0
4258
Газета Реалии Интернет-версия

26.08.2011 00:00:00

Атака с моря

Тэги: чф, учения


чф, учения Флаг ВМФ СССР черноморцы поднимают только по праздникам.
Фото автора

«Черноморский флот – это составная часть межвидовой группировки, сформированной на юго-западном направлении. Основная задача флота – защита интересов Российской Федерации в зоне своей ответственности, включая Черное и Средиземное море». Так ответил на вопрос о задачах ЧФ столичных журналистов, прилетевших в Севастополь знакомиться с положением дел на флоте, первый заместитель командующего – начальник штаба ЧФ контр-адмирал Александр Троян. Каких-либо деталей, поясняющих это заявление, он не привел. Только добавил, что «в целом боеготовность флота оценивается высоко. Флот способен выполнять поставленные перед ним задачи в любом регионе планеты и в любой части Мирового океана. Профессиональная подготовка наших моряков позволяет делать это уверенно».

Противоречий в своих словах между «основной задачей и готовностью выполнять задачи в любом регионе планеты» адмирал не заметил. Как, впрочем, и не сказал, кем именно высоко оценивается боеготовность флота. Это предстояло нам узнать и увидеть самим. На 13-м общевойсковом полигоне в бухте Казачья, где тренировалась рота морской пехоты из 810-й отдельной бригады, и во время выхода в море на боевые стрельбы ракетного корабля на воздушной подушке «Самум» (проект 1239 класс «Сивуч») с бортовым номером 616.

ПОЛИГОН МЕЖДУ ПЛЯЖЕМ И НЕФТЕБАЗОЙ

Это надо видеть, как на фоне безоблачного голубого неба и густо бирюзовой воды разворачивается на волне большой десантный корабль «Цезарь Куников», открывает створки носовых аппарелей и, словно чудо-юдо рыба-кит из сказки Ершова «Конек-Горбунок», выпускает из себя на плав один за другим серо-зеленые бронетранспортеры. Они будто ныряют в море и тут же, как поплавки, оказываются на морской глади, чуть покачиваясь и разрезая пенистую волну, идут к берегу, поливая воображаемого противника огнем из крупнокалиберных пулеметов. Выстраиваются на ходу во взводные и ротные колонны. Распределяют между собой цели и объекты атаки.

На берегу они, не снижая интенсивности огня, расходятся по направлениям своей атаки. С брони спрыгивают на ходу пехотинцы и, прикрываясь бортами, продолжают поливать противника огнем из пулеметов и автоматов. Проходит минута-другая, и плацдарм, разместившийся между одним из городских пляжей и украинской нефтебазой, взят. Морская пехота закрепляется на завоеванных позициях и ждет ввода в бой второго эшелона атаки.

Конечно, в реальном бою такой возможности беспрепятственно выйти на берег противник морским пехотинцам не позволил бы. Не исключено, что его первый удар ракетами или штурмовиками был бы нанесен по большому десантному кораблю, а если тот успел бы расстаться с бронетранспортерами, то их тоже на плаву можно было бы сравнительно легко расстрелять прямой наводкой из артиллерийских орудий или потопить ударами авиации. Но и высадка на берег морского десанта тоже прошла бы не на авось, а только после тщательной разведки, подавления противника ударами авиации, ракет и массированным огнем артиллерии. Выход бронетранспортеров на плав прикрывали бы штурмовики и ударные вертолеты, большие и малые артиллерийские и ракетные корабли┘ И кто кого одолел бы – большой вопрос.

В бригаде морской пехоты прекрасно понимают всю условность проведенной тактической тренировки. Заместитель командира бригады Герой России, получивший эту награду за реальные боевые действия, подполковник Владимир Карпушенко говорит, что задача перед десантно-штурмовой ротой, которой командует старший лейтенант Александр Алешенков, состояла в том, чтобы отработать процесс управления подразделением во время высадки на плав ста человек пехотинцев и десяти единиц бронетранспортеров. Одновременно научиться укладываться в боевые нормативы всем коллективом роты. И по погрузке бронетранспортеров на БДК (на это отводятся считанные минуты) и по высадке на плав (что тоже должно проводиться в кратчайшее время). И по организованному выходу на берег. С имитацией боевой стрельбы и с безусловным соблюдением мер безопасности.

Командир 810-й отдельной бригады морской пехоты Герой России полковник Владимир Белявский сказал нам, что он доволен тем, что тактическое занятие прошло без срывов и нарушений правил безопасности.

«Конечно, по специальности есть свои замечания, по элементам отработки высадки, – заметил полковник. – Поэтому отдельный разбор мы, конечно, проведем. Но в целом занятиями я удовлетворен. Есть вопросы, над которыми стоит поработать, это проблемы управления и взаимодействия с бригадой десантных кораблей одновременно с высадкой БТР на плав, минимальное время нахождения корабля возле берега. Второй вопрос – одновременность выхода на морское побережье, плотность подразделения, плотность огня по целям противника».

«Все темы, которые отрабатывают мотострелки, – объяснил он журналистам, – оборона, наступление и другие – у нас тоже присутствуют. Но есть особенность. Для нас высадка морского десанта – это главное. Поэтому мы постоянно отрабатываем вопрос слаживания роты, которое мы сегодня наблюдали. Обучение идет от простого к сложному – от слаживания отделения, взвода и так далее. Заканчивая слаженностью батальона и в целом бригады. Все эти вопросы отрабатываются».

Причем, как утверждает подполковник Карпушенко, достаточно интенсивно. Тактические ротные учения во взаимодействии морских пехотинцев и моряков Черноморского флота проходят практически еженедельно. Батальонные – два раза в месяц.


Бронетранспортеры вышли на плав.

– Как часто морские пехотинцы отрабатывают боевые задачи в комплексе с мотострелками, авиацией, сухопутной артиллерией и ВДВ? – спросил я командира бригады. – Ведь теперь ЧФ входит в межвидовую группировку Южного военного округа и, по большому счету, вы должны уметь работать все вместе, а не по отдельности.

– Такие учения, – ответил полковник Белявский, – планируются для нас вышестоящими штабами. Они должны пройти буквально в следующем месяце. Именно с участием ВДВ, одного из наших батальонов морской пехоты, с привлечением авиации, кораблей и другой боевой техники. Правда, проходить эти учения будут не в Крыму, а на территории Российской Федерации.

Тактические занятия на 13-м полигоне в Казачьей бухте проходят без боевой стрельбы. Его территория все время ужимается, как шагреневая кожа. С одной стороны, его поджимает нефтебаза, о которой мы уже упоминали (морская пехота шутит – будем кричать, идя в атаку: «За Родину! За нефть!»), с другой – городские пляжи и строительство жилого городка. Бухта Казачья – именно то место, на берегу которой Минобороны России договорилось с администрацией Севастополя и с руководством Украины о строительстве служебных квартир для моряков Черноморского флота. Там должно быть в ближайшее время возведено 1260 квартир. Если учесть, что на флоте более 3 тыс. офицеров и мичманов без крыши над головой, то эта стройка приобретает очень важное значение. Ну а полигон┘

– На этом полигоне, – говорит полковник Белявский, – мы отрабатываем задачи в составе взвода-роты. Для занятий в масштабе батальона и бригады есть другой флотский полигон под Феодосией, на мысе Апук. Там можно проводить боевые стрельбы из всех видов оружия, в том числе и из артиллерийских орудий, ударной авиацией, корабельной артиллерией. И мы там бываем в отличие от прошлых лет, когда на боевую подготовку не хватало топлива и других материальных ресурсов, довольно часто. Как правило, не реже двух раз в год.

ОДИН ДОГОВОР – ДВА ПРОЧТЕНИЯ

Правда, техника у морской пехоты, как успели, мы заметить довольно старая. Хотя и исправная. Заменить ее пока не получается. И хотя первый заместитель командующего ЧФ контр-адмирал Троян говорил нам, что он готов «разочаровать скептиков: судостроительной и кораблестроительной программой России предусматривается поступление на Черноморский флот ряда новых кораблей, и мы ждем их прихода в свой состав», реально получается так, что многие корабли списываются (например, большой противолодочный корабль «Очаков», БПК «Керчь», дизель-электрическая подводная лодка Б-380 «Святой князь Георгий», госпитальное судно «Енисей», морской транспортный корабль «Тургай», кабельное судно «Сетунь» и морской транспорт вооружения «Генерал Рябиков»), а смены им все еще нет.

Не только потому, что некоторые из них еще не построены, другие не закончили ходовых и государственных испытаний и не прибыли на флот. Просто Киев все еще не дал согласия на замену боевых кораблей ЧФ новыми. Как не дал согласия на обновление боевого авиационного парка и боевой техники для частей ПВО и морской пехоты. Хотя в межгосударственном договоре о пребывании Черноморского флота на территории Украины право на такую замену прописано. Но, как однажды сказал министр обороны России Анатолий Сердюков, «видимо, мы по-разному с Украиной читаем этот договор». Судя по обострению отношений между Москвой и Киевом по поводу цены за газ, обновления боевой техники морпехам 810-й отдельной бригады ждать еще очень долго.

Но сложности на ЧФ не только в замене старой боевой техники на новую. Командир батальона материального обеспечения 810-й отдельной бригады подполковник Сергей Ловкачев сказал мне, что «Оборонсервис», который усиленно внедряется в обслуживание частей Российской армии, на Черноморский флот еще не добрался. Что такое аутсорсинг, они еще не знают. Если учесть, что на ремонт и оборудование учебной базы деньги тоже не поступают, они, видимо, должны идти через этот самый «Оборонсервис», то приходится выкручиваться, как сможешь».

«Как построить директрису для БТР или БМП, если нет никаких материалов, вопрос на засыпку, – говорит офицер. – Украина не разрешает поставки сюда какого-либо оборудования из России. За любое пересечение границы грузов для ЧФ требуют уплатить таможенную пошлину, которая порой бывает выше, чем стоимость самих материалов. Поэтому приходится покупать все на месте у украинских организаций, с которыми потом рассчитывается штаб ЧФ или Москва. Правда, все, что нужно, у них не купишь. И действуем по главному принципу – сохранить то, что есть. Надеяться, по большому счету, не на кого».

Межгосударственные отношения – тонкая и сложная штука, и они почему-то всегда бьют по интересам простых людей. Вот и украинская почта почему-то регулярно возвращает бесплатные матросские письма, которые в специальных конвертах идут в Россию, жалуются моряки. Почему, что там не так – никто объяснить не может.


Атакует морская пехота.
Фото автора

«МОСКИТЫ» ПРО ЗАПАС

С непредсказуемостью отношений между Черноморским флотом и украинскими властями мы столкнулись во время выхода в море на ракетном корабле на воздушной подушке «Самум». Командир корабля капитан 2 ранга Дмитрий Дыскин объявил нам, что предстоят артиллерийские стрельбы из 76-мм орудия АК-176 и 30-мм установки АК-630. А также зенитные ракетные стрельбы из ЗРК «Оса-МА2». Для их проведения в определенной точке моря над кораблем должны были появиться бомбардировщики Су-24.

Но в назначенное время «сушки» над морем не появились – местные украинские власти не дали им разрешения на взлет. Пришлось экипажу «Самума» отменить стрельбы из зенитно-ракетного комплекса. А артиллерия отстрелялась «на отлично». Все цели были поражены. С командирского мостика было интересно наблюдать (выходить на палубу во время боевых стрельб категорически запрещено), как из «металлорезки» (так моряки любовно называют свою шестиствольную 30-мм пушку, которая производит 6 тыс. выстрелов в минуту) со стрекотом, как из-под швейной машинки, вырывается один за другим сноп пламени, а в перерыве между ними ухает, сотрясая толчками корпус корабля, 76-мм снарядом носовое орудие.

Жаль, в программе тактических учений не был предусмотрен пуск «Москитов» – сверхзвуковых противокорабельных ракет 3М80 (американцы называют их Sun burn – «Солнечный ожог»). Говорят, это потрясающее зрелище. Ракета идет змейкой над водой на высоте 4–6 метров в облаке водяной пыли, практически невидимая для радиолокаторов противника, и, подлетая к кораблю, совершает оборот вокруг него, а потом, поднявшись, как кобра, в воздух, бьет с высоты по настройке и взрывается внутри корпуса. Титановая боеголовка ракеты пробивает любой металл, даже броню, а после взрыва потушить ее невозможно. Титан горит при температуре свыше 1 тыс. градусов, и пока нет никаких средств, чтобы его затушить.

┘Мы возвращались в Севастополь после окончания тактических учений с боевой стрельбой на небольшой для «Самума» скорости – всего около 25 узлов. Поднялся ветер, где-то 3–4 балла, и волны били в скулу корабля. Они с грохотом взлетали до самой рубки, на мгновенье закрывали белой пеной небо и море, полубак с 76-мм пушкой и «металлорезкой», потом с ревом, перекрывавшим грохот дизелей, обрушивались вниз и снова взлетали вверх.

«Самум» практически не качало, он словно летел по верхушкам волн, но каждый гребень, по которому он проскакивал, как по вершинам крохотных гор, отдавался методичным стуком по корпусу катамарана. Наверное, со стороны это была восхитительная картина – летящий по волнам, подобно скоростному глиссеру, в облаке водяной пыли грозный боевой корабль.

– Было бы у нас на Черном море не два таких корабля, как «Бора» и «Самум», – сказал мне начальник штаба 41-й ракетной бригады капитан 2 ранга Дмитрий Кузьменко, – а хотя бы пять, мы стали бы королями в этом регионе.

Севастополь–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
693
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
776
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1122
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
897

Другие новости