0
2883
Газета Реалии Интернет-версия

21.01.2011 00:00:00

Солдат нового облика

Валерий Астанин

Об авторе: Валерий Иванович Астанин - генерал-лейтенант в отставке, с С 2005 по 2009-й - советник ГОМУ Генерального штаба.

Тэги: вс, реформа, вооружения


вс, реформа, вооружения Несмотря на все нововведения и любую технику, солдат остается основной силой в армии.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)

В последнее время в СМИ много полемизируют о реформе, проводимой в Вооружённых Силах РФ. На все лады, обсуждается количество денег уже потраченных на закупку нового вооружения и сколько ещё планируется потратить и на что.

Тема перевооружения армии, безусловно, важнейшая, ведь на дворе XXI век время технической модернизации не только в Вооружённых Силах России. И здесь, как говорится, кто не успел – тот опоздал. Хотелось бы, чтобы за этими разговорами и решениями мы не упустили вопрос, за которым стоит качественное обучение и достойное прохождение военной службы тех, кто будет эксплуатировать эту новую технику и вооружение, от умения которых, будет зависеть её эффективность при боевом применении и сохранность в мирное время.

Позади осенний призыв 2010 года. Войска должны были получить около 280 тыс. молодых солдат. Какие же трудности будут испытывать командиры всех степеней, стараясь в течение года обучить военному делу, а главное создать боеспособный коллектив, который в случае необходимости, должен выполнить боевую задачу. Кто и как их готовит сегодня, и как они будут готовиться завтра? Сохраняется или падает боеспособность воинских частей при нынешнем способе комплектования войск сержантами и солдатами и годичном сроке прохождения ими военной службы? Эти вопросы возникли сразу после того, как Министерством обороны было продекларировано то, что контрактных частей в составе Вооружённых сил не остаётся (кроме ВДВ), а все остальные воинские части будут комплектоваться военнослужащими по призыву под бдительным оком сержантов-контрактников, только вчера ставших основной воспитательной силой воинских коллективов.

Сегодня при переходе Вооружённых Сил РФ на новую организационную структуру – (трёхзвенную систему управления), а также создании Западного, Южного, Центрального и Восточного оперативно-стратегических направлений высветился новый облик армии, при котором значительная часть должностей, ранее занимаемая офицерами, будет замещена сержантским составом. При этом в миллионной армии будет 150 тыс. офицеров, а все воинские части, оставаясь частями постоянной готовности, будут комплектоваться солдатами по призыву (это порядка 730-750 тыс. чел.) и сержантами по контракту(100-120 тыс. чел.).

При наличии сегодня в стране проблем с призывными ресурсами обеспечить полное, а главное качественное комплектование войск призывным контингентом будет очень не просто. Ещё сложнее добиться того, чтобы за год военной службы из них были подготовлены полноценные специалисты военного дела. Пожалуй, лишь в подготовке специалистов мотострелковых войск, практически не имеется серьёзных вопросов. С учётом формируемого облика Вооружённых сил РФ, и имеющейся сегодня системы комплектования, на мой взгляд, было бы оптимальным и логичным при такой организационной структуре иметь соединения и воинские части, отличающиеся между собой, в основном только по способу их комплектования сержантами и солдатами и по степеням боеготовности (боеспособности). В нынешних условиях это было бы наиболее выгодным для государства экономически и менее болезненным, при переходе к подготовке сержантов по новой программе для реформируемой армии в течение 3-4 лет.

В этой связи предлагается следующее.

Во-первых, необходимо иметь в каждом из созданных направлений количество соединений и воинских частей до (20 – 25%), комплектуемых только военнослужащими по контракту и предназначенных сразу, без дополнительного слаживания выполнять поставленную боевую задачу.

Во-вторых, определить часть воинских частей до (30%), укомплектованных по смешанному способу комплектования войск, как сейчас, однако с преобладанием сержантов и солдат по контракту ( до 80% ), остальные 20% солдаты по призыву, в основном с высшим и средне -техническим образованием. Их можно будет в первую очередь использовать для усиления группировок на направлениях.

В данном случае положительным будет то, что в этих воинских коллективах и контрактники, и военнослужащие по призыву будут примерно одного возраста (от 21 до 25 лет) и одинакового жизненного опыта, что вряд ли приведёт к снижению уровня дисциплины в подразделениях (отсутствие дедовщины). Вместе с тем их более высокая общая образованность позволит таким солдатам быстрее овладеть военно-учётной специальностью и не снизит общий уровень боеспособности частей.

В-третьих, оставшиеся воинские части до (50%), укомплектованные не выше 85-90% солдатами по призыву и полностью сержантским составом по контракту. Их можно было бы обозначить как резерв первой очереди или как воинские части ограниченно готовые к боевому применению.

Такая мера позволила бы значительно сократить количество изъятия призывных ресурсов в период сложной демографической ситуации в стране и стабильно обеспечила более качественное укомплектование воинских частей призывным контингентом.

Основной проблемой этих воинских частей станет обеспечение их младшими командирами и выбирать их для назначения на эти должности придётся из числа ещё не уволенных в запас контрактников. Ведь сержанты новой формации, способные стать реальными лидерами в этой разновозрастной и более интеллектуальной солдатской среде, начнут поступать в войска не ранее чем через 2,5-3 года

Большинство младших командиров, безусловно, придётся на Сухопутные войска. Это в основном командиры взводов, отделений, танков, БМП, САУ и другой техники.

Представьте себе, что к командиру танковой роты каждые полгода приходят новые экипажи из учебной части. И он, за оставшиеся 6 месяцев, должен не только дообучить этот экипаж, но и подготовить к действиям в составе своего подразделения. При этом еще изучить и хорошо знать свой личный состав. Можно только гадать, что будет с оборудованием этой боевой машины через пару лет, когда в ней поменяется 4-5 экипажей из числа призванных на военную службу. С большой долей вероятности эта машина будет подлежать серьёзному ремонту. Кто-нибудь просчитывал эти предполагаемые материальные потери? Я уже не говорю про другую, наиболее сложную технику, которая начнёт поступать в войска по плану перевооружения армии.

Вместе с тем есть пример предвидения аналогичной ситуации и своевременного принятия мер по её исключению.

В 70-е годы в группу Советских войск в Германии начали поступать новые танки Т-80 с ракетно-пушечным вооружением. Командирами на эту технику назначались прапорщики, правда, остальные члены экипажа, после учебной части, служили ещё полтора года. Может быть, и сейчас можно использовать этот опыт?

Конечно же, основная трудность службы сержантов сегодня будет заключаться в том, что им за столь короткое время, практически за полгода, приложив все свои знания и умение, предстоит подготовить боеспособные подразделения.

Однако, совершенно ясно, что уровень обученности личного состава в войсковых частях, укомплектованных контрактниками, будет гораздо выше, чем в частях укомплектованных военнослужащими по призыву. Ведь в условиях такой текучести солдат, говорить о полной слаженности подразделений, которые полностью меняются в период полгода – год, проблематично.

В этой связи обязательно встанет вопрос изменения подхода оценки этих воинских частей в плане определения их обученности, боеспособности и боеготовности.

Уже сейчас, необходимо повысить статус сержантского состава. Сохранение воинского звания «прапорщик» и «старший прапорщик» как высшего звания для сержантов и старшин – это одна из мер, которой нужно умело воспользоваться сегодня. Присваивать эти воинские звания необходимо только сержантам, имеющим в своём подчинении личный состав и, выполняющим обязанности по обслуживанию и эксплуатации сложной военной техники и вооружения. Такие меры вообще не требуют ни материальных затрат, ни законодательных изменений.

Это станет дополнительным стимулом для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу, он позволит поднять престиж вышеуказанных воинских должностей.

В результате прапорщики должны стать элитной категорией сержантского состава, настоящими носителями «солдатской науки» и традиций Вооружённых сил, наставниками военного дела, образцом для подражания, а не героями сегодняшних анекдотов.

Такой подход подтверждается опытом прохождения военной службы младшего командного состава в армиях иностранных государств.

Кроме того, в целях улучшения сегодня качества комплектования войск по призыву, необходимо уже в ближайшее время законодательно решить вопрос о переводе на контрактную службу или в статус гражданского персонала военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в МВД, МЧС и других органах государственной власти, где предусмотрена военная служба по призыву.

Ведь в некоторых cлучаях, работу в этих структурах назвать прохождением военной службы можно лишь с большой натяжкой. Министерством обороны в этом плане сделано уже очень много, может быть даже больше, чем было нужно. В связи с этим сложилась парадоксальная ситуация, при которой в субъектах РФ лица, представляющие эти министерства и ведомства, находятся на службе в воинских званиях генерал или полковник, а представитель Минобороны, занимающийся комплектованием Вооружённых сил и тех же министерств – гражданское лицо. (А вот например, в США, вербовочный пункт возглавляет сержант.)

Если анализировать реформы, которые проводились в Русской, Советской, Российской армиях, то в первую очередь внимание всегда обращалось на её вооружение, на технику, и только потом на того, кто будет её эксплуатировать и как. Такое отношение к человеку, к сожалению, сохранилось до сих пор. В большинстве случаев оно приводит к малой эффективности при использовании нового вооружения в начальном периоде боевых действий и большим человеческим потерям на поле боя.

Предлагаемая система комплектования войск не нова, однако, на мой взгляд, на сегодня, в условия нового облика Вооружённых сил России это оптимальный вариант, позволяющий избежать больших моральных и материальных потерь, а также сохранить реальную боеспособность большинства воинских частей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1078
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1474
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1109
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
924

Другие новости