0
1915
Газета Реалии Интернет-версия

15.10.2010 00:00:00

Габалинская РЛС опять стала предметом политического торга

Тэги: азербайджан, иран


Завершился официальный визит в Азербайджан министра обороны Исламской Республики Иран (ИРИ) Ахмеда Вахиди. За два дня, проведенных в Баку, он провел интенсивные переговоры со своим азербайджанским коллегой Сафаром Абиевым, встретился с министром иностранных дел Эльмаром Мамедъяровым и был принят президентом Ильхамом Алиевым.

Согласно сообщению официальных источников, в ходе встреч и переговоров стороны обратили внимание на интенсивность взаимных визитов высокопоставленных чиновников двух стран и их руководителей, отметив, что это является показателем многовекторности сотрудничества обеих стран.

Напомним, что между Ираном и Азербайджаном существует соглашение о развитии связей в оборонной сфере. Как заявил «НВО» источник в военном ведомстве Азербайджана, в ходе визита в основном обсуждались вопросы расширения этих связей, доведение сотрудничества до более высокого уровня. Накануне визита иранский министр в интервью агентству «Тренд» отметил, что «подписанные ранее договоры принесли положительные результаты. Их выполнение может сыграть большую роль в создании мира и стабильности в регионе».

Однако, несмотря на столь лестные высказывания о дружеских отношениях, между Баку и Тегераном все-таки есть проблемы. В частности, на одну из них указал министр обороны Азербайджана. В ходе обсуждения ситуации в регионе Сафар Абиев намекнул на неискренность Ирана, который дружит с Арменией, а на словах говорит о братстве с Азербайджаном. «Самой большой проблемой, препятствующей обеспечению безопасности в регионе, является агрессия Армении против Азербайджана», – заявил министр. При этом он отметил, что главная причина этого заключается в непризнании некоторыми странами армянской агрессии, в оказании ими экономической и военной помощи стране-оккупанту при одновременном развитии дружественных связей с Азербайджаном. Намек на Тегеран, да и не только на него, более чем прозрачный.

Как среагировал на это иранский министр, пока неизвестно. Возможно, эта тема найдет свое продолжение в ходе ожидающихся визитов в Азербайджан президента Ирана Махмуда Ахмадинежада и спикера иранского парламента Али Лариджани. Но, комментируя участившиеся вояжи в Баку иранских военных и политических руководителей, местные аналитики отмечают, что после применения международных санкций Иран почувствовал опасность изоляции и предпринимает усиленные дипломатические шаги на Южном Кавказе. В первую очередь он стремится упрочить отношения с Азербайджаном, который, несмотря на международные санкции, не делает резких движений в отношениях в Ираном.

Военный эксперт Узеир Джафаров считает, что у Ирана есть опасения по поводу своей безопасности. Этим обстоятельством следует объяснить как нынешний визит министра обороны, так и предстоящие визиты иранского президента и спикера парламента. «Иран больше всего беспокоит возможность присутствия американского контингента в нашем регионе. Известно, что США предложили пользоваться Габалинской РЛС совместно с Россией. Иран беспокоит, что американские военные могут прийти в регион и тем самым создать опасность для Ирана. Однако у Азербайджана свои национальные интересы, и конкретные решения по этому вопросу будут известны в первой половине 2011 года», – заявил журналистам Джафаров.

Напомним от себя, станцию предупреждения о ракетном нападении РЛС «Дарьял», которая принадлежит Азербайджану, но используется российскими военными на правах аренды, предложил использовать для наблюдения за ракетоопасными направлениями бывшему президенту Джорджу Бушу в то время президент России Владимир Путин. Многие наблюдатели помнят его слова, что согласие воспользоваться Габалинской РЛС со стороны американцев вместо радара в Чехии снимет озабоченности Москвы, что размещение третьего позиционного района ПРО США направлено не против Ирана, а против России. Но администрация Соединенных Штатов тогда под надуманными предлогами отказалась от присутствия в Габале, хотя и признала ее технические возможности для решения задач ПРО.

Теперь, с приходом в Белый дом Барака Обамы и его отказа от третьего позиционного района ПРО США в Польше и Чехии, вопрос об использовании Габалинской станции СПРН в интересах двух стран, а может, и НАТО, опять появился в повестке дня переговоров Москвы и Вашингтона. Что, естественно, очень волнует Тегеран.

По мнению политолога-дипломата Фикрета Садыхова, для Азербайджана Иран важен как соседнее дружественное государство, где проживает огромное количество азербайджанцев (более 25 миллионов. – «НВО»). «Естественно, мы не собираемся вместе с Ираном отражать атаки на Тегеран. Но мы и не присоединимся открыто к тем санкциям и жестким требованиям, которые предъявляют ведущие страны мира. Мы понимаем, что за всем этим стоят определенная политика, интересы и задачи. И для ведущих стран порой «ядерная» программа ИРИ служит больше поводом, чем реальной причиной, которой они пытаются изолировать данное государство», – считает эксперт.

Баку


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ольга Соловьева

Субъектам РФ обещают списать долги на 28 миллиардов рублей

0
1506
США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

Владимир Скосырев

АСЕАН оказалась не в состоянии помочь стране решить внутренние проблемы

0
1264
В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

Геннадий Петров

Трампу испортили радость от победы над демократами напоминанием о сексуальном скандале

0
1598
Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Игорь Субботин

МАГАТЭ утратило преемственность данных о состоянии атомной промышленности Исламской Республики

0
2126

Другие новости