Ara Norenzayan. Big Gods: How Religion Transformed Cooperation and Conflict.
– Princeton University Press, 2013.
Профессор философии Университета Британской Колумбии (Канада) Ара Норензян, родившийся в Бейруте и в настоящее время проживающий в Ванкувере, в своей новой работе, изданной в Принстонском университете, под названием «Большие боги: как религия трансформировала сотрудничество и конфликтность», утверждает, что с развитием мирового сообщества у людей отпадает потребность в духовном сверхбытии.
На начальном этапе своего существования человечество поклонялось множеству богов. Различные социальные сообщества, состоящие из небольших групп охотников, почитали самых разнообразных сверхъестественных существ. Они «населяли» ими небо и подземное царство, обозначали их присутствие в живых существах и в неживых предметах. Боги первобытных людей управляли их миром, были обуреваемы неистовыми страстями, обладали огромной силой и могли по своей воле наказывать или миловать верующих. Их доброе отношение можно было заслужить верой, проведением определенных ритуалов или принесением жертв, что делалось по велению оракулов или предсказателей.
В своей книге Ара Норензян утверждает, что ислам, христианство и другие мировые и крупные религии смогли взять верх над первобытными верованиями, поскольку они значительно превосходили своих идеологических конкурентов по многим аспектам. Только эти религии предложили своим последователям всезнающее и всемогущее божество, осуждающее безнравственное поведение, и призывали незнакомых друг с другом верующих к сотрудничеству. Иными словами, они способствовали тому, что люди, постоянно находящиеся под оком Божьим, наблюдение которого за людьми побуждало их к нравственному поведению, двинулись по пути к современной цивилизации.
Ара Норензян отмечает тот факт, что во многих религиозных сообществах к атеистам относятся с большим недоверием. Как показывают многие исследования, причина антисимпатий и недоверия к ним верующих заключается в том, что, по мнению последних, люди, которые не верят в божественное провидение, не могут вести себя в соответствии с законами морали. Но ученый также установил, что предубежденное отношение верующих к атеистам в странах с развитыми государственными институтами значительно слабее. Полиция, юридические институты и верховенство закона, утверждает профессор, могут быть столь же эффективны в обеспечении ответственности и сотрудничества граждан, как и искренняя вера в сверхъестественное и всемогущее существо.
Самые развитые и миролюбивые современные общества, утверждает философ, являются наименее религиозными. Например, в Дании, отмечает он, люди обладают высокой моралью. Там наблюдается наименьшее количество краж даже велосипедов, которые свободно стоят на улицах. В таких странах, особенно в Скандинавии, жители перешли порог веры. У них нет необходимости в том, чтобы религиозные убеждения определяли их социальное поведение. Они просто переросли нравственные регламенты веры. Как утверждает Норензян, граждане этих стран «поднялись по лестнице религии, а потом просто оттолкнули ее ногой». Однако ни один из постулатов профессора не объясняет, почему США, одно из наиболее экономически развитых государств мира, находится в числе одной из самых религиозных стран, где сильны позиции христианских конфессий и деноминаций, причем многие из них имеют фундаменталистский характер.
Труд Норензяна нашел широкий отклик в среде социологов и религиоведов. Ряд из них активно поддерживают ученого, другие осуждают его утверждения.