0
12780
Газета Печатное дело Интернет-версия

01.12.2020 16:13:00

Исламский мир на христианском фундаменте

Полузабытая цивилизация на границе миров и времен

Дмитрий Урушев

Об авторе: Дмитрий Александрович Урушев – историк, член Союза журналистов России.

Тэги: история, христианство, ислам, вера, сирия, византия, римская империя, церковь, вселенские соборы, традиция, ближний восток, передняя азия


17-12-3480.jpg
Алексей Муравьев. Христианский
Восток накануне арабского
завоевания. Сирийский мир
и цивилизационные процессы
в V–VI вв. – М.: Языки
славянских культур, 2020.
 В III–V веках на территории современных Израиля, Ирака, Ирана, Ливана, Палестины, Сирии и Турции сложился новый народ – сирийцы. В него объединились потомки древних племен Передней Азии, имевшие не только общую материальную культуру, но и общий язык. Сирийский язык возник из эдесского диалекта арамейского языка, в ту пору бывшего главным средством общения на Ближнем Востоке.

Важнейшим условием, способствовавшим образованию единого сирийского народа, стала общая вера – христианство. На сирийском языке была создана богатейшая христианская литература. Русский читатель хорошо знает имена Ефрема Сирина (IV век) и Исаака Сирина (VII век).

Сирийцы оказались на стыке двух цивилизаций – греческой и персидской – и на границе двух царств – Византии и Ирана. Об исторических судьбах западных, византийских сирийцев V–VI столетий рассказывает книга «Христианский Восток накануне арабского завоевания» историка и филолога Алексея Муравьева.

Западные сирийцы не только испытывали на себе влияние ромеев, но и сами повлияли на соседей. Например, византийское иночество сложилось под непосредственным влиянием строгой аскезы, распространенной среди сирийцев-христиан. Сирийцем был знаменитый Симеон Столпник (ум. 459), проведший 37 лет в посте и молитве на столпе (колонне).

Среди учеников сирийских подвижников был молодой Иоанн Златоуст (ум. 407). В 370-е годы он прожил несколько лет в пещере под руководством «некоего сирийца», «простого крестьянина», который при этом был «преисполнен истинного любомудрия». Звали этого крестьянина Юлиан Сабба (Старец).

Неудивительно, что среди сирийцев распространялись сочинения, прославлявшие отшельничество, пустынножительство и бегство от мира. Такой была повесть «Балаухар и Будисат», представляющая собой христианскую обработку жизнеописания Будды. Русскому читателю это сочинение известно как «Повесть о Варлааме и Иоасафе».

Особое внимание Муравьев уделяет сирийскому сказанию о Человеке Божьем – безымянном страннике V века. В византийской и славянской традиции эта история излагается так: некий юноша покинул Рим (имеется в виду Константинополь), отказавшись от молодой жены, и прожил 13 лет в Эдессе. Затем вернулся в дом родителей и прожил еще 16 лет, не узнанный никем. Впервые предание было отмечено в сирийских рукописях VI столетия. Оно имело иную концовку: подвижник умирает в Эдессе, и местный епископ хоронит его. Попав в Византию, сказание обросло многочисленными подробностями, а странник получил имя Алексия.

Начиная с V столетия Передняя Азия стала местом борьбы православия и разнообразных ересей. Четвертый Вселенский собор, состоявшийся в 451 году в Халкидоне, разделил церковь на халкидонитов (православных) и антихалкидонитов (несториан, миафизитов и монофизитов). Западносирийское духовенство поддержало противников Халкидонского собора. А восточные сирийцы не признают и Третий Вселенский собор (Эфесский) 431 года.

Отделившись от византийской церкви, сирийцы продолжили миссионерскую деятельность. В книге Муравьева рассказывается о западносирийских иноках, в V–VI веках проповедовавших христианство в Грузии и Эфиопии. По национальности грузином, но при этом епископом сирийцев был миафизит Петр Ивир (ум. 491). По мнению ученых, его перу принадлежат сочинения «Ареопагитского корпуса», обыкновенно приписываемые Дионисию Ареопагиту – ученику апостола Павла.

Эти и многие другие вопросы истории и культуры христианского Востока подробно рассматриваются в книге Муравьева. Впрочем, она будет полезна не только тем, кто интересуется христианством, но и тем, кто занимается историей ислама. В 634 году мусульмане вторглись на земли, принадлежавшие Византии и заселенные сирийцами. Для последних закончилось время активного творчества, писательства и богословских споров. Наступила мрачная пора борьбы за выживание.

И хотя книга Муравьева на этом кончается, ее посыл направлен в последующую эпоху. История исламского мира предстает в виде продолжения «несостоявшейся цивилизации» христианского Востока, главную роль в которой играли сирийцы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Уязвимость "яростных мулл"

Уязвимость "яростных мулл"

Лариса Шашок

Власть в Афганистане сталкивается как с внутренними разногласиями, так и с внешними угрозами

0
2686
Элита Ирана близка к решению "ядерной" дилеммы

Элита Ирана близка к решению "ядерной" дилеммы

Смена власти в Сирии лишила Тегеран средств сдерживания

0
4312
Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Наталья Савицкая

Школьная оценка по поведению всегда вызывала много критики

0
2572
Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Михаил Гар

Как складывался конформизм патриарха Сергия

0
2444

Другие новости