0
2110
Газета Печатное дело Интернет-версия

06.12.2006 00:00:00

У истоков христианского богословия

Тэги: шенк, филон александрийский


Шенк К. Филон Александрийский. Введение в жизнь и творчество/ Серия «Современная библеистика». – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007, 275 с.

Книга о Филоне Александрийском, иудейском толкователе священных текстов и философе I в. н.э., будет интересна как для тех, кто хотел бы углубить свое знание истории философии, так и для тех, кто интересуется становлением христианского богословия.

Филон Александрийский ≈ фигура, стоящая на перекрестке истории мысли, образовавшемся в результате пересечения греческой философии с представлениями монотеистического эллинизированного иудаизма.

В частности, в своих трудах апологет христианства II–III вв. Климент Александрийский во многом опирался именно на размышления Филона, считавшего, что греческая философия – это своего рода перевод данного Богом Закона на язык разума. Осуществленный александрийскими иудеями-интеллектуалами синтез платонизма с библейским монотеизмом принес несколько столетий спустя богатые плоды в христианской патристике (учении Отцов Церкви. – НГР). Вклад греческой философии в процесс формирования понятийного аппарата христианского богословия сложно переоценить.

Когда мы говорим об александрийской школе герменевтики (толкования Священного Писания. – «НГР»), то прежде всего вспоминаем аллегорический метод толкования Библии, ставшего после Оригена (ученика Климента Александрийского) столь популярным у христианских богословов как на Востоке, так и на Западе.

Филон был далеко не единственным иудейским философом-экзегетом (толкователем), но именно его произведениям во многом повезло: они в большом количестве дошли до наших дней. Теперь именно труды Филона Александрийского дают нам важный материал для изучения интеллектуального и религиозного климата, в котором создавалось раннехристианское богословие.

Для понимания предыстории тринитарного богословия (раздел богословия, касающийся учения о св. Троице. – «НГР») важна приводимая автором книги Кеннетом Шенком информация о присутствии в александрийской экзегетической традиции иудаизма (начиная со II века до н.э.) идей о Логосе, или Слове Божьем. К этой же теме относится материал, показывающий влияние античного платонизма и стоицизма на написанную предположительно в I веке до н.э. (в той же Александрии) книгу Премудрости Соломона.

Премудрость Божья отождествлялась тогда александрийской традицией с Логосом, «через который создан мир» (эта формулировка впервые была употреблена как раз в текстах Филона). Логос, по Филону, имел собственное существование, отличное от существования Бога, то есть был независимой Ипостасью. Когда два столетия спустя Ориген отнес Логос к сотворенному бытию, он следовал идеям Филона.

Мысль Филона о том, что Логос вмещает в себе мир идей, также оказалась востребованной святоотеческим богословием. Следует еще упомянуть, что Филон является первым из авторов, в трудах которого мы находим концепцию апофатического (отрицательного) богословия, развитую впоследствии восточными Отцами Церкви.

Специалисты по творчеству Филона находят много неожиданных параллелей между идеями этого философа и учением, излагаемым, в частности, в новозаветном Послании к Евреям. Мысли Филона также имеют некоторое сходство и с богословием Логоса, которое мы находим в Евангелии от Иоанна.

Вся эта удивительная преемственность идей и концепций показывает, как много христианское богословие восприняло из богословия эллинистического иудаизма. Надо, конечно, признать, что не все взгляды Филона были приняты христианами. В частности, у Филона, несмотря на широкое распространение в ту эпоху еврейских апокалиптических сочинений, отсутствует эсхатология – учение о конце света.

Следуя платонизму, не верил Филон и в телесное воскресение мертвых, совсем как афиняне, издевавшиеся в Ареопаге над проповедью апостола Павла. Для читателей, заинтересовавшихся этим мыслителем и желающим продолжить знакомство с его творчеством, в книге дано краткое содержание всех работ Филона, сохранившихся до наших дней, а также рекомендации относительно порядка их изучения и обширный список литературы, посвященной александрийскому философу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
861
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
880
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1135
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
927

Другие новости