0
7662
Газета Реалии Интернет-версия

18.01.2013 00:00:00

Бег по кругу нового облика

Иван Александровский

Об авторе: Александр Эдуардович Александров - кандидат военных наук, полковник в отставке.

Тэги: армия, вооружение, минобороны


армия, вооружение, минобороны В Сухопутных войсках зима – горячая пора.
Фото Виктора Литовкина

Нельзя не согласиться с автором опубликованной в «Независимом военном обозрении» статьи «Время действия автономных групп» старшим лейтенантом запаса Антоном Михайловым («НВО» № 36, 12.10.12) в том, что применение войск все чаще будет ограничиваться скоротечными, локальными боестолкновениями смешанных по составу подразделений в отсутствие видимой линии окопов, наступающих в боевой линии танков и классических цепей атакующей пехоты. Нет сомнения, в том, что особого внимания заслуживает организация и подготовка мелких подразделений в звене отделение–взвод–рота.

Но, по моему мнению, этого мало. Можно предположить, что в ближайшем будущем проблемы организации и вопросы применения соединений, воинских частей и подразделений для военного руководства приобретут особую значимость. Уже сегодня как минимум требуется рассмотреть принципы построения всей системы мотострелковых и танковых формирований, в качестве основы создания группировок войск не только для выполнения задач в ходе локальной антитеррористической операции, но и в классической оборонительной (наступательной) операции фронта «от моря до моря», отвергнутой как пережиток прошлого не далее чем три года назад.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Как известно, в 2008 году в Вооруженных силах была принята так называемая «трехзвенная система управления», которая подразумевала исключение из структуры Вооруженных сил дивизии и полка с заменой их бригадой, а также создание вместо управления армии некого «оперативного командования».

В связи с этим отметим следующее: введенная в систему войск вместо дивизии мотострелковая (танковая) бригада в установленном для нее штате имеет весьма неопределенный статус. В это трудно поверить, но с точки зрения двух ведущих управлений Генерального штаба (ГОМУ и ГОУ) современная мотострелковая (танковая) бригада является организационно неделимым целым, то есть «воинской частью», одновременно фактически не имея административно-самостоятельных воинских частей, в системе войск позиционируется как «высшее тактическое соединение». Поистине с точки зрения организации и практики применения войск мы имеем дело с парадоксальным и необъяснимым военно-административным феноменом.

Впрочем, как форма организации войск мотострелковая (танковая) бригада для Вооруженных сил России в прошлом не новость. В конце Великой Отечественной войны в системе автобронетанковых войск именно мотострелковые (механизированные и танковые) бригады рассматривалась в качестве основного тактического соединения, состояли из отдельных батальонов и организационно входили в состав механизированных (танковых) корпусов. Следует отметить, что указанные корпуса соответствовали общему понятию «оперативно-тактическое соединение» и, в свою очередь, организационно входили в состав танковых армий.

Опыт применения автобронетанковых войск в операциях ВОВ оценивался более чем положительно. Анализ структуры и боевых возможностей тактических частей и соединений автобронетанковых войск одновременно – и не без оснований – указывал на то, что оптимизированные под широкий круг задач мотострелковые (механизированные, танковые) бригады для Сухопутных войск явно открывали перспективу длительного и качественного развития. Однако в послевоенный период приоритеты были расставлены несколько иначе. Началось формирование механизированных (танковых) дивизий полкового состава. При этом бригады и корпуса, как и сами автобронетанковые и механизированные войска, в отсутствие вооружения, необходимого для перехода к «перспективной организации», были предназначены для расформирования.

Практически одновременно процесс пошел по пути ликвидации стрелковых корпусов и усиления существовавших в большом количестве стрелковых дивизий за счет включения в их состав танковых полков. Стрелковые дивизии в новой организации стали именоваться мотострелковыми с их включением в состав армейских объединений. Корпусное звено управления было ликвидировано. (Процесс преобразования войск – развития форм организации показан несколько упрощенно. – А.А.).

ОБЩЕВОЙСКОВАЯ СИСТЕМА ВОЙСК

Естественно, что Генеральный штаб соответствующим образом выстраивал систему органов управления оперативно-стратегического, оперативного и тактического уровня. Тем не менее именно таким образом в основном была сформирована просуществовавшая до 2008 года «общевойсковая система войск»: оперативно-стратегические, территориальные объединения – военные округа (фронтовое объединение в военное время); оперативные объединения – армии (как редкость – оперативно-тактические объединения – армейские корпуса).

В состав указанных оперативных объединений входили тактические соединения – мотострелковые (танковые) дивизии, как исключение отдельные бригады, состоявшие из отдельных батальонов. При этом в тактическом звене достаточно четко просматривались подчиненные командованию дивизии тактические части – мотострелковые (танковые) полки (самостоятельные административные и тактические части). Последние имели в своем составе тактические подразделения – линейные мотострелковые (танковые) батальоны (жестко встроенные общим штатом в полковую структуру), роты, взводы и отделения.

Предназначение, задачи, организация управления и обеспечения объединений, соединений, тактических частей и подразделений подчинялись сложившейся практике применения войск и регламентировались наставлениями, боевыми уставами, приказами и директивами. (Именно поэтому вполне уместно применение здесь такого понятия, как «система войск», под которым подразумевается сложная совокупность органов военного управления и воинских формирований оперативного (тактического) уровня и соответствующие (установленные) связи подчиненности и взаимодействия как в мирное, так и военное время.) С учетом условий поддержания Вооруженных сил в постоянной боевой и мобилизационной готовности указанные руководящие документы закрепляли опыт подготовки и ведения классических операций фронтами (армиями), в известной мере результаты послевоенных исследований в области применения войск. Все было организационно устроено, и никаких особых изменений как бы не требовалось.

Вместе с тем с началом массового перевооружения в 70-е годы с трудом пробились, но все же нашли применение некоторые новаторские идеи. Так, например, активно разрабатывалась теория применения оперативных маневренных групп в качестве особых элементов оперативного построения войск фронта и армии. Соответственно появилась необходимость создания отдельных мотострелковых корпусов и бригад в новой организации. Проект создания и применения в качестве оперативных маневренных групп отдельных корпусов получил поддержку. В войсках Белорусского и Забайкальского военных округов было сформировано по одному отдельному корпусу бригадного состава.

Однако указанные отдельные корпуса в конце 80-х годов были переформированы в типичные для Сухопутных войск мотострелковые дивизии полкового состава. Прежде всего, по соображениям экономии средств и по причине отсутствия боевой техники, необходимой для комплектования корпусов в новой организации, в том числе самоходной артиллерии, средств связи, боевых и транспортных вертолетов. Например, в своем составе корпус имел два вертолетных полка (всего до 100 единиц).

Авангардный по всем показателям проект дальнейшего развития не получил.

О НЕПОНЯТНЫХ НОВАЦИЯХ И РЕФОРМИРОВАНИИ ПО НЕОБХОДИМОСТИ

К идее коренной реорганизации мотострелковых и танковых войск в той или иной мере обращались в своих исследованиях диссертанты Военной академии имени М.В. Фрунзе. Однако в Генштабе и околонаучных кругах их усилия поддержки не получили. По мнению авторитетных военных ученых, необходимости в коренном изменении существующей оргштатной структуры войск не было.

Впрочем, прогноз развития ситуации после 1991 года вполне определенно указывал на то, что возможностей и ресурсов государства для содержания в боеготовом состоянии огромного количества вооружений и превышающей все разумные пределы мобилизационной базы Советской армии в прежней организации войск явно недостаточно.

Напомним, в подчинении вновь образованных независимых государств кроме «второразрядных» Закавказского, Среднеазиатского и Туркестанского военных округов остались обеспеченные наиболее современным вооружением военные округа первого стратегического эшелона (Прибалтийский, Белорусский, Киевский, Прикарпатский).

Под юрисдикцию России в 1991 году фактически перешли 8 военных округов из 15, Западная группа войск (четыре общевойсковые и танковые армии), более 160 общевойсковых дивизий (из них около 45 постоянной готовности, в том числе типа «Б» – более 25), фактически весь Военно-морской флот и ядерные силы. При штатной численности 2,8 млн. человек (около 75% численности ВС СССР) Вооруженные силы Российской Федерации, по существу, представляли собой войсковую мобилизационную базу в составе сокращенных до минимума соединений пяти видов и трех родов войск.

Никто не будет отрицать факт мучительного, более чем двадцатилетнего периода преобразования Вооруженных сил советского типа в российскую армию. Ее развитие отмечено главным образом сокращением боевого состава и численности по необходимости. Качественного изменения (если не считать таковым беспрецедентное падение боеготовности) в войсках не наблюдалось. Достаточно напомнить, что в период с 1991 по 2008 год штатная численность Вооруженных сил Российской Федерации уменьшилась более чем в 2,5 раза, количество планируемых к развертыванию полутора сотен общевойсковых соединений сократилось до двух десятков дивизий в штатах и численности мирного времени и некоторого количества формирований военного времени. Серьезные изменения произошли в структуре Вооруженных сил (к 2007 году из пяти видов осталось три, из восьми военных округов – пять).

Пик решительных преобразований оргструктуры Вооруженных сил России отмечен назначением на должность министра обороны Анатолия Сердюкова, фактически имевшего неограниченные полномочия и поддержку любых его нововведений со стороны Генерального штаба.

По сути дела, переход к бригадной организации мотострелковых (танковых) войск и «трехуровневой системе управления» был инициирован Генеральным штабом по результатам оценки сомнительных достижений в «пятидневной войне» с Грузией летом 2008 года. Оказалось, что батальонные тактические группы, сформированные из полков постоянной готовности 19-й дивизии 58-й армии и соединений ВДВ, – «это наше все». Под давлением министра обороны руководство Генерального штаба созрело до мысли: «Что-то нужно делать».


На линии огня.
Фото Виктора Литовкина

Проект перехода на новую организацию в короткие сроки был разработан и получил одобрение. Публично изменения в войсках обосновывались необходимостью иметь компактные, управляемые, мобильные, постоянно готовые к применению, достаточно самостоятельные и недорогие по содержанию войска (при численности тактического соединения, бригады, не более 3,5–4 тыс. человек). Считалось, что ликвидация в системе дивизии и полка с их заменой бригадой позволит сократить количество управленческих звеньев и как минимум повысить оперативность руководства войсками.

В результате массовой девоенизации и сокращения офицерских должностей, оптимизации количества воинских частей к 2010 году штатная численность Сухопутных войск мирного времени уменьшилась до 300 тыс., а количество планируемых к развертыванию общевойсковых соединений было ограничено 39 бригадами и одной дивизией. Естественно, что по совокупному боевому потенциалу указанные соединения соответствовали 12–15 эквивалентным дивизиям постоянной готовности дореформенной организации. В сравнении с составом 2007 года расчетный боевой потенциал мотострелковых и танковых войск по наличному вооружению (танки, ББМ и артиллерия) автоматически сократился в 3,5–4 раза.

ВОЙСКА ПЕРСПЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗЦА 2008 ГОДА

Практически все заявленные Генштабом параметры войск на деле оказались не более чем красивой, многократно повторенной, а главное – приятной для высшего руководства фразой.

Основное требование по содержанию войск в постоянной готовности, по существу, не было выполнено. При новом способе комплектования в обществе, категорически отвергавшем всякую возможность военной службы, уже в 2011 году «служить отечеству настоящим образом» оказалось просто некому. Постоянный некомплект рядовых и сержантов по призыву в среднем за год составляет по войскам 40–50%. Подготовить новобранцев к элементарным действиям при оружии командиры просто не в состоянии. В Сухопутных войсках только 5–6% вооружения может считаться современным. Реализуемый боевой потенциал войск по штатному вооружению не превышает 10–15% от теоретически возможного.

В связи с примененными Генштабом принципами укрупнения и сокращения количества воинских частей компактность, управляемость и мобильность общевойсковых бригад оказались действительно только лозунгом. По существу, современная бригада в «перспективной организации» не что иное, как «большой по численности полк», с типично-линейными батальонами, отягощенный подразделениями боевого обеспечения расформированных дивизий. Дело не в ликвидации дивизий и полков (для ветеранов войн прошлого столетия лучшей организационной структурой войск). Дело даже не в переходе к бригадам, явно уступавшим по возможностям дивизиям с численностью 14–15 тыс. человек. Для развертывания оперативно-тактических группировок и создания самых ничтожных оперативных резервов просто не хватает войск. Впору повторить давно известное «Миллион военнослужащих, а воевать некому» и нечем.

Естественно, что такая, с позволения сказать, «современная бригада» не соответствует понятию «тактическое соединение». По сути дела, в системе управления войсками образовался ничем не заполненный разрыв между армией и бригадой, едва замаскированный рассуждениями о наличии в системе высшего тактического соединения.

БЕЗ ПАРАДОКСОВ И НЕЗАПОЛНЕННЫХ БРЕШЕЙ В СИСТЕМЕ

При состоявшихся изменениях не только в организации, но и в дислокации соединений едва ли будет правильным и возможным возвращение к старым организационным формам мотострелковых (танковых) дивизий и полков.

Не идеализируя российские достижения в прошлом, тем более не копируя бездумно опыт создания и применения бригад в вооруженных силах США, ФРГ, Франции, Финляндии и других государств, в организации наших войск действительно нужно сделать шаг вперед для их вывода на качественно новый уровень. Хотя бы достижения осязаемых организационных преимуществ и реального повышения мобильности, боевой самостоятельности и управляемости соединений, воинских частей и подразделений.

В связи с этим можно было бы как минимум проработать вопрос формирования перспективной системы войск. Без фантазий, излишних материальных затрат и хаоса передислокации, только лишь применением несколько иных подходов к формированию структуры соединений и штатов воинских частей.

Безусловно, следует оставить как форму организации тактического соединения «общевойсковую бригаду». При этом в систему войск следовало бы ввести общевойсковой корпус в качестве оперативно-тактического соединения. Одновременно было бы необходимо создать корпусной комплект войск боевого обеспечения, а в армейском звене восстановить соответствующий (армейский) комплект войск боевого, специального и материально-технического обеспечения. Это позволит ликвидировать существующий и ничем не заполненный разрыв в системе между оперативным объединением (армией) и тактическим соединением (бригадой).

Видимо, было бы необходимо пересмотреть структуру бригад на основе включения в ее состав соответствующего реальным задачам и условиям их выполнения количества воинских частей. Как представляется, было бы целесообразным в бригаде иметь от трех до пяти административно автономных, способных выполнить тактические задачи самостоятельно, мобильных и управляемых общевойсковых частей. Как минимум это могли бы быть отдельные мотострелковые (танковые) батальоны.

Реализация таких подходов может решить проблему экономии сил и средств там, где это возможно, и наращивания группировок войск там, где это действительно необходимо.

Включение в состав бригады автономных воинских частей (отдельных батальонов) – это наиболее простой и эффективный способ повышения общей мобильности войск в системе. Как минимум это создаст возможность для организации широкого (межтеатрового) маневра воинскими частями для оперативного создания тактических (бригадных) группировок.

Имея в виду возможность включения в состав бригад отдельных батальонов, представляется нелишним исследовать возможность перехода к совершенно новой организации собственно тактической части. Условно говоря, это может быть организационно жесткая структура – «полк ротного состава» общей численностью 600–1000 человек, в составе 5–6 боевых (мотострелковых, танковых) рот с полноценным (полковым) командованием, штабом и службами, с собственными подразделениями боевого и материально-технического обеспечения. Это позволит в самых сложных условиях обстановки повысить компетентность командования, управляемость и боевую устойчивость войск, эффективность применения современного (новейшего) вооружения, исключит необходимость неизбежного и в настоящее время часто вынужденного формирования сводных отрядов в виде батальонных тактических групп.

Что, собственно, мешает провести соответствующий эксперимент на основе создания новой «системы войск» и проведения в течение года серии исследовательских учений с полками ротного состава, общевойсковыми бригадами и с корпусом?

Предложения как минимум открыты для обсуждения, но найдут ли понимание в соответствующих кругах или по-прежнему «все останется как при бабушке Екатерине»?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
387
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
498
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
408
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
341

Другие новости