Эскиз легкой пушки «Тверь».
Иллюстрация со страницы Владимира Одинцова на официальном сайте МГТУ имени Н.Э.Баумана
Не оставляет генерал армии Андрей Николаев, первый директор Федеральной пограничной службы (именно так подписана его очередная исследовательская работа на пограничную тему), внимания к пограничным войскам. Он вместе с кандидатом технических наук, заслуженным изобретателем РФ Владимиром Одинцовым опубликовал («НВО» № 38, 25.10.12) статью под названием «Пограничным войскам нужна новая «легкая пушка».
Генерал армии Андрей Николаев как военачальник-пограничник, а Владимир Одинцов – крупный специалист по вооружению обстоятельно и доказательно утверждают, что находящийся в настоящее время основным образцом артиллерии пограничных войск 82-мм миномет 2Б14-1 «Поднос», относящийся к классу носимого вооружения, устарел. Миномет переносится тремя солдатами (вьюг ствола весит – 16,2 кг, вьюг треноги – 13,9 кг, вьюг плиты – 17 кг), еще два солдата переносят боекомплект из 10 мин общей массой 30 кг).
В публикации «НВО» обстоятельно описываются недостатки «Подноса»: недостаточная дальность стрельбы (максимум 4,2 км), низкая точность, обусловленная большим полетным временем, и высокая траектория из-за значительного ветрового сноса, малая площадь эффективного поражения и невозможность настильной стрельбы. В сочетании все эти недостатки исключают возможность поражения характерных для пограничных операций целей одним-двумя выстрелами, что делает применение минометов бесполезным.
В исследовании предлагается вооружать пограничные войска системой «Тверь», находящейся в настоящее время в разработке. В статье дается описание «Твери», показаны ее преимущества над «Подносом», как наиболее перспективного артиллерийского вооружения для погранвойск.
Нельзя не обратить внимания на то, что в тексте статьи постоянно говорится о пограничных войсках, упомянуто основное организационное подразделение пограничных войск – пограничная застава – и подчеркивается необходимость органичного вхождения в ее быт и боевую практику артиллерии. При этом учитывается, что пограничным войскам предписана борьба с террористами, которые часто вооружены минометами и гранатометами, а также с провокационными действиями с сопредельной стороны войсковых подразделений численностью до роты. Естественно, здесь встает вопрос о включении в штаты линейных пограничных подразделений артиллеристов и о подготовке для этого младшего командного состава такой воинской специальности, как это делалось и делается сейчас в отношении инструкторов и вожатых службы собак. Требуется внесение артиллерийских вопросов и в подготовку курсантов пограничных институтов.
Из исследования следуют по крайней мере три урока. Первый. Авторы, и, конечно, прежде всего генерал армии Андрей Николаев, обоснованно говорят о необходимости надежной охраны и защиты государственной границы Российской Федерации. Второй. Наиболее эффективным является строительство пограничного ведомства как самостоятельно управляемой структуры, как это было в период вхождения в НКВД СССР, КГБ СССР, не говоря уже о такой самостоятельной государственной структуре, как Федеральная пограничная служба России. И третий. Необходимо повышать боевую эффективность при охране и защите границы. Ее снижение приводит к очень тяжелым геополитическим последствиям. Только один, как говорится, свежий пример. Состоявшееся открытие в июне текущего года границы Калининградской области с Польшей, подчеркнем, членом НАТО, значительно активизировало приграничную торговлю в рамках челночной дипломатии. И поляки из приграничных воеводств стали наживаться на открывшихся перед ними возможностях, вывозя из Калининградской области все: от янтаря до солярки. Экономике Калининградской области нанесен серьезный удар, и это, что особенно опасно, может стать поводом для потери Россией Калининградской области, учитывая ее изолированное положение от общероссийской территории.
Такие последствия «открытой границы» уже имеют края и области Забайкалья и Дальнего Востока. Российская общественность, и, разумеется, прежде всего армейская и пограничная, обоснованно обеспокоена состоянием дел на госгранице РФ и ожидает должного ответа по предотвращению подобных последствий «открытых границ».