мысли и живого религиозного опыта. Это признавали даже те, кто оспаривал его учение. Например, известный противник и критик учения отца Сергия о Софии Владимир Лосский незадолго до смерти сказал: "Даже если мы не можем согласиться с выводами отца Сергия, мы должны признать, что он поставил правильные вопросы".
В беседах с учениками и друзьями отец Сергий часто говорил, что "богословие надо пить со дна евхаристической чаши". Он рассматривал богословское творчество как основную задачу своей жизни, при этом богословское и пасторское призвание у него были тесно связаны между собой. Один из самых талантливых учеников Булгакова протоиерей Александр Шмеман подчеркивал, что "богословие отца Сергия на последней своей глубине прежде всего литургическое". И действительно, литургическое богатство Церкви для Булгакова - та духовная реальность, на которой он построил свою богословскую систему. Православие было для него не теорией, а жизнью. Такой подход позволял ему соединить умозрение и молитву, философию и веру, науку и богословие. Как пишет монахиня Елена (Казимирчак-Полонская): "Объективные церковные истины, богослужебные тексты, иконографические созерцания, мистические откровения переживаются Булгаковым как религиозная реальность, как личный духовный опыт, как первозданная Божественная красота, которую он стремится дать понять и почувствовать окружающим".
Первая часть гениальной богословской трилогии "Агнец Божий" состоит из нескольких основных разделов. Обширное введение полностью посвящено истории первых Вселенских соборов, богословским спорам и характеристике целого ряда выдающихся александрийских и антиохийских богословов. Интересно, что видение той исторической эпохи Булгаковым подчас существенно отличается от общепринятых взглядов, как, например, характеристика Аполлинария младшего, епископа Лаодикийского и его христологического учения. В следующих главах "София Божественная" и "София тварная" отец Сергий вслед за Владимиром Соловьевым и отцом Павлом Флоренским касается проблем софиологии: София тварная как божественная основа твари, идеальное начало космоса и человека, образ мира в его предстоянии Творцу и София Божественная как Премудрость Бога в Его обращенности к миру.
В творчестве Булгакова русская софиология XIX-ХХ столетий достигла своей вершины. В главе "Боговоплощение" Булгаков дает всестороннее истолкование данного догмата. Боговоплощение как тайна, превышающая собственную меру человека, остающаяся для него онтологически трансцендентной, и одновременно тайна, являющаяся источником откровения, поскольку обращена к самому человеку и его жизни. Глава "Эммануил - Богочеловек" посвящена раскрытию сущности кенозиса Сына Божьего. "Кенозис, - говорит отец Сергий, - выражает общее отношение Бога к миру, и творение мира уже есть кенотический акт Божества, положившего вне Себя и наряду с Собой становление этого мира". В последней главе "Дело Христово" отец Сергий касается христологической проблематики. Это гениальная ода, проникнутая безграничной любовью к Христу, ода невероятной мистической глубины и молитвенного озарения.
Хотелось бы привести слова митрополита Евлогия (Георгиевского), сказанные над могилой отца Сергия в день похорон 15 июля 1944 года: "┘ Ты был не понят, обвинен. Быть может, это было вписано в твою судьбу, так как твое богословие явилось плодом не только твоего мышления, но также и скорбных испытаний твоего сердца┘ Ты был истинным христианским мудрецом, учителем жизни, поучавшим не словом только, но и всем житием своим, в котором, дерзаю сказать, ты был апостолом".