Модернизация оборонно-промышленного комплекса России, о которой так много говорят в последнее время – крайне важная и актуальная задача не только с точки зрения обеспечения обороноспособности нашей страны, но и с точки зрения национальной конкурентоспособности нашей экономики. Обновление в ОПК идет очень медленно – всего около 5% в год. Такие низкие темпы недопустимы.
Наличие дееспособного высокотехнологичного ОПК с минимальной степенью зависимости от других стран в производстве вооружений и военной техники – один из важнейших компонентов обеспечения реального суверенитета России. На решение этой задачи сейчас должны быть ориентированы и организованы прежде всего крупные интеллектуальные и финансовые ресурсы. Поэтому помимо собственно технического переоснащения предприятий (приобретение новых станков, оборудования, средств проектирования, средств управления технологическими процессами и др.), что сейчас обоснованно находится в центре внимания, важно иметь в виду и другие компоненты модернизации отечественного ОПК.
Что, по моему мнению, надо сделать в первую очередь?
Заняться широкомасштабной системой подготовки и переподготовки кадров – от рабочего до топ-менеджмента – оборонно-промышленных компаний и конкретных научно-исследовательских центров и промышленных предприятий. Как государственных, так и частных. (В топ-менеджменте еще не найдено оптимальное соотношение между инженерами, с одной стороны, и так называемыми «финансистами» – с другой.) Адекватной замены институту генеральных конструкторов, игравших на протяжении десятилетий исключительно важную роль в отечественном ОПК, так до сих пор и не изобретено.
Следует, в том числе, проработать и вопрос создания специального органа подготовки и переподготовки топ-менеджеров для ОПК на основе имеющегося мирового опыта. Внедрять новейшие методы и формы организации производства на каждом отдельном предприятии, способствующие повышению производительности труда и адекватному контролю качества всех компонентов специзделий и собственно финишной продукции в виде той или иной боевой или обеспечивающей системы.
Отработать (и воссоздать) на новой научно-технической основе сложные системы кооперации технологических цепочек на всех уровнях, необходимых для разработки и производства перспективных сложных систем вооружений и обеспечивающих систем и средств – вплоть до 5–6-го уровня кооперации. Предусмотреть создание новых производств, например, ингредиентов композиционных материалов, ингредиентов спецтоплива и другого.
В качестве примера такой многоуровневой системы кооперации можно привести цепочку создания и производства современных высокопрочных (с прочностью выше, чем у стали) волоконных композиционных материалов. Такая цепочка включает несколько уровней производственной кооперации – от производства исходного сырья до создания конечных изделий. Схематично цепочку производства изделий из углеродных композиционных материалов можно представить так: производство пропилена (из газов нефтепереработки (при крекинге сырой нефти, пиролизе бензиновых фракций) или попутных газов, а также из газов коксования угля) – производство нитрилакриловой кислоты (акрилонитрил) – производство полиакрилонитрильного (ПАН) волокна – производство углеродного волокна – производство полимерных матриц (связующих) – производство армированных волокнистых полуфабрикатов (премиксы, волокниты, препреги) – производство изделий из волокнистых полимерных композитов (фюзеляжи, кили, стабилизаторы и крылья воздушных судов для авиационной промышленности; оболочки головных обтекателей, обтекатели ступеней, приборные рамы, воздуховоды для ракетостроения и т.д.) – комплектация и сборка финишной продукции.
Причем все компоненты производственной цепочки требуют серьезных заделов по НИР и ОКР, отработки технологий, инжиниринга, современного производственного оборудования.
Необходимо выстроить системы, представляющие оптимальное сочетание различных хозяйствующих субъектов ОПК – от высокодиверсифицированных компаний, выпускающих сравнительно широкий спектр и военной, и гражданской продукции с узкоспециализированными фирмами. Стимулировать развитие отечественных инжиниринговых фирм, призванных обеспечить преодоление «долины смерти» – дистанции между результатами НИОКР и промышленным производством.
Модернизация ОПК должна осуществляться не изолированно, а во взаимосвязи с другими направлениями национальной промышленной политики. Наиболее естественным здесь представляется задача возрождения на новой технической основе российской станкостроительной промышленности, которая длительное время находится в серьезном упадке и до сих пор не пользуется должным вниманием. При грамотной постановке дела модернизация ОПК может «вытянуть» ряд важнейших компонентов возрождения отечественной станкостроительной промышленности. Особое внимание необходимо уделить использованию различных лазерных установок отечественной разработки и производства, где у нас имеются явные конкурентные преимущества. Можно сказать, что современное мировое станкостроение – это производство автоматизированных лазерно-технологических установок (ЛТУ). Для промышленности (особенно для авиа и судостроения) очень важными факторами является универсальность ЛТУ, возможность обработки различных материалов, в том числе особо твердых, хрупких, композиционных и т.д., высокая скорость и точность обработки в различных геометриях, сокращение сроков обработки и трудозатрат, высокая степень автоматизации, быстрота перенастройки ЛТУ, возможность комбинирования с другими видами обработки, обеспечение гибкости производства, большая широта выбора технических решений.
Многие оценки говорят о том, что широкое использование лазерных технологий в России в сегодняшних условиях является одним из очень немногих технически и экономически выгодных способов восстановления отечественной промышленности, станкостроения, машиностроения. Наши позиции в разработке и производстве лазерной техники, лазерно-технологических установок остаются достаточно сильными и на сегодняшний день, причем по широкому спектру лазерных технологий: полупроводниковые, СО2-лазеры, мультикиловаттные лазерные технологии – волоконные лазеры (это направление лазерной техники возникло в России), дисковые лазеры на основе монокристаллов граната, легированного иттербием.
Сегодня мы в сильной степени зависим от импорта станков и оборудования из разных стран. Представляется, что масштабы этой зависимости, особенно применительно к ОПК, перешли за красную черту и представляют собой проблему обеспечения национальной безопасности и реального суверенитета России.
Но модернизация ОПК должна проходить на основе среднесрочной и долгосрочной перспективы развития ВВСТ (и многочисленных отдельных технологий). На их основе могут возникнуть на отдельных направлениях военно-технические прорывы оперативного и даже оперативно-стратегического значения с ориентацией по крайней мере на 25–30 лет вперед, далеко за временные пределы новой государственной программы вооружений. Исследование, оценка таких перспектив, в свою очередь, должны опираться на определение закономерностей техноэволюции на этот период и прогнозирование развития новых форм и способов ведения боевых действий. В частности, на развивающуюся быстрыми темпами роботизацию боевых и вспомогательных действий, диспергирование (рассредоточение) боевых порядков, роль нетрадиционных видов оружия, возрастающую роль высоко интегрированных средств разведки, целеуказания, боевого управления, контроля и наблюдения за обстановкой, роль оружия нелетального действия, развитие средств противодействия высокоточному оружию и другое.
Только так Россия сможет выйти в лидеры технологической революции, обеспечить свою безопасность и сохранить за собой право оставаться в «восьмерке» ведущих стран мира.