Офицер военной приемки – это инженер высшей квалификации, досконально знающий технологию производства подконтрольной ему продукции.
Фото Виктора Литовкина
Автор этих строк прослужил и проработал в системе военных представительств Министерства обороны СССР и России более 40 лет, последовательно занимал все офицерские должности от младшего до старшего военпреда – руководителя и уполномоченного начальника вооружения ВВС. А потому не может спокойно смотреть на предпринимаемые в последнее десятилетие попытки развала хорошо налаженного в предшествующие годы механизма военного контроля качества ВВТ.
НЕПЕРСПЕКТИВНЫЙ ОБЛИК
Могу только предположить, что Генштаб ВС РФ сам или по какому-то указанию сверху делает все возможное, чтобы развалить (а может быть, и вообще ликвидировать) десятилетиями создаваемую и хорошо функционировавшую систему военного контроля качества вооружения и военной техники военными представительствами МО РФ.
Первая попытка развала военного контроля была предпринята в директиве ГШ ВС РФ от 23 марта 2009 года № 314/9/1000, предписывавшей сократить численность военнослужащих в военных представительствах до одной-двух должностей. Нелепость этой директивы была столь очевидна, что ее действие было приостановлено через три дня (!) после утверждения, и директива до настоящего времени остается неисполненной.
Теперь ГШ ВС РФ пошел по другому пути: директивой от 27 ноября 2009 года № 314/9/5070 предписывается, не изменяя численности военнослужащих в военных представительствах, радикально уменьшить размеры денежного довольствия офицеров за счет одновременного снижения воинских званий и должностных окладов.
«Специалисты», готовившие названную директиву, могут, конечно, заметить, что денежное довольствие офицеров военных представительств МО РФ, проходящих в них службу сейчас, не изменится, так как согласно действующему постановлению правительства РФ от 17 марта № 305 этим офицерам будет сохранен размер получаемого ими денежного довольствия.
Это, конечно, правда, но не вся.
Во-первых, многие офицеры уже никогда не получат очередных воинских званий. Во-вторых, тем из них, кто на дату переназначения в соответствии с названной директивой на низшие должности по организационно-штатным мероприятиям еще не достиг права на пенсию, не имеет звания подполковник и не прослужил в занимаемой должности более одного года, пенсия впоследствии будет исчисляться не из «сохраненного» должностного оклада, а из значительно меньшего должностного оклада, вновь установленного названной директивой.
Считаю, что реализация директивы неизбежно приведет к снижению уровня военного контроля, так как из военных представительств уволится большинство старших офицеров руководящего звена (начальники военных представительств, их заместители и начальники групп), а на их место вынужденно придется назначать молодых офицеров, еще не накопивших необходимого опыта работы.
Уверен, что упадет престиж службы в военных представительствах. Если по существующим штатам самой низшей должностью была инженерная должность с воинским званием майор, то названной директивой для многих воинских должностей предусматриваются воинские звания младших офицеров – старший лейтенант, капитан.
Авторы директивы могут, конечно, заявить, что, по их мнению, тарифные разряды офицерских должностей в военных представительствах МО РФ неоправданно высоки по сравнению с тарифными разрядами других воинских должностей (строевых офицеров) и снижение тарифных разрядов (т.е. уменьшение размеров денежного содержания) осуществляется для обеспечения равенства офицеров военных представительств МО РФ и строевых офицеров.
На это могу возразить: ведь есть и другой путь для обеспечения такого равенства, заключающийся в повышении тарифных разрядов по должностям строевых офицеров, а не уменьшение тарифных разрядов для должностей офицеров военных представительств МО РФ. Но такой путь обеспечения равенства почему-то даже не рассматривается авторами директивы.
Кроме того, не могу не напомнить, что в настоящее время многие военнослужащие в частях постоянной готовности получают в соответствии с приказом министра обороны РФ от 2 августа 2008 года № 400 ежемесячные дополнительные выплаты, во много раз превышающие размеры их должностных окладов. Ни один военнослужащий военных представительств никаких дополнительных выплат по названному приказу не получает, несмотря на то что одни из них контролируют создание современных сложнейших комплексов вооружения, а другие – выполнение государственных оборонных заказов на изготовление и поставку вооружения и военной техники.
Не могу не сказать и о том, что лично я и, как мне известно, многие другие военнослужащие считают, что приказ министра обороны РФ от 2 августа 2008 года № 400 «О награждении деньгами военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» разделил военнослужащих на «бедных» и «богатых» и что далеко не всегда возможно объективно определить, кто действительно достоин дополнительных выплат, определенных названным приказом, а кто нет. Вызывает удивление сам порядок награждения путем ежемесячных выплат десятков тысяч в течение года. Ведь во все времена награждение (орденом, медалью, оружием, ценным подарком, деньгами и т.п.) было одномоментным, а не на какой-то период.
Уверен, что в случае полной реализации названной директивы неизбежен окончательный развал созданной за многие годы системы военного контроля.
Из многолетнего опыта своей службы знаю, что руководители предприятия с уважением относились к начальникам военных представительств, как правило, специалистам, имеющим за плечами не один год службы в воинских званиях старших офицеров – полковникам или подполковникам. Сомневаюсь, что начальник военного представительства МО РФ 3-й категории – молодой человек в звании младшего офицера (капитан) вызовет такой же пиетет у руководителя предприятия.
Нелишне будет сказать и о том, что реализация директивы от 27 ноября 2009 года неизбежно приведет к нездоровой обстановке в коллективах военных представительств.
Для примера: помощнику ведущего инженера в воинском звании лейтенант, проходящему сейчас военную службу и получающему должностной оклад по 17–19-му тарифному разряду, при переводе по организационно-штатным мероприятиям по названной директиве на низшую должность инженера будет сохранен должностной оклад. А вот прибывшему в военное представительство на такую же должность молодому офицеру будет назначен должностной оклад только по 12-му тарифному разряду. Получается, что два офицера на одной и той же должности будут получать различные по величине должностные оклады: один по 17–19-му тарифному разряду, второй по 12-му тарифному разряду. Спрашивается: а не скажет ли рано или поздно один офицер другому, раз ты на такой же должности больше получаешь, то ведь ты должен и больше работать. Логично?
Хочу сказать и о том, что под названной директивой ГШ ВС РФ стоит подпись одного из должностных лиц департамента социальных гарантий. Невольно напрашивается вопрос: социальных гарантий чего? Уменьшения размеров денежного содержания? Уменьшения престижности военной службы? Название департамента под этой директивой читается как насмешка. Может быть, в таких случаях вернее будет называться департаментом гарантий уменьшения денежного довольствия?
Неужели не найдутся силы если уж не отменить, то хотя бы приостановить директиву от 27 ноября 2009 года, как ранее была приостановлена печально известная директива Генерального штаба от 23 марта 2009 года?
НЕЗАВИСИМО ОТ РЕЗУЛЬТАТА
Не могу промолчать и об имеющемся факте разделения военнослужащих и гражданского персонала военных представительств МО РФ на две категории по уровню материального обеспечения в зависимости от того, где они стоят на финансовом довольствии: в финансовых отделениях военных представительств МО РФ или же в военных комиссариатах.
Приведу пример. Приказом министра обороны РФ от 28 марта 2009 года № 115 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.
Согласно названному Порядку предусмотрены дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лицам гражданского персонала.
Эти дополнительные выплаты и премии выплачиваются при наличии экономии соответствующих фондов согласно приказам командиров (начальников), то есть для военных представительств МО РФ – согласно приказам начальников этих военных представительств.
Названные приказы, поступившие в финансовые отделения военных представительств МО РФ были приняты к безусловному исполнению. И как военнослужащие, так и лица гражданского персонала получили дополнительные выплаты и премии в установленных приказами размерах.
Такие же приказы, но поступившие в финансовые отделения военных комиссариатов, не выполняются должностными лицами военных комиссариатов без объяснения каких-либо причин.
Получается что уровень материального обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала ВП МО зависит не от результатов исполнения ими должностных обязанностей, а прежде всего от того, где они стоят на финансовом обеспечении. Этим нарушается право офицеров и лиц гражданского персонала всех военных представительств на получение дополнительных выплат и премий в установленных приказами размерах независимо от того, где эти военные представительства стоят на финансовом обеспечении.
Лично мне известно, что один из моих бывших подчиненных, ныне начальник военного представительства, стоящего на финансовом обеспечении в финансовом отделении военных представительств МО РФ, по итогам 2009 года получил дополнительную выплату за счет фонда экономии в размере более 17 должностных окладов.
Одновременно мне известен и тот факт, что ни один из начальников военных представительств и никто из военнослужащих и лиц гражданского персонала военных представительств, дислоцированных в г. Туле и стоящих на финансовом обеспечении в военном комиссариате Тульской области, не получил никаких дополнительных выплат и премий по итогам 2009 года, хотя реальная экономия фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала имеется и исчисляется сотнями тысяч рублей.
Спрашивается: за что названные военнослужащие и лица гражданского персонала неоправданно лишены права на получение полагающихся им согласно приказам дополнительных выплат и премий? Неоднократные обращения по этому вопросу к военному комиссару Тульской области остаются без ответа.
Лично я, вспоминая народную мудрость «Своя рубашка ближе к телу», могу предположить, что сумма имеющейся экономии фондов денежного довольствия военнослужащих и фондов оплаты труда лиц гражданского персонала военных представительств региона расходуется на поощрение работников военного комиссариата области.
Хотелось бы надеяться, что должностные лица МО РФ решат вопрос о выплате военнослужащим и лицам гражданского персонала военных представительств дополнительных выплат и премий, предусмотренных приказом министра обороны РФ от 28 марта 2009 года № 115, независимо от того, где эти военные представительства стоят на финансовом обеспечении.