С 1 сентября в нелицензированных подразделениях такие занятия вне закона. Фото Виктора Литовкина
Командир подразделения или воинской части зачастую не подозревает, что, приступая к проведению занятий с подчиненными, он рискует. Руководитель занятия – штрафом до 50 тыс. руб. и дисквалификацией на срок до трех лет. Любая воинская часть, в которой организован воспитательный и учебный процесс, – штрафом на сумму в 250 тыс. руб., а ее функционирование должно быть приостановлено на срок до 90 дней. Для того чтобы прекратить незаконную образовательную деятельность. Таково требование закона. Если быть точнее, статьи 19.20 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Эта статья устанавливает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).На исходе 2012 года был принят Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Он призван регулировать отношения, возникающие в сфере обучения и воспитания, а также должен обеспечить реализацию права граждан на образование, предоставить государственные гарантии при реализации этих прав. 1 сентября 2013 года закон вступил в силу.
Новый закон претендует на масштабность и определенный глобализм, поскольку вовлекает в сферу своего действия всю систему общеобразовательной и профессиональной подготовки в стране. До его принятия в системе образования действовали два закона. Один – для учреждений начального и среднего, в том числе профессионального образования, а другой – для высшей школы. Отныне, решила Госдума, одобрил Совет Федерации и утвердил президент России, достаточно будет одного Федерального закона.
Однако, как порой бывает, гладко вышло на бумаге. При подготовке нового закона вновь не учли специфику процессов обучения и воспитания в армии, во Внутренних войсках, МЧС, прочих силовых структурах, куда призывают юношей для прохождения военной службы. В результате реализации нового закона уже в ближайшие месяцы ситуация в силовых структурах может оказаться непредсказуемой, если не принять экстренных мер.
Оговорюсь сразу, что размышлениями, которые изложены в предлагаемой статье, я делился с офицерами и генералами в нескольких воинских частях Западного военного округа и Северо-Западного регионального командования Внутренних войск МВД России, центрального аппарата Министерства обороны России. Все офицеры признавали наличие серьезной проблемы, о существовании которой до нашего разговора даже не задумывались. Однако просили при подготовке газетной статьи их фамилии не упоминать. Во-первых, рассматриваемая проблема может быть решена разве что за пределами силовых ведомств. Во-вторых, из опасения быть некомпетентным при анализе поднимаемых вопросов, которые не входят в круг их служебных обязанностей и специально ими не изучались. И наконец, общение военнослужащих со средствами массовой информации должно осуществляться через соответствующие пресс-службы, а полномочий подобных они не получали.
Едины были мои собеседники в одном – в пожелании скорейшего оглашения проблем, которые обозначились в силовых структурах в связи со вступлением в силу Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации». Так что статья – не отвлеченные размышления автора, а постановка вопросов, требующих незамедлительного решения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОЛК, ДИВИЗИЯ
В советское время даже первоклассники знали, что армия – это школа жизни, которую должен пройти юноша после окончания десятилетки, ПТУ или техникума. Общеобразовательная школа была тесно связана со следующим образовательным этапом – в старших классах начиналась подготовка к службе на занятиях по начальной военной подготовке (НВП). А еще юноши направлялись для получения военно-учетных специальностей в учебные центры ДОСААФ. После призыва солдаты обучались в учебных подразделениях, затем совершенствовали свои навыки в боевых подразделениях. Параллельно с обучением шел воспитательный процесс.
Изменилась ли ситуация? Является ли сегодня армия школой для юношей, призываемых на военную службу? Именно этот вопрос я задавал офицерам, и все как один подтверждали, что образовательная деятельность – одна из существенных сторон службы. Даже год в Вооруженных силах называется учебный и делится на зимний и летний периоды обучения. Каждый период обучения и учебный год завершается итоговой проверкой, которую сдают военнослужащие индивидуально и в составе подразделений. Оценивается их подготовка по предметам обучения, а также качество и результат воспитательной работы, которая проводилась в подразделениях.
Приводилась масса иных доводов, подтверждающих, что не только в специализированных учебных подразделениях, но и в боевых соединениях, в частях, несущих боевое дежурство, постоянно идет процесс обучения и воспитания. Раз в полгода военнослужащие сдают квалификационные экзамены в воинских частях. Они получают свидетельства об окончании курсов, допуски на управление боевой техникой. В педагогический процесс вовлечены не только офицеры, но и сержанты, гражданский персонал. Обучение они осуществляют по специальным учебным программам, на основе которых штабами разрабатываются учебные планы, а в ротах составляют еженедельное расписание занятий. На основе этих документов командиры подразделений проводят занятия с подчиненными. Словом, одни учатся, а другие – обучают. Впрочем, и те, кто учит, периодически оказываются в роли обучаемых – направляются в академии, на курсы переподготовки, учебно-методические сборы.
Вывод напрашивается сам собой. Каждый взвод, рота, батальон, эскадрилья, полк, дивизия, корабль – любое воинское подразделение, часть, соединение являются образовательной структурой. При этом, в соответствии с Федеральным законом, учебные части и подразделения являются образовательными организациями, а остальные – организациями, осуществляющими обучение наряду со своей основной деятельностью.
ЛИЦЕНЗИЯ? ПЕРВЫЙ РАЗ СЛЫШУ
В Федеральных законах «Об образовании в Российской Федерации» и «О лицензировании отдельных видов деятельности» указывается на обязательность лицензирования организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Без нее деятельность организации является незаконной.
Существует порядок, в соответствии с которым правительство Российской Федерации утверждает своим постановлением специальное Положение о лицензировании образовательной деятельности. В соответствии с ним получили лицензии на ведение образовательной деятельности образовательные учреждения Министерства обороны и прочих силовых структур – военные академии, университеты, институты и училища. В особых случаях правительство издает специальные постановления. К примеру, 3 февраля 2010 года утверждено «Положение о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, реализующих военные профессиональные образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну».
Боевая подготовка с оглядкой на законодательство.
Фото с официального сайта Министерства обороны РФ |
Естественно, ни в одной воинской части вам не cмогут показать лицензию на ведение образовательной деятельности. Однако встречный вопрос «Зачем она нужна?» после разъяснения о незаконности ведения образовательной деятельности без лицензии и обязательности принятия судами решений против нарушителей закона при поступлении к ним исков сменяется другими вопросами. «Чем ситуация чревата лично для командира?», а также недоумением: по чьей вине все офицеры силовых структур, имеющие подчиненных и работающие с личным составом, вдруг оказались виновными в нарушении российского законодательства?
Полного ответа на последний вопрос у меня нет. Однако уверен, что отсутствие возможности гласного обсуждения проблем армии – одна из главных причин. Реформы Милютина сопровождались появлением в военном ведомстве официальной газеты «Русский инвалид», военная реформа Красной Армии после разгрома интервентов в середине 20-х годов прошлого века сопровождалась появлением газеты «Красная звезда» и масштабной дискуссией о военной доктрине. В июне 1945 года, сразу после окончания войны, были приняты меры для обобщения опыта войны – открыли новые военные издания, а гонорары за публикации в них существенно выросли. Вплоть до прекращения существования СССР военная печать была трибуной передового опыта строительства Вооруженных сил. Сегодня такой трибуны у армии нет.
Наверное, могут быть предъявлены претензии к Рособрнадзору, который обязан осуществлять лицензирование образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, а также федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, внутренних дел, безопасности. Впрочем, разбираться в том, кто виноват, как исправлять ситуацию, – дело не журналистов, а специалистов в области лицензирования и образовательной деятельности. И делать это необходимо как можно скорее, ибо последствия могут быть непредсказуемыми.
НЕКОТОРЫЕ КАЗУСЫ
Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя помимо лицензирования еще и государственную аккредитацию образовательной деятельности, а также государственный контроль (надзор) в сфере образования. Оно устанавливает единые требования для осуществления образовательной деятельности и единые стандарты для всех организаций. И это, в общем-то, правильно.
Курсант после окончания военного института и выпускник гражданского университета имеют равноценные дипломы. Так и солдат, обучавшийся в учебном батальоне, в школе ДОСААФ или частной автошколе, получает равноценный документ, дающий право на управление машиной, тягачом или другим транспортным средством на всех дорогах России. А окончивший окружную школу поваров должен получить свидетельство о присвоении ему квалификации, которое позволит ему работать в общепите. Связист или электрик после изучения специальности и сдачи экзаменов получает свои «корочки», а с ними после окончания армии он также имеет возможность трудоустроиться.
Однако законными подобные документы будут лишь в том случае, если образовательное учреждение получило государственную аккредитацию. «Выдача образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации… влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц – от 100 до 500 тыс. руб.». (п. 3 ст. 19.30 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В ходе призыва на военную службу часть юношей направляется в учебные подразделения. Причем не всегда учитывается их желание. В одном случае юноша желает служить в экзотических войсках и получить редкую специальность, а ему отказывают в этом без всяких обоснований. А в другом – игнорируется нежелание осваивать какую-либо профессию.
Эти вопросы регулирует Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». К примеру, ст. 54 предусматривает обязательность заключения в простой письменной форме договора об образовании между образовательной организацией и обучаемым. Хочешь учиться – учись, не хочешь – найдется другой. Если же нарушено право гражданина на получение бесплатного образования, то отказ в направлении для обучения может быть обжалован, как может быть обжаловано любое нарушение установленного порядка реализации права на образование.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана (ст. 55 ФЗ) ознакомить поступающего со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. При проведении приема на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения.
«Нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка приема в образовательную организацию влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.» (п. 5 ст. 19. 30 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Кому обучать? Этот вопрос возвращает к необходимости скорейшего комплектования армии военнослужащими по контракту. Федеральный закон определяет, что правом заниматься педагогической деятельностью обладает не всякий, а только лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям и профессиональным стандартам. Так что вопрос о том, имеют ли право обучать инструкторы, младшие командиры и специалисты – совсем не второстепенный. Без решения его не получить лицензии, аккредитации.
В последних числах июня на заседании коллегии Министерства обороны рассматривался и был утвержден комплексный план исполнения в военном ведомстве указов президента РФ от 7 мая 2012 года. Докладчиком по основному вопросу был начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ – первый заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Валерий Герасимов. Один из разделов его доклада был посвящен вопросам образования. Речь шла о научно-исследовательских организациях, центрах моделирования, инновационных разработок и других научных структурах. Вспомнили и о научных ротах из числа наиболее подготовленных студентов и выпускников вузов. Говорили о дальнейшем развитии сети военно-учебных заведений. Даже о кадетских корпусах и суворовских училищах вспомнили. А вот о самых многочисленных образовательных учреждениях Министерства обороны – об учебных подразделениях, об обычной роте, батальоне – не вспомнили. Видимо, это и есть позиция Министерства обороны по отношению к образовательной деятельности в войсках.
Эту позицию нужно менять. Для начала нужно приостановить действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в отношении подразделений Министерства обороны. Пока не приостановили деятельность самих этих подразделений судебным порядком. А затем уже предстоит кропотливая деятельность по совершенствованию системы образования в силовых структурах. И поскольку в них не сформировано представление о том, какой должна быть образовательная деятельность ведомств, речь должна идти о дискуссии с привлечением широкой общественности. В противном случае начавшаяся перезагрузка системы образования в стране поставит под угрозу срыва многие планы реформирования военного ведомства.