0
75676
Газета Печатное дело Интернет-версия

14.02.2023 16:13:00

Завещание Бенедикта XVI вызвало «убийственный шум»

Вышла в свет полемическая книга почившего понтифика

Тэги: бенедикт xvi, ватикан, папа римский, разоблачение, тайна, заговор


3-12-3480.jpg
Benedetto XVI. Che cos’e il cristianesimo. –
Milano, Mondadori, 2023.
Спустя чуть менее месяца после кончины папы Римского на покое Бенедикта XVI вышла в свет его последняя книга под названием «Что такое христианство». Он назвал книгу «почти духовным завещанием». Пока сочинение издано только на итальянском языке, хотя сборник был написан на родном Йозефу Ратцингеру немецком.

Написать книгу папу Бенедикта попросил директор богословского журнала Communio Элио Геррьеро. Он же выступил и ее редактором. Тогда экс-понтифик со скепсисом воспринял предложение. Однако после скандала, случившегося в 2020 году, согласился. Поводом стала публикация кардинала Робера Сары «Из глубины наших сердец» (Des profondeurs de nos coeurs). Гвинейский иерарх раскритиковал идею ослабить или отменить обет безбрачия (целибат). Тем, кто внес существенный вклад в замысел, тогда был указан папа на покое, поскольку Сара использовал некоторые тексты Йозефа Ратцингера. Когда же в СМИ было опубликовано несколько отрывков, Бенедикт XVI попросил не указывать его в качестве соавтора. Вероятно, именно тогда почетный папа и задумался о написании сборника статей. В январе 2021-го он направил Геррьеро письмо, в котором известил о своей работе над книгой, но попросил ее опубликовать только после своей кончины. «Ярость противостоящих мне кругов в Германии так сильна, что появление малейшего моего слова немедленно вызывает с их стороны убийственный шум», – написал он.

В 190-страничное издание вошло 16 текстов. Все они были созданы уже после отставки Бенедикта. Последний из них папа на покое написал в 2022 году. Большая часть эссе была ранее опубликована, но есть и эссе, которые увидели свет впервые.

Книга вызвала широкий общественный резонанс. Эксперты полагали, что прижизненно выпустить свой труд Ратцингер отказывался из-за пятой главы, в которой рассказал о гомосексуальных сообществах в семинариях Германии. Однако эти сведения не новы: папа заявил об этом явлении еще в 2019 году, во время епископской конференции в Ватикане, посвященной кризису Католической церкви из-за сексуальных скандалов и разоблачений злоупотреблений духовенства в отношении несовершеннолетних.

«Что такое христианство» состоит из предисловия и шести глав. В главе «Основные элементы христианской религии» интерес представляет мысль о ложной толерантности на Западе. Ратцингер пишет о природе и будущем монотеистических религий. Он отмечает, что «великие силы терпимости не даруют христианству той терпимости, которую они пропагандируют». «С их «радикальным манипулированием человеком» и «искажением полов через гендерную идеологию» они явно противостоят христианству. Нетерпимость этой кажущейся современности по отношению к христианской вере еще не превратилась в открытое преследование, и тем не менее она проявляется все более авторитарным образом с целью добиться с помощью соответствующего законодательства искоренения того, что является христианским по своей сути», – заключает экс-папа.

Бенедикт размышляет о том, что именно, несмотря на множество усилий, мешало налаживанию диалога между мусульманами и христианами. Текст под названием «Христианско-исламский диалог» был закончен 1 марта 2018 года, но до сих пор не был опубликован. По мнению экс-понтифика, главная беда заключалась в том, что и христиане, и мусульмане слишком ориентированы на свои священные книги. Полагая, что только их Писания говорят о «милости Божьей», они стали искать в священных текстах друг друга призывы к насилию и тем самым отошли от общего как для Библии, так и для Корана тезиса «возлюби ближнего своего» и поставили самих себя выше своих же собственных религий.

В главе «Диалог евреев и христиан» папа-эмерит опубликовал эссе «Благодать и призыв без покаяния», которое он написал в 2018 году для журнала Communio. Там рассказывалось о новых отношениях между евреями и христианами, инициированных Вторым Ватиканским собором. Как вспоминает Элио Геррьеро, сразу после публикации экс-понтифик попросил о встрече с ним. «Я нашел папу Бенедикта расстроенным, – рассказал редактор. – Его огорчили слухи, идущие из Германии, о его предполагаемом неприятии диалога между евреями и христианами. Он попросил меня перевести и распространить его статью в Италии, чтобы предотвратить распространение этого предубеждения и в нашей стране. Затем произошло сенсационное событие. Главный раввин Вены Арье Фольгер выступил в защиту почетного папы в статье, опубликованной в немецкоязычном еженедельнике еврейской культуры и жизни». Бенедикт XVI и Арье Фольгер обменялись несколькими личными письмами, которые приложены к тексту.

Самой «скандальной» для нынешней церкви можно назвать часть книги под названием «Темы догматического богословия», поскольку именно в ней рассматривается современное противостояние католицизма и протестантизма, а также критикуется «синодальный путь» немецкого епископата. Свое эссе Бенедикт начинает с сожаления о том, что Второй Ватиканский собор «не ответил на фундаментальный вопрос Реформации о католическом духовенстве в XVI веке». Это «рана, которая ощущается сегодня и которую, по моему мнению, необходимо лечить открытым и фундаментальным образом», был уверен папа на покое. «Очевидно, что современная мысль более спокойно относится к подходу Лютера, чем к католическому подходу. Ибо объяснение Писания, рассматривающее Ветхий Завет как путь к Иисусу Христу, почти недоступно современной мысли», – уверен Ратцингер. По его мнению, изначальная ошибка Лютера – в его видении «непримиримой оппозиции между священнической концепцией Ветхого Завета и священством, дарованным Иисусом Христом».

В другом тексте Бенедикт обращается к спору о взаимном признании причастия католиков и протестантов, который, как он отмечает, время от времени разгорается в Германии. «Из-за их противоположных богословских оснований совершенно ясно, что протестантское воспоминание о Тайной вечере и месса – это две принципиально разные, взаимоисключающие формы богослужения. Пусть об этом помнят те, кто сегодня проповедует межобщинность», – предупреждает Ратцингер.

Бенедикт XVI указывает: «В литургической реформе тезисы Лютера сыграли известную роль, так что определенные круги могли утверждать, что декрет Тридентского собора о жертвоприношении мессы был по умолчанию отменен». Затем он высказывает подозрение, что резкость противодействия старой мессе отчасти также проистекала из того факта, что некоторые видели в ней идею жертвоприношения и искупления, которая уже неприемлема. Отсюда, подмечает Геррьеро, проистекает и холодность Бенедикта к некоторым позициям в диалоге католиков и евангеликов в Германии: «Слишком легко, замечает папа, и по причинам более политическим, чем религиозным, на общении настаивают. Однако здесь мы сталкиваемся с двумя очень разными взглядами. В то время как для евангеликов присутствие Иисуса в конечном счете зависит от внутреннего настроя тех, кто участвует в вечере, для католиков евхаристическое служение является таинством, которое вызывает существенное изменение освященного хлеба. Отсюда еще одно различие: для католиков присутствие Иисуса в освященной лепешке продолжается даже после окончания литургического служения, а для евангеликов оно заканчивается в конце общей трапезы. Что же, получается, папа Бенедикт выступает против диалога с общинами, рожденными в результате реформы? Конечно, нет. Однако он призывает католиков, особенно епископов и священников, не предавать главное таинство христианской веры», – пояснил редактор книги.

Завершает сборник ранее не публиковавшееся на итальянском языке интервью папы Бенедикта немецкой газете Die Tagespost. Разговор, который состоялся в 2021 году, был посвящен духовному покровителю Йозефа Ратцингера – святому Иосифу, обручнику девы Марии. В книге папа Бенедикт отметил, что именно то интервью «полностью отразило его понимание, которое с возрастом стало яснее, что молчание святого Иосифа говорит с нами и ведет нас к мудрости».

Поскольку «Che cos’e il cristianesimo» вызвала много споров и интерпретаций, Геррьеро настаивает: «Никто не должен позволять себе вовлекать папу Бенедикта в споры между так называемыми консерваторами и прогрессистами. Великий богослов и человек церкви, покойный папа с публикацией этого тома действительно хотел преодолеть разногласия, восстановить климат общения и братства в церкви, особенно в немецкой, которую он так любил. Неправомерно также сводить речь папы Бенедикта только к церковной сфере, потому что она имеет религиозные и политические последствия, имеющие большое значение и актуальность для Европы и Италии».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Методичка КГБ для литовского богослова

Методичка КГБ для литовского богослова

Алексей Казаков

Рассекречены документы о взаимодействии советской разведки и Ватикана

0
3325
Милей в Ватикане. Президент Аргентины оказался добрым католиком

Милей в Ватикане. Президент Аргентины оказался добрым католиком

0
1499
Венгерский консерватизм споткнулся о церкви

Венгерский консерватизм споткнулся о церкви

Милена Фаустова

Отставку президента страны спровоцировало плохо продуманное милосердие

0
3411
Пограничников ЕС разоблачит их бывший начальник

Пограничников ЕС разоблачит их бывший начальник

Данила Моисеев

Фабрис Легжери вступит в "Национальное объединение", чтобы показать лицемерие Еврокомиссии

0
1545

Другие новости