0
5676
Газета Реалии Интернет-версия

12.04.2013 00:01:00

Не белые и не пушистые

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин – заместитель директора Института политического и военного анализа.

Тэги: конфликты, война, Мали, Франция, НАТО


конфликты, война, Мали, Франция, НАТО Исламистские боевики навязали французским войскам войну без правил. Фото Reuters

Операция «Сервал» (так называется кустарниковая кошка), которую ведут в Мали с 11 января Вооруженные силы Франции, не закончилась в марте, как было сначала обещано официальным Парижем. В апреле ее тоже завершить не удастся. Как и следовало ожидать, она вошла в вялотекущую стадию.
Малийские исламисты повторяют действия талибов в Афганистане. Они тоже захватили контроль над большей частью страны в союзе с местными сепаратистами, затем поссорились с последними и отстранили их от власти. После начала французской операции они также, как и талибы в конце 2001 года, сдали города и ушли в горы. Можно напомнить, что руководство антиталибской западной коалицией лет пять считало, что талибы разгромлены. Сейчас так не кажется никому.
УЙТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ
Отличие от афганской операции в том, что Франция не сможет продержаться в Мали так же долго, как западный контингент в Афганистане. У нее нет для этого ресурсов. Уже сейчас она задействует в операции до 5 тыс. человек личного состава (парашютисты, морпехи, спецназ, Иностранный легион, тыловой и технический персонал), 14 боевых самолетов (шесть «Рафалей», шесть «Миражей-2000D», два «Миража-F1CR»), пять заправщиков КС-135, не менее 10 транспортных самолетов. Может на первый взгляд показаться, что это мало. На самом деле, по нынешним временам, это очень много. Тем более что союзники по НАТО воевать плечом к плечу с французами не будут. Они и так делают максимум возможного – оказывают Франции логистическую помощь. США, Великобритания, Германия, Дания, Бельгия, Голландия, Канада и Испания суммарно выделили для перевозки в Мали войск и грузов 12 транспортных самолетов: четыре С-17, четыре С-130, два С-160, один А-310 и один DC-10. Сегодня от НАТО не нужно ждать большего, тем более что до сих пор не завершены афганские мучения альянса.
К счастью для французов, нашлись те, кто готов воевать вместе с ними на суше и, соответственно, нести основные потери. Речь идет не столько о практически небоеспособной армии Мали, сколько о ВС ее западноафриканских соседей (они не намного боеспособнее, но все же увеличивают численность войск) и, главное, Чада. Последний не граничит с Мали и вообще не относится к Западной Африке, но его армия – самая боеспособная в зоне Сахары. Понятно, что африканских солдат, в отличие от европейских и американских, никому не жалко (хотя вслух такого никто, разумеется, не произнесет). К настоящему времени они потеряли убитыми примерно 100 человек, французы – пять человек, списан из-за полученных повреждений боевой вертолет «Газель».
Незначительные боевые потери ВС Франции отнюдь не отменяют огромных финансовых потерь этой страны. На борьбу с малийскими исламистами тратятся дорогостоящие боеприпасы, количество которых теперь весьма ограничено. Французские ВВС расходуют огромное количество топлива. «Рафали» летают в Мали из Чада, в ходе каждого боевого вылета каждый самолет пять раз дозаправляется в воздухе. Много денег тратится на обеспечение действий сухопутных войск в местных природно-климатических условиях, которые с приближением лета станут более неблагоприятными. Кроме того, африканский контингент также придется содержать и обеспечивать французам, иначе он много не навоюет.
Уже в ближайшее время перед французским руководством встанет тяжелейший вопрос: где поставить запятую во фразе «уйти нельзя остаться». Конечно, можно в любой момент провозгласить полную и окончательную победу над исламистами, но она от этого не станет ни полной, ни окончательной. Можно возложить задачу по добиванию противника на африканские войска, но без французов их боевая и психологическая устойчивость очень сильно упадет, даже если Париж, а также, возможно, Брюссель и Вашингтон будут их полностью финансировать. Поражение (то есть возвращение исламистов к власти как минимум на севере Мали) в планы Парижа и Запада в целом не входит. Дело даже не в потере лица и политического влияния, а в том, что исламизированный Азавад станет новым Афганистаном времен власти талибов. Но и затягивать операцию Франция не сможет по экономическим соображениям: эта страна может оказаться следующей жертвой финансового кризиса, что практически наверняка обрушит ЕС. А это даже хуже, чем «Афганистан в Сахаре».
Таким образом, крайне сложно предсказать, чем закончится «Сервал» и кого он в итоге «съест». Противоречия между постоянно расширяющимися политическими обязательствами Запада и его постоянно сужающимися военными возможностями становятся все сильнее. До последнего времени они не были заметны благодаря США, у которых совпадали возможности и желания. Однако теперь и Америка надорвалась и резко сворачивает свои военные операции и вообще присутствие в Европе, Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, перенося основные усилия в АТР (против Китая). И это сделает очевидным истинный военный потенциал самой Европы.
ПРАГМАТИЗМ ПЕКИНА
При этом хорошо известен тот факт, что в экономическом и политическом плане в Африке в последнее время уверенно доминирует как раз Китай. Он идет сюда за остро необходимыми ему природными ресурсами. Кое в чем он повторяет поведение СССР, строя в Африке экономические объекты или за свой счет обучая у себя африканских студентов. Тем не менее в целом политика Пекина гораздо больше напоминает политику западных стран в ХIХ – первой половине ХХ веках. Китай выкачивает из Африки природные ресурсы в обмен на свой ширпотреб. Причем этот ширпотреб губит местную легкую промышленность. Более того, на африканских добывающих предприятиях, отправляющих сырье в Китай, работают не только китайские инженеры, но и китайские же рабочие. Таким образом, Китай несет в Африку не столько прогресс, сколько массовую безработицу и истощение природной среды.
Хорошо известно и то, что Пекин общается с любыми режимами и готов работать в условиях политической нестабильности. Он не только не стесняется использовать коррупционные методы для проникновения в Африку, но считает это обязательным. Все эти обстоятельства дают ему значительные конкурентные преимущества на местных рынках по сравнению со странами Запада, не говоря уж о России. Весьма популярным становится в Африке китайское оружие, более простое и дешевое, чем западное и российское, при этом вполне приемлемое по качеству.
Весьма тесно сотрудничал Пекин, в частности, с Бамако. Однако, когда туареги и исламисты захватили больше половины страны и провозгласили там независимый Азавад, никакой военной помощи властям Мали Китай не оказал. Причина такого поведения Пекина уж точно не в военной слабости. НОАК в разы сильнее ВС Франции по всем параметрам, причем это уже касается и ядерных сил, и даже надводного флота. У китайского руководства другие мотивы невмешательства.
Во-первых, Пекин еще не готов отказаться от завета Дэн Сяопина, который можно кратко сформулировать как «не высовываться». Лидеры КНР сейчас не сомневаются, что «высунуться» придется обязательно, причем в обозримом будущем, но конфликт в Мали не является поводом для этого – не тот масштаб события.
Во-вторых, одним из последних не изжитых со времен Мао недостатков НОАК является неспособность «проецировать силу» на значительном удалении от собственных границ. Трех десятков Ил-76 для этого недостаточно. Первый собственный тяжелый транспортный самолет Y-20 еще только вышел на испытания. В ВМС пока имеется всего три десантно-вертолетных корабля-дока (ДВКД), для полноценной интервенции этого мало.
В-третьих, что самое главное: Пекин не видит смысла лезть в африканские внутренние конфликты, поскольку он прекрасно договорится с любым режимом любой страны. Поэтому, кстати, совершенно бессмысленны популярные у нас конспирологические версии насчет того, что революции в странах Африки и Ближнего Востока организуют США, чтобы остановить китайскую экспансию. Свержение дружественного Пекину режима никакой катастрофой для последнего не станет, поскольку он очень быстро сделает дружественным новый режим. И это будет во всех отношениях дешевле, чем организовывать военное вмешательство. Это Западу революции создают реальные и очень серьезные проблемы, а отнюдь не Китаю.
ПОЛИГОН ДЛЯ ЧВК
В целом Африку никому не жалко, поэтому она является хорошим полигоном для отработки новых форм ведения войны. Для этого континента мейнстримом может стать не просто широкое применение частных военных компаний (ЧВК), но вытеснение ими регулярных армий. Тенденция быстрого роста значения ЧВК хорошо вписывается в процесс глобализации и разгосударствления всего. Роль государств все больше размывается, их место начинают занимать корпорации в широком смысле этого слова. Военную сферу данный процесс также не обошел стороной. ЧВК прекрасно вписываются в парадигму «мятежевойны» – она сама по себе давно уже стала мейнстримом, ее участниками всегда являются негосударственные субъекты.
С другой стороны, резкий рост уровня жизни, перерастающий в гедонизм значительной части населения, падение рождаемости (соответственно, резкий рост ценности каждой жизни), постмодернистский пацифизм и политика политкорректности привели к тому, что чувствительность западных армий к собственным потерям дошла до такого состояния, когда вести серьезную войну становится невозможно. Попытка воевать без потерь за счет подавляющего технического превосходства стала причиной непомерного роста стоимости вооружения и техники, а затем и боеприпасов. Это даже до экономического кризиса привело к резкому сокращению количества техники в натовских армиях, а после начала кризиса не стало хватать уже и боеприпасов, что в полной мере проявилось в Ливии и очень скоро проявится в Чаде.
В итоге ЧВК становятся хорошей альтернативой регулярным ВС. Их услуги очень дороги, но все равно дешевле, чем содержание регулярных армий, поскольку частникам не требуется дорогостоящего тяжелого вооружения и высокоточных боеприпасов, а правительства не несут ответственности за социальное обеспечение раненых и семей погибших бойцов ЧВК. И политической ответственности за потери и преступления ЧВК не несут тоже.
В рядах ЧВК воюют настоящие профессионалы, «псы войны», которые четко знают, зачем пришли на эту службу и какими могут быть ее издержки. Поэтому уже в обозримом будущем в Европе вполне реальной станет передача всех или большинства функций, по крайней мере сухопутных войск ЧВК. На них могут быть возложены задачи как проведения миротворческо-полицейских операций, так и при необходимости ведения ограниченной классической войны. «Официальные» ВС будут оказывать им в этом случае поддержку с воздуха и моря.
Вполне вероятно, что именно так произойдет в Мали. Проблема Франции в том, что у нее ЧВК развиты достаточно слабо. Здесь всегда полагались на Иностранный легион. Но он все же является частью «официальных» ВС, к тому же сегодня просто слишком мал. Возможно, Парижу придется нанимать какую-нибудь из англосаксонских ЧВК для войны на суше, при этом французские ВВС продолжат оказывать воздушную поддержку наземной операции. Денег на это уйдет много, но все же меньше, чем в случае войны только своими силами. В будущем такой вариант может стать нормой.
Впрочем, и здесь Китай может оказаться очень сильным и активным конкурентом Запада. По мере укрепления своих позиций в мире в целом и в Африке в особенности он тоже начнет создавать ЧВК, которые де-факто будут полностью аффилированы с НОАК. Людских ресурсов для них у Китая больше, чем у всего Запада. Вполне вероятно, что армии африканских стран будут сначала дополняться, а затем заменяться китайскими ЧВК, являющимися филиалами НОАК. Поначалу ЧВК будут защищать интересы китайских компаний, затем граждан КНР, затем начнут обеспечивать безопасность местных властей, после чего у тех отпадет необходимость в содержании собственных армий и в помощи со стороны Запада. Процесс этот будет долгим, но с предсказуемым результатом.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
999
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1354
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1028
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
857

Другие новости