Сегодня мы имеем следующую нерадостную статистику: до 35% текущих затрат конечного потребителя идет на устранение дефектов, а еще 15% – на решение проблем, возникающих в процессе эксплуатации изделий по вине смежников. Словом, отечественный опыт убедительно доказывает, что поднимать качество после того, как изделие произведено, – очень дорого. Вывод очевиден: дефекты необходимо выявлять и ликвидировать еще на этапе проектирования и производства, а не ждать, когда от потребителей поступят рекламации.
Создание промышленного продукта характеризуется сложным и интенсивным информационным взаимодействием между участниками всех этапов жизненного цикла данного изделия. Достоверность, надежность и скорость информационного обмена непосредственно влияют на уровень качества современного конкурентоспособного производства.
Ключевым направлением в обеспечении качества продукции является внедрение технологии информационной поддержки изделия (ИПИ-технология). Создание изделия может быть эффективным только в том случае, если оно базируется на основе единой конструкторско-технологической информационной модели. Она не зависит от территориальной удаленности участников процесса и от использования ими разнородных программных продуктов и аппаратных платформ.
Конструкторско-технологическая информационная модель обычно базируется на использовании международного стандарта ISO 10303 STEP.
Созданная однажды, эта модель используется многократно. В нее вносятся дополнения и изменения, она служит отправной точкой при модернизации изделия. Соблюдение стандарта обеспечивает корректную интерпретацию хранимой информации в различных автоматизированных информационных системах.
Другим важным направлением обеспечения качества продукции является внедрение на предприятиях-интеграторах и предприятиях-поставщиках систем менеджмента качества, построенных по единым требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Он соответствует международным стандартам. Требования данного ГОСТа предусматривают оценку, выбор и надзор как в отношении предприятий, поставляющих готовые комплектующие изделия и материалы, так и в отношении предприятий-партнеров по кооперации, которым передаются отдельные процессы.
Однако, несмотря на то что формально стандарт ГОСТ Р ИСО 9001–2001 внедрен на многих предприятиях, там не решена проблема построения взаимовыгодных отношений с поставщиками. А это, в свою очередь, сказывается на качестве поставляемой ими продукции не лучшим образом.
Хотя с 1993 года упразднены все формы государственного обеспечения материально-техническими ресурсами, предприятия до сих пор не располагают механизмом оценки и выбора поставщиков с позиций обеспечения качества. Оценка поставщиков осуществляется формально, зачастую единственным критерием выбора является цена продукции. Документы, подтверждающие наличие у поставщиков систем менеджмента качества и их сертификацию, либо не запрашиваются, либо не изучаются должным образом (область распространения, сроки действия). Не оцениваются полномочия органов, выдающих соответствующие сертификаты.
Таким образом, полученные от поставщиков сертификаты представляют собой не более чем красивые бумажки. В свою очередь, построение систем менеджмента качества предприятий-поставщиков и сертификация их различными сертифицирующими организациями по единым требованиям ГОСТ Р ИСО 9001–2001 позволяет системному интегратору оценивать не только своих поставщиков, но и на основе этой оценки вырабатывать степень доверия к различным сертифицирующим организациям.
Оценка сертифицирующих организаций с позиций качества продукции поставщиков позволяет системным интеграторам предъявлять поставщикам требование получить сертификат качества в организациях, заслуживающих доверие. Одновременно такой подход приведет к повышению ответственности сертифицирующих организаций.
Требования ГОСТ Р ИСО 9001 предусматривают рассмотрение деятельности предприятий по обеспечению качества с позиций процессного подхода. Однако до сих пор деятельность по закупке не осознается предприятиями как процесс, как совокупность взаимосвязанных действий. В результате практически на всех предприятиях низкий рейтинг поставщика не влияет на увеличение объема входного контроля, а высокий – на его снижение.
Снижение объемов закупки и зависимость предприятий от поставщиков-монополистов привело к тому, что предприятиями все реже используются экономические рычаги воздействия на поставщиков, все реже предъявляются рекламации поставщикам некачественной продукции, все чаще используется замена некачественной продукции поставщиками без выплаты штрафных санкций, а главное – без последующего исследования причин брака и разработки мер по их устранению.
ГОСТ Р ИСО 9001 предусматривает выработку предприятиями таких методов взаимодействия со своими поставщиками, которые гарантировали бы качество закупаемой продукции. Вместо того пытаются время от времени увещевать: «Будешь поставлять некачественную продукцию – мы тебя проверим и создадим массу проблем».
Эти меры малоэффективны, так как у предприятий отсутствуют свободные средства для закупки продукции за рубежом и обращаться придется к тем же нерадивым производителям. В таких условиях взаимоотношения с поставщиками надо перевести в партнерскую плоскость, то есть сделать их взаимовыгодными. Необходимо строить не систему наказаний «плохих» поставщиков, а систему поощрения «хороших». Такая система может предусматривать выдачу сертификатов потребителя, экономические привилегии и т.д.
В настоящее время также не решена проблема проведения мониторинга поставщиков в период поставки. Как правило, это связано с отсутствием на предприятиях персонала, способного квалифицированно осуществлять мониторинг эффективности систем менеджмента качества поставщиков. В этой ситуации представляется целесообразным формировать комиссии по мониторингу из представителей предприятия-интегратора и представителей положительно зарекомендовавшей себя сертифицирующей организации. Такой подход позволит представителям предприятия повысить свой квалификационный уровень и приобрести необходимый опыт.
Также нужно отметить, что поставщики в большинстве своем являются монополистами, то есть поставляют свою продукцию на разные предприятия промышленности. В этой связи мониторинг работы поставщиков может осуществляться комиссиями, сформированными из представителей разных предприятий, что, в свою очередь, поспособствует коллективному снижению издержек на проведение мониторинга работы смежников.