0
990
Газета Печатное дело Интернет-версия

19.11.2003 00:00:00

Плоды запрещения

Тэги: Казанцакис, искушение, христос


Никос Казанцакис. Последнее искушение Христа. СПб.: Издательский дом "Весь", 2003, 400 с.

Хорошо, что эта книга вышла в свет осенью нынешнего, а не минувшего года. Иначе издателей могли заподозрить в стремлении отметить пятилетие скандала вокруг показа по российскому телевидению знаменитого фильма Скорсезе. Ведь это потянуло бы на "чернокнижный пиар"!

Впрочем, как говорится, было бы желание┘ Для кого-то вполне достаточным основанием будет сам факт появления нового издания именно в ноябре, да еще в первой декаде┘ Поскольку как раз 9 ноября 1997 года канал НТВ продемонстрировал "самый кощунственный фильм, созданный за последние десятилетия". Цитата взята из интервью Патриарха Московского и всея Руси Алексия II телепрограмме "Русский Дом".

Это интервью глава Русской Православной Церкви дал еще 27 мая 1997 года до предполагавшегося показа "Последнего искушения Христа" в канун пасхальной ночи. В нем Алексий II, в частности, предупреждал: "Я должен заявить, что православные верующие воспримут это как оскорбление своих религиозных чувств. Если не будут сделаны соответствующие выводы, мы будем вынуждены призвать зрителей не смотреть 4-ю программу телевидения (НТВ), чтобы показать свое отношение к этому".

К сожалению, невозможно теперь выяснить, какое число телезрителей потеряло НТВ начиная с 9 ноября 1997 года. Думаю, эта цифра была бы очень интересна социологам. Нам же остается порадоваться, что церковная цензура остается в России пока лишь виртуальным дамокловым мечом. В противном случае мы бы сегодня смотрели скорее не "Намедни" с Леонидом Парфеновым, а какое-нибудь "Надысь" с Александром Крутовым┘

Но вернемся к самой книге, которую Никос Казанцакис писал вовсе не ради скандальной славы. Как, кстати, и Мартин Скорсезе, для которого реакция на его фильм стала настоящим шоком. Не случайно многие кинокритики отмечают, что последующие фильмы этого мастера гораздо холоднее и эмоционально сдержаннее.

В предисловии к роману "Последнее искушение Христа" Казанцакис написал: "Я уверен, что любой свободный человек, прочитав эту книгу, полюбит Христа сильнее и трепетнее, нежели раньше".

Обращаю ваше внимание: Казанцакис обращается к свободному человеку. К внутренне свободному, лишенному определенных предубеждений и стереотипов. А разве не к этой свободе призывает своих последователей сам Христос?!

Те, кого со временем стали называть Отцами Церкви, вели диспуты, подчас весьма ожесточенные, и имели право на свою точку зрения. Почему же тогда писателям, к тому же отнюдь не претендующим на богословские позиции, отказывают в праве на творческую интерпретацию событий новозаветной истории?

Наверное, потому, что, как и две с лишним тысячи лет назад, многим людям очень трудно воспринимать Всевышнего не только в образе всемогущего Бога, но и в образе Человека. Иногда слабого, подверженного обычным сомнениям, страданиям и┘ искушениям.

Казанцакис предлагает читателю сразу несколько интересных и крайне важных в контексте личного духовного опыта сюжетных линий. И центральная из них - тайна Креста.

Интригует уже само начало книги, где будущий Спаситель мира занимается изготовлением крестов. Он подвергается хулению со стороны соплеменников, он не узнан ими. И эта его неузнанность, сокровенность до определенной поры и есть основание, материал будущего Креста┘ Ведь не случайно сегодня в христианской среде бытует грустная шутка: "Явись Христос еще раз в образе человека, его вряд ли где-нибудь причастили бы"┘

"- Закон Господа для всех един - и для людей, и для деревьев, Иуда.

Рыжебородый сжал зубы.

- И как же называется этот закон? - усмехнулся он.

- Время".

Тайна взаимоотношений Иисуса и Иуды, сокрытая для других учеников Христа, их потрясающие по напряжению диалоги, - еще одна из несущих конструкций романа, мастерски выстроенных Казанцакисом. Уверен, что именно она послужила камнем преткновения для большей части тех, кто сразу по прочтении книги поспешил подвергнуть ее полной обструкции.

А между тем подобная, действительно неожиданная трактовка образа Иуды позволяет по-настоящему задуматься и приблизиться к пониманию тайны Креста во всей ее многогранности. И в том числе в плане осознания огромной трудности преодоления собственных предубеждений и стереотипов.

Очень любопытно в этой связи мнение о книге Казанцакиса тех католиков или православных, которых нельзя отнести к оголтелым обскурантам. Чаще всего они говорят: "М-да, конечно, спорная книга┘" А вот следующий вопрос - нужны ли в таком случае "спорные" книги? - как правило, ставит их в тупик.

И если все-таки нужны, то для чего? Убежден, что не только для развития литературной критики. Потому что плоды запрещения хорошо известны, они еще в Евангелии упомянуты: вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия┘ А хочется совсем другого, о чем у Казанцакиса говорится в финале книги: "Его ученики живы и бодры. Они идут по всей Земле, неся людям Благую весть. Слава Тебе, Господи, свершилось!"


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Статус иноагента сделают уголовным преступлением

Статус иноагента сделают уголовным преступлением

Иван Родин

Тремя административными штрафами в течение года политэмигрантов уже не напугать

0
763
На выборы выдвинулись полдесятка малых партий

На выборы выдвинулись полдесятка малых партий

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Каждой парламентской политструктуре по-прежнему предназначен персональный спойлер

0
584
Нилов продолжит заниматься социальной политикой

Нилов продолжит заниматься социальной политикой

Иван Родин

ЛДПР не настаивает на замене председателя одного из ключевых комитетов Госдумы

0
734
Ялтинский и Евпаторийский морские порты выставлены на продажу за 1,7 млрд рублей

Ялтинский и Евпаторийский морские порты выставлены на продажу за 1,7 млрд рублей

  

0
410

Другие новости