0
792
Газета Печатное дело Интернет-версия

18.12.2002 00:00:00

Человек духа

Тэги: Керкегор


Серен Керкегор. Несчастнейший. Сборник произведений. - М.: Изд-во Библейско-богословского института, 2002, 368 с.

В доме-музее Марины Цветаевой в Москве недавно прошла конференция "День Керкегора в Москве", организованная Библейско-богословским институтом (ББИ) совместно с философским факультетом МГУ. На конференции была представлена книга Серена Керкегора "Несчастнейший", куда вошли главные произведения философа: "Дневник обольстителя", "Повторение", "Несчастнейший" и другие. Перевод и комментарий осуществлен учеными из Харьковского университета - Александром Суховеем и Викторией Марковой. Выход этой книги обозначает новый этап интереса к великому датскому философу, который, казалось, начал угасать в последние годы в России.

Керкегор критиковал официальное христианство за формализм, фарисейство, он считал, что обрядность служит усыплению нравственности, санкционирует мещанскую теплую жизнь, приводит к самодовольству, а в конечном итоге - к духовной смерти. Он был уверен, что Церковь не выполнила свою историческую миссию. Тем не менее Керкегор был и остается христианским мыслителем. Можно сказать даже, он был радикальным христианином и во имя Христа спорил с христианством. "Вера, - заявлял он, - это вызов, это иррациональное убеждение и прыжок за пределы разума, любовь к Богу - это единственная страсть, которая может переделать человека". Только такая вера, по мнению датского философа, дает полноту христианства и полноту бытия.

В наше время Церковь все более и более обретает статус социального и государственного института, и от верующего уже не требуется риска и жертвы, как это было еще в недавние советские годы. Сегодня, когда христианство становится признаком респектабельности, может быть, нелишне напомнить о таком бунтовщике, как Керкегор, который во главу угла ставил личность, ее нравственный выбор, ее свободу, понимаемую как ответственность перед собой и Высшим началом жизни.

Кстати, читателю будет интересно, что новая книга Керкегора издана при поддержке одного из приходов Лютеранской Церкви Дании. Его пастор Кристиан Хоег, преподаватель церковной истории и специалист по истории РПЦ, в течение пяти лет собирал в своем приходе деньги для публикации этой книги. Он убежден, что творчество его великого соотечественника может способствовать диалогу между людьми независимо от их церковной принадлежности, жизненного пути и мировоззрения.

Интерес к великому датскому философу XIX века Серену Керкегору в России был всегда неизменно высок. Керкегора здесь переводили, читали, комментировали. Достаточно вспомнить только несколько имен в ряду русской философской школы: Лев Шестов, Николай Бердяев. Керкегор оказал влияние на Достоевского и даже на русских художников второй половины XIX века. Каждое поколение относилось к датскому мыслителю по-своему, что отразилось даже на написании его имени. В XIX - начале ХХ века его узнали в России как Киркегарда, затем установилось написание Киркегор, в советское время было принято писать Кьеркегор, сегодня в российской науке утвердилось написание Керкегор. Но как бы ни писалась эта замысловатая, экзотическая для русского уха иноземная фамилия, идеи великого датчанина всегда были созвучны и понятны русской душе. Особенно они близки сегодня, когда мы переживаем постсоветский, посткоммунистический, постперестроечный и даже постхристианский синдромы. Мы никак не определим себя через положительный опыт, мы всегда определяем себя "после чего-то". Видимо, по принципу маятника нас отнесло в обратную сторону подобно тому, как в советские времена нас учили ощущать себя в постоянном преддверии светлого будущего. Мы так и не научились жить здесь и сейчас. Серен Керкегор может в этом смысле многому нас научить, он всегда ощущал себя вне толпы. "Человек духа, - писал философ, - отличается от нас тем, что может выдержать одиночество". А чаще всего люди нуждаются в других, в толпе, они страдают и умирают, если не уверены, что находятся в общем кругу. Но человек в толпе не равен самому себе. Керкегор был уверен, что только в одиночестве он может обдумать различные возможности своего пути, сделать правильный выбор и осознать личную ответственность за свои поступки. Быть свободным, по мнению Керкегора, это и значит быть самим собой.

Обо всем этом и многом другом говорили философы, культурологи, богословы, собравшиеся на "День Керкегора" в музее Марины Цветаевой. Специально на этот день в Москву приехал ныне живущий в Дании английский ученый, богослов и философ Джордж Патиссон. Его доклад был посвящен интерпретации Керкегора Шестовым.

Сравнению датского и русского мыслителей был посвящен также доклад московского профессора Владимира Поруса (РАО). Но, как и следовало ожидать, российский ученый на проблему философского диалога Шестова и Керкегора смотрит несколько иначе. Между Патиссоном и Порусом завязался интересный диалог, который показал, сколь актуальны идеи Керкегора и сегодня.

Доклад Дарьи Лунгиной (МГУ) "Первоначальная рецепция Керкегора в России, 1880-1890-е гг." был посвящен периоду знакомства российского общества с идеями великого датчанина. Лунгина не только изучает работы датского мыслителя, но и переводит их на русский язык. И может быть, сегодня встреча русского читателя с работами датского мыслителя не менее важна, чем это было в XIX веке, когда его работы оказали огромное влияние на культуру.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
539
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
776
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
612
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
749

Другие новости