Электронная версия центрального печатного органа Минобороны.
Сайт www.redstar.ru
В настоящее время в Главном организационно-мобилизационном управлении Генерального штаба Вооруженных сил РФ завершается работа над проектом штата ФГУ Министерства обороны России «Редакция газеты «Красная звезда».
ПО ЖИВОМУ
Издана директива начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерала армии Николая Макарова о радикальном сокращении численности офицерского состава редакции газеты «Красная звезда». Предусматривается, что к 1 июня 2009 года из 72 имеющихся в настоящее время в ее штате офицеров останется только 18, в том числе – шесть постоянных корреспондентов в военных округах. При этом значительно снижаются их должностные категории – до капитана и старшего лейтенанта.
Документ, надо заметить, отвечает характеру новых ветров и поветрий. С одной стороны, все вроде бы верно. Старших чинов, кои, выражаясь слогом Салтыкова-Щедрина, внешним блеском обязаны подчеркивать величие власти, у нас не только в армии, но и повсеместно в государственных структурах развелось неимоверное количество. Сверкающие символы успеха – это как раз то, что российским устоям всегда вредило. Мечты о звездах, о генеральстве, о паркетных коридорах с ковровыми дорожками уводили субъекта карьерного роста в сторону от порученного ему дела.
Однако, с другой стороны, куда в большей мере этим устоям вредило и продолжает вредить бездумное выполнение поставленных задач. Пример тут нагляднейший. Министр обороны РФ вслед за известным августовским правительственным постановлением № 583 подписал приказ № 555 от 10 ноября 2008 года о ведении новой системы оплаты труда гражданского персонала. В соответствии с ним предполагалось определять размер фонда заработной платы гражданских сотрудников федеральных учреждений Минобороны, исходя из штатной численности, а не фактического количества занятых должностей.
Подчеркнем: приказ № 555 – архиважный, поскольку он в принципе дает руководителям возможность маневрировать финансовыми средствами, поощряя тех, кто этого заслуживает. В частности, в редакциях военных СМИ выполнение требований этого документа позволило бы хотя бы частично снизить психологическую напряженность в трудовом коллективе и снизить отток кадровых работников. А он с начала увольнения офицеров грозит принять разрушительный характер. И все потому, что приказ министра не выполняется. Не исключено, что ему, этому приказу, просто позволено не выполняться.
В общем, механизм реализации решения о новой системе оплаты труда гражданского персонала так и не создан. Не определен и порядок использования внебюджетных средств ФГУ для премирования гражданского персонала. На дворе середина апреля, а динамики никакой. И никаких внятных разъяснений. Информационный вакуум.
СТАНИСЛАВСКИЙ ВЕРНУЛСЯ: НЕ ВЕРЮ!
Останется ли кто-нибудь из увольняемых офицеров редакции той же «Красной звезды» трудиться на предложенных условиях, когда оклады не превышают 9 тыс. руб. в месяц? Весьма сомнительно. Скорее всего работа печатного органа Минобороны, бесперебойно выпускавшего газету с 1924 года, будет парализована уже в ближайшее время. Кто-нибудь будет отвечать? Никто не будет.
И вот что крайне удивительно. Когда сотрудникам Главного финансово-экономического управления Минобороны сообщают о размерах зарплат журналистов «Красной звезды», они приходят в неподдельное недоумение. Мол, как это так?! В Москве дворникам-таджикам платят больше.
Изумляются и в администрации президента России. Не верят! Говорят, что так, дескать, можно довести газету до паралича.
Кое-кто из начальства утверждает, что-де газета сама виновата в своем плачевном финансовом положении, потому как она скучная. Это слабый и нечестный довод. Центральный печатный орган военного ведомства создавался не для разгона скуки в его структурах, учреждениях, гарнизонах, для этого в стране существует много других изданий, пусть они и продолжают веселить народ. «Красная звезда», как представляется, призвана выполнять совершенно иную задачу – быть надежным информационным и образовательным каналом для специфической военной аудитории. И она в основном с данной задачей успешно справлялась, оправдывая свое предназначение. Ее совокупный журналистский потенциал всегда был и пока остается мощным, ему по-прежнему присущ высокий профессионализм. По-настоящему же раскрывать его мешает чиновничья трусость, прикрывающаяся некими «корпоративными интересами».
А вот то, что недавно было сделано с коллективом «Красной звезды», можно назвать только одним словом – унижение. Главную газету Вооруженных сил РФ, а вместе с ней Редакционно-издательский центр Минобороны (журналы «Военная мысль», «Армейский сборник», «Военно-исторический журнал») поставили на финансовое довольствие... в Московский военный округ. Там они восприняты как «инородные тела» и финансируются по остаточному принципу. Военные журналисты уже четвертый месяц отправляются в служебные командировки за свой счет! Интересно, знают ли об этом высокие должностные лица с Арбатской площади и Знаменки, которых они сопровождают в поездках?
ДУША ТРЕБУЕТ СЛОВА
Стратегический план информационного обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на период до 2020 года, с пафосом обнародованный на страницах «Красной звезды» (18 марта), фактически является очередной «потемкинской деревней» Министерства обороны. Изложенные в нем идеи по развитию центрального печатного органа МО – не более чем благие пожелания, не подкрепленные реальными административными и финансовыми мерами. А непродуманные и наспех принимаемые инициативы ГОМУ Генштаба, претендующие на нечто идущее «в ногу со временем», и вовсе ставят крест на хороших, по сути, намерениях.
Скоро собирается заседание Государственного совета, посвященное вопросу воспитания в духе патриотизма. Своевременное мероприятие. Не забыть бы поговорить на нем о судьбе «Красной звезды», других проверенных временем инструментах военно-политического воспитания. Трудно представить, что в угоду копеечным расчетам можно умертвить одну из старейших отечественных газет, своего рода символ Вооруженных сил нашей страны. Газета способна сделать для армии и флота то, чего не сделают никакие поощрительные выплаты за усердие по службе.
Хочу еще раз подчеркнуть: рубли рублями, харчи харчами, а голова и душа требуют проникновенного слова. Устного и печатного. Печатного, может быть, даже в большей степени, потому как русский человек без размышлений на злобу дня, без публицистического допинга чувствует себя обделенным. Ему по природе своей натуры всегда хочется подергать самого себя за нервы, поговорить с самим собой о несправедливости, плохих законах, утраченных ценностях, падающей морали – и всеми этими нахлынувшими внутренними переживаниями поделиться с кем-нибудь еще.
Иначе говоря, нашему любителю добротной словесности нужна широта обобщений, от которых он приходит в возбуждение не хуже, чем от вина. Нынешний российский обывательский ум желает получить разъяснения, куда идет страна, какое общество всеобщего благоденствия выстраивается за ближним горизонтом, в трех-четырех годах от текущего момента.
Кроме того, россиянину требуется ощущение того, что печатное слово будоражит воображение государственных мужей. Что оно подвигает их к действию, к ответам на вопросы, задаваемые «четвертой властью».
Да, сегодня газеты стали читать меньше. Большинство людей их вообще не раскрывают. Есть телевизор, радио, интернет. Эфир потеснил в информационном поле печать. Однако не вытеснил. И вряд ли вытеснит в будущем. Тут есть предел, за который в культурном обществе выйти невозможно. Культура требует чтения, это ее непременное условие. Без чтения, причем не поверхностного, а вдумчивого, современный «человек мыслящий» нормально развиваться не может.
ЗА СОВЕРШЕНСТВО ПЕРЕМЕН В РЕДАКЦИИ!
Сам коллектив газеты «Красная звезда» не против самого процесса по окончательному определению нового облика редакции. Но при этом считает существенным принять во внимание ряд обстоятельств.
Редакция газеты «Красная звезда» на протяжении многих десятилетий остается вершиной «пирамиды» ведомственной печати Минобороны. В нее всегда назначались офицеры, прошедшие школу дивизионной и окружной (флотской) печати, имеющие значительный служебный и жизненный опыт, в том числе приобретенный в войсках на командных и инженерных должностях.
В настоящий момент костяк коллектива составляют достаточно молодые, по журналистским меркам, и работоспособные офицеры в звании «подполковник» и «полковник», возраст большинства которых около 40 лет. При значительном снижении должностных категорий (майор – капитан) они подлежат увольнению в запас. Молодые офицеры в звании старшего лейтенанта – капитана с их функциональными обязанностями справиться не смогут.
Представляется, что автоматический перенос на редакцию газеты «Красная звезда» принципа «пирамиды» воинских званий был бы не в полной мере оптимальным решением.
Вследствие низкого, по меркам московского рынка труда, уровня заработной платы гражданского персонала редакции большая часть увольняемых офицеров-журналистов предпочтет искать работу вне «Красной звезды». Поэтому для обеспечения функционирования основных структурных подразделений редакции в минимально допустимом режиме в редакции желательно сохранить в 2009 году 25–28 офицеров.
Функциональные обязанности постоянных корреспондентов отдела корреспондентской сети редакции предполагают их постоянное общение с должностными лицами органов военного управления в звене соединение – военный округ – вид Вооруженных сил (род войск). Это обуславливает необходимость нахождения на этих должностях офицеров, имеющих соответствующий служебный опыт, который приобретается к моменту получения воинского звания «подполковник». Постоянные корреспонденты в звании старшего лейтенанта – капитана бесполезны в войсках и на флотах и будут своими недостаточными профессиональными навыками дискредитировать газету «Красная звезда» и Министерство обороны в целом.
Стратегический план информационного обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на период до 2020 года, утвержденный министром обороны РФ, возлагает именно на «Красную звезду» ключевые задачи по разъяснению военнослужащим государственной военной политики на современном этапе, необходимости и сути мероприятий по модернизации Вооруженных сил. Кто же их в конечном итоге будет реализовывать? Вопрос без ответа со стороны реформаторов.