0
6385
Газета Печатное дело Интернет-версия

18.06.2003 00:00:00

Христианство в современном мире

Тэги: Кырлежев, власть, церквь


Александр Кырлежев. Власть Церкви. Публицистические статьи: 1994-2000. - М.: МедиаСоюз, Гильдия религиозной журналистики, 2003. 190 с.

Публиковать отдельной книгой сборник своих статей, напечатанных в течение нескольких лет в разных изданиях, - дело довольно рискованное. Публицистика во многом рассчитана на сиюминутный отклик. Она требует, чтобы ситуация, подвигшая автора взяться за перо, была "на слуху" у читателя. В противном случае тексты начинают восприниматься как мемуары, часто не интересные никому, кроме самого писателя и нескольких его друзей. Лишь немногим удается отчасти преодолеть временной разрыв между первой публикацией статьи и ее выходом в составе книги без особых потерь.

Александр Кырлежев - весьма известный человек, один из соучредителей Гильдии религиозной журналистики МедиаСоюза, автор многочисленных текстов на религиозные темы - делится с читателем своими раздумьями о положении и роли христиан и Русской Православной Церкви в современном мире. Основную тему практически всех публикаций, вошедших в сборник, можно обозначить всего одним словом - "кризис". Кризис христианства, русского православия, кризис индивидуального религиозного опыта перед лицом секулярной реальности.

Мысли о том, что "религиозное возрождение" в России скорее всего не удалось, что Православная Церковь и многие верующие оторваны от действительности, сожаление о том, что христиане не могут ответить на реальные вопросы общества, высказывались уже с середины 90-х годов XX столетия. На самом деле отдельные "голоса", предупреждающие о том, что Русская Церковь не сможет в полной мере воспользоваться предоставленной свободой, что христианство в мире должно кардинальным образом "обновиться", не порывая с традицией, раздавались еще в 30-е годы ХХ века. Мать Мария (Скобцова), священники Сергий Желудков, Александр Шмеман, Александр Мень, митрополит Антоний (Блум) - вот далеко не полный список богословов и церковных писателей, которые говорили о своих опасениях на этот счет. Но лишь в последние годы их правоту подтвердила сама жизнь.

За пятнадцать лет после выхода из коммунистического плена развеялись многие иллюзии: христианство в глазах общества превратилось в моду, православие - в идеологию, священники - в требоисполнителей, епископы - в чиновников. Конечно, картина пессимистична, но слишком много оснований для того, чтобы отчасти признать правоту этих суждений.

Автор также совершенно справедливо отмечает многие недостатки православия в России, главный из которых - нежелание самих христиан судить себя перед лицом "грешного" мира: "Никакие программы "церковной перестройки", никакие реформы не приведут к действительным результатам, если наша Православная Церковь в лице своих иерархов, священников, богословов и так называемой церковной интеллигенции в том числе не озаботится проблемой серьезного и бескомпромиссного осмысления той ситуации, в которой оказалось христианство на пороге ХХI века. То есть если христиане не начнут судить себя самих. Перед Богом судить себя легко - гораздо труднее судить себя перед лицом "безбожного мира". Это не значит, что православие должно отказаться от своего многовекового Предания и святоотеческого наследия, речь в книге идет о необходимости "исторического мышления" и различения предания и "преданий". Под последними понимаются многочисленные сомнительные традиции и, как писал апостол Павел, "бабьи басни", которые многими воспринимаются как "священная корова" православия".

Вторая немаловажная проблема христиан в современном мире состоит в том, что "цивилизация постмодерна" по своим мировоззренческим и религиозным установкам противостоит евангельскому учению. Сейчас уже невозможно "торжество православия" или создание "христианской империи". Поэтому пышная богослужебная символика сама по себе не способствует проповеди, а лишь превращает православие в "башню из слоновой кости", живущие в которой не видят и не слышат проблем современного мира. Следствием такого "самозатворничества", по мысли автора, стало недавнее принятие социальной концепции. В этом документе ничего не сказано о культурологических и исторических процессах, происходящих за оградой Церкви. В результате в тексте отсутствует анализ русской действительности конца ХХ века, а составители в лучшем случае оперируют представлениями, которые были характерны для конца XIX столетия. Естественно, что подобный разрыв приводит к самоизоляции и упадку авторитета Церкви в обществе.

Однако Александр Кырлежев не считает, что кризис православия принял необратимый характер. Напротив, многовековая святоотеческая традиция, наличие в ХХ веке таких крупных мыслителей, как священники Николай Афанасьев и Георгий Флоровский, позволяют смотреть в будущее с осторожным оптимизмом. Тем более что религия дает ответы человеку на такие вопросы, на которые не в состоянии ответить никакой иной "социальный институт".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1253
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3319
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1883
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2190

Другие новости