0
37746
Газета Печатное дело Интернет-версия

19.04.2022 15:02:00

Возможно ли покаяние целой нации

Неудобные вопросы в сборнике философа Григория Гутнера

Борис Колымагин

Об авторе: Борис Федорович Колымагин – поэт, прозаик, критик.

Тэги: покаяние, философия, гутнер, христианство, национальная идея, история, книги, святофиларетовский институт


5-12-01480.jpg
Григорий Гутнер. Избранные
статьи (2003–2018). – М.:
Свято-Филаретовский институт,
2022. – 608 с.
Философия и богословие недалеко отстоят друг от друга, и многие интуиции философии имеют теологическую перспективу. Плотин отразился в трудах Дионисия Ареопагита, к примеру. Сборник Григория Гутнера «Избранные статьи» подтверждает этот тезис. Философия и теология здесь находятся во взаимном переплетении. Анализ языковых практик и конструкций жизненного мира ведет в метафизику, а религиозный дискурс ходит вокруг вроде бы вполне «светских» тем социальной коммуникации и прав человека.

Григорий Борисович Гутнер (1960–2018) многие годы работал в Институте философии РАН и заведовал кафедрой философии и гуманитарных дисциплин в Свято-Филаретовском институте. Наряду с СФИ он преподавал в Библейско-богословском институте, Институте святого Фомы и некоторых других местах. Его многочисленные статьи и выступления рассеяны по различным бумажным и электронным изданиям. И вот, как пишет в предисловии составитель сборника Владислав Шапошников, пришло время собрать их вместе и организовать так, чтобы читатель получил возможность увидеть тексты как тесно связанные между собой части единого живого и развивающегося организма.

Книга состоит из пяти разделов: «Трансцендентализм как специфика философии», «Идеальные конструкции и жизненный мир», «Наука и христианство», «Личность, общение, Церковь», «Тоталитаризм как философский вызов». В заключение приводится расшифровка семинара «Проблема современных взаимоотношений богословия и философии», посвященного памяти Гутнера. Также есть список опубликованных работ философа.

Из многочисленных вопросов, поставленных Гутнером, обращают на себя внимание проблемы, связанные с социумом. Автор говорит об общении и общине, универсальной этике, христианском измерении личности. В этом контексте возникает тема «национального покаяния», на которой хотелось бы остановиться чуть подробнее.

В церковной среде некоторые священники иногда говорят об этом. Но их призыв пока остается лишь призывом: неясно не только то, в чем должно состоять покаяние, но и к кому этот призыв обращен. В ответ звучат слова о том, что каяться можно только за свои, а не за чужие грехи. И никакого всеобщего покаяния в принципе быть не может, как выразился однажды в год 100-летия революции священник Владимир Вигилянский.

На это, однако, есть что возразить. И Гутнер разворачивает систему аргументации, опираясь на существующие национальные нарративы и опыт их трансформации. Философ указывает на официальное извинение, принесенное Конгрессом США коренным народам Америки в 2009 году. Хотя ни депутаты Конгресса, ни их избиратели не были причастны к тем жестокостям, которые совершали по отношению к североамериканским индейцам белые колонисты, они взяли на себя ответственность за дела предков.

Процесс пересмотра национального нарратива занял значительное время. Однако, как констатирует автор, одиозная фраза генерала Шеридана «Хороший индеец – мертвый индеец» заведомо невозможна в современном дискурсе США.

Народное покаяние как раз и направлено на переформатирование национальных представлений о своем прошлом. В попытке свести покаяние к чисто индивидуальному акту есть доля лукавства, утверждает Гутнер. Ведь ответственность и покаяние могут означать совсем другое. Индивидуальный акт может иметь публичное значение.

Впервые, напоминает философ, покаянная тема прозвучала у эмигрантов первой волны. Есть небольшая, но важная статья Георгия Федотова с выразительным названием «О национальном покаянии». Главная мысль – большевистский переворот есть результат отвращения большинства народа от подлинного христианства, воспринятого Русью в киевской купели. Идеал христианства был принесен в жертву славе и мощи. Стилизованный по-православному Ксеркс стал идеалом православного царя и всего русского мнимохристианского национализма.

Федотов, замечает Гутнер, пытается пересмотреть традицию, выявить в ней исток грядущего зла. Однако, по мнению нашего автора, Федотов заблуждался в характере имперско-мессианского нарратива, поскольку тот не был национальным и разделялся лишь небольшой группой, принадлежащей к образованному слою.

Национальный нарратив, по мысли Гутнера, сложился в советские годы. Революция и все войны, в которых участвовал СССР, вписались в этот ряд событий. В него же входит и пантеон народных героев, включая Ленина и Сталина. Именно он сформировал нашу идентичность и отчасти продолжает формировать ее до сих пор. Но придерживаться сегодня этой концепции – позиция нравственно ущербная.

Национальное покаяние, согласно Гутнеру, это смена нарратива, замена его принципиально иным. Но сейчас трудно представить даже возможность новой концепции исторического прошлого. Говоря об этом, Гутнер вспоминает известную фразу Хайдеггера, сказанную, правда, по несколько иному поводу: «Спасти нас может только Бог».

Каждая статья Гутнера по-своему интересна и важна. И их много – какое-то пиршество мысли. Иначе и не скажешь.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Волосы как у Леннона

Волосы как у Леннона

Вячеслав Харченко

Наше главное предназначение – носить искусство на руках

0
705
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
448
Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
986
Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию

Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию

0
235

Другие новости