0
24475
Газета Печатное дело Интернет-версия

20.08.2008 00:00:00

Традиционная религия абхазов

Тэги: абхазия, этнос


абхазия, этнос

Абхазы. – М.: Наука, 2007. – 547 с.

Абхазы – один из древнейших народов Кавказа. Что помогло им выстоять в самые тяжелые времена своей истории? Что составило их духовную опору в годы испытаний? Что способствует их этническому самосохранению в быстро меняющемся мире? Ответы на эти вопросы попытались дать российские и абхазские ученые, проанализировавшие в своем коллективном труде важнейшие этапы этнической истории абхазов.

Рецензируемый сборник статей описывает уклад жизни, нравы, быт и культуру этого кавказского народа. Но особое внимание уделено религиозным представлениям абхазов. Две статьи сборника посвящены этой проблеме: «Традиционные религиозные верования абхазов» Лили Хуршитовны Акаба (Абхазский институт гуманитарных исследований им. Дмитрия Гулия) и «Современная религиозная ситуация в Абхазии» Александра Борисовича Крылова (ИМЭМО РАН).

По мнению Лили Акаба, традиционная религия абхазов представляет собой систему политеистических верований, имеющих многослойный характер, с весьма многочисленным пантеоном божеств и объектов сакрального почитания, включенных в сценарии разветвленных культовых практик. Функция верховного божества принадлежит Анцэа – творцу природы и людей, повелителю и вседержателю мироздания. Анцэа обладает всеми совершенствами: всемогуществом, всеведением, абсолютной благостью, безграничностью, неизменяемостью и т.п.

Александр Крылов исследует традиционную религию в общем контексте сложившейся в Закавказье этнорелигиозной ситуации. Он обращает внимание на то, что процесс возрождения традиционной религии абхазов совпал по времени с распадом Советского Союза. По мере того как движение за национальное самоопределение в Абхазии набирало силу, традиционные верования, и до того служившие абхазам в качестве важнейших основ национальной идентичности, стали возводиться властями в ранг чуть ли не государственной религии.

По мнению Александра Крылова, традиционная религия абхазов автохтонна: она сложилась без влияния основных мировых религий. Как подчеркивается в книге, степень воздействия на абхазскую религию со стороны иудаизма, христианства и ислама является весьма незначительной и, таким образом, ее нельзя отнести к синкретическим религиям.

Значительный интерес в этой связи представляют наблюдения Александра Крылова относительно слабой приверженности абхазов к другим, неабхазским вероучениям: «В Абхазии христианство, ислам (и атеизм) играли в первую очередь роль не религии, а официальной государственной идеологии». Опросы людей, причислявших себя к категории «абхазских мусульман», позволили автору выявить следующую картину. В подавляющем большинстве они не имеют представления о Коране, не проявляют никакой заинтересованности в изучении этой священной для мусульман книги, ничего не знают ни о ежедневной молитве, ни о других пяти столпах ислама. В итоге ученый приходит к выводу, что в реальности в современной Абхазии подлинными мусульманами можно считать лишь потомков абхазских мохаджиров, возвратившихся на свою историческую родину из различных стран Ближнего и Среднего Востока. Но они составляют совсем незначительную часть местного населения и не оказывают сколько-нибудь заметного влияния в масштабах всего абхазского этноса.

По мнению Александра Крылова, традиционная религия абхазов отвечает определению теизма, в котором мир есть осуществление божественного промысла, а абсолютно бесконечный Бог стоит над миром и человеком. Абхазская религия подходит также под определение «строгого монотеизма», где Бог является единственным источником и добра, и зла (к которому, по мнению многих исследователей, нельзя отнести даже христианство и ислам). Она представляет собой систему религиозных взглядов, канонов и ритуалов, которая сформировалась у абхазов в процессе длительного исторического развития. Несмотря на значительное количество имеющихся в ней локальных особенностей и разновидностей, это – единая религия, в которой сохраняются устойчивые основополагающие представления и ритуальная практика.

В отличие от христианства, ислама и атеизма традиционная религия абхазов в прошлом не имела официального государственного статуса. Это, как и отсутствие в ней профессиональных священнослужителей, способствовало сохранению наиболее архаичных форм и представлений. Превращение этой народной религии в официально признанную знаменует собой качественно новый этап в ее развитии. По мнению Александра Крылова, это может привести к унификации большого числа локальных культовых вариантов, в которых до сих пор продолжает сохраняться бесценное наследие далекого исторического прошлого.

Нарисовав сложную картину религиозных представлений абхазов, авторы сборника подводят читателя к мысли о том, сколь необходима человечеству многомерность религий и культур, какого бережного и трепетного отношения требуют к себе эти хрупкие и уязвимые субстанции, как важно в сегодняшнем взаимозависимом мире учитывать стремление к сохранению самобытности столь отличных друг от друга религиозно-культурных общностей, как крупных, так и малых, – наподобие абхазской. Ведь каждая из разнородных религиозно-культурных общностей по-своему уникальна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1472
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1681
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1785
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4103

Другие новости