0
6995
Газета Реалии Интернет-версия

31.01.2014 00:01:00

Неконтролируемый доступ к красной кнопке

Мидыхат Вильданов

Об авторе: Мидыхат Петрович Вильданов – генерал-майор, кандидат военных наук, доцент, профессор Академии военных наук, заслуженный военный специалист РФ.

Тэги: сша, пентагон, ввс, скандалы, наркотики, ядерное оружие


сша, пентагон, ввс, скандалы, наркотики, ядерное оружие Министр ВВС Дебора Ли Джеймс была немало огорчена результатами проверки сил МБР. Фото с сайта www.af.mil

В стратегических наступательных силах (СНС) США вскрыты факты грубых нарушений правил несения боевого дежурства и воинской дисциплины личным составом дежурных сил и их неудовлетворительная профессиональная подготовка.

Так, по результатам проверок космических крыльев МБР «Минитмэн-3М», подчиненных 20-й воздушной армии, министр ВВС США Дебора Ли Джеймс и начальник штаба армии Марк Уелш были вынуждены проинформировать руководство МО США и мировую общественность о фактах употребления и распространения наркотиков личным составом, несущим боевое дежурство за аппаратурой управления пусками ракет. Было объявлено о неудовлетворительной подготовке личного состава дежурных сил по результатам отработки контрольных задач. Отмечено, что вместо системной подготовки личного состава к боевому дежурству процветает списывание ответов на элементарные вопросы и задачи. Выявлены случаи формального контроля инспекторами из вышестоящих штабов.

«Я разочарована в этих офицерах. Это абсолютно недопустимое поведение, оно полностью противоречит основополагающим ценностям ВВС», – заявила министр ВВС, назначенная на эту должность полгода назад.

Отмеченные недостатки в состоянии боевой готовности и нарушения правил боевого дежурства в СНС безусловно связаны с ядерными инцидентами и нарушениями ядерной безопасности прошлых лет, которые получили мировую известность. 

В США они стали классическими примерами неудовлетворительной работы органов управления и войск по обеспечению ядерной безопасности, учтены в содержании инструкций и руководящих документов, однако в ВС РФ о них не знают даже специалисты в области СЯС.

В связи с этим предлагается восполнить данный пробел и провести анализ провалов и недостатков в состоянии СНС США. Результаты анализа, предлагаемые читателям, базируются на выводах, которые отражают личную позицию и значительный опыт войсковой и оперативной службы автора в российских СЯС.

ВСПОМНИМ О ЯДЕРНЫХ 

ИНЦИДЕНТАХ

Боевой состав СНС США включает стратегические ракетные силы наземного базирования (силы МБР), стратегическую бомбардировочную авиацию (СБА) и стратегические силы морского базирования (силы ПЛАРБ). Организационно силы МБР и СБА входят в состав ВВС, силы ПЛАРБ – в состав ВМС США.

Силы МБР сведены в три космических крыла – 90-е (АвБ Уоррен, штат Вайоминг), 91-е (АвБ Майнот, штат Северная Дакота) и 341-е (АвБ Мальмстром, штат Монтана). Организационно силы МБР находятся в составе 20-й воздушной армии (ВА), которая дислоцируется на АвБ Уоррен. В свою очередь, 20-я ВА входит в состав Командования глобальных ударов (КГУ). Каждое крыло состоит из трех эскадрилий. Эскадрилья включает пять отрядов по 10 ШПУ с МБР. Управление пусками ракет отряда осуществляется с пункта управления пуском (ПУП), на котором осуществляется посменное круглосуточное дежурство офицеров отрядов.

По оценкам военного руководства США, состояние боевой готовности компонентов СНС обеспечивает выполнение боевых задач, что подтверждается результатами стратегических командно-штабных учений. Традиционно отмечается высокая профессиональная подготовка личного состава, надежность вооружения, военной техники и пунктуальное выполнение требования по обеспечению ядерной безопасности.

Вместе с тем американская и мировая общественность недостаточно информирована, что в 2006 году произошел ядерный инцидент, связанный с ошибочной отправкой на Тайвань вместо вертолетных аккумуляторных батарей нескольких взрывателей головной части МБР «Минитмэн-3», что вызвало серьезную озабоченность военно-политического руководства Китая. Более того, взрыватели спокойно находились на одном из складов, пока в 2008 году не возникла потребность в аккумуляторах. Когда выяснилось, что поставленные из США изделия не являются аккумуляторами, Тайбей заявил соответствующие претензии. Примечательно, что американцы даже не хватились пропавших взрывателей, что свидетельствует об отсутствии надлежащего учета и неудовлетворительном состоянии ядерной безопасности.

Очередной инцидент произошел в 2007 году, когда с АвБ Майнот (шт. Северная Дакота) на АвБ Барксдейл (шт. Луизиана) через территорию США совершил перелет стратегический бомбардировщик B-52Н с шестью КРВБ типа AGM-129 в ядерном оснащении. Как выяснилось позже, из-за бесконтрольных действий и низкой подготовки специалистов авиационного крыла и эскадрильи технического обеспечения ядерные боеприпасы с крылатых ракет, направляемых на утилизацию, не были сняты. При этом экипаж бомбардировщика даже не знал, что транспортирует ядерные крылатые ракеты.

Расследование выявило целую совокупность грубейших нарушений правил работы с ядерными боеприпасами и обеспечения ядерной безопасности. Так, личный состав, отвечавший за подготовку и отправку ракет, не заметил, что вместо утилизационных изделий установлены ракеты с ядерной головной частью; расчет транспортировки без проверки ракет начал их буксировку к самолету; управление МТО самоустранилось от контроля готовности работы, выдало необходимые документы и разрешило ракеты к погрузке; после загрузки ракет охрана самолета организована не была; предполетный визуальный контроль установки ракет на пилоны экипажем был проведен формально; командир экипажа осмотр самолета не проводил; после посадки самолета на АвБ Барксдейл бомбардировщик в течение 10 час. оставался без охраны. И только с прибытием приемочной команды выяснилось, что на ракетах установлены ядерные головные части.

Для расследования причин обоих ядерных инцидентов была назначена группа авторитетных независимых экспертов на правах подкомиссии Управления военной политики министерства обороны США. Главная их задача заключалась в комплексной проверке, анализе и оценке состояния ВВС с разработкой предложений по повышению боевой готовности и совершенствованию управления наземной и авиационной компонентами СНС. По результатам работы комиссии выявлено значительное количество недостатков и проблемных вопросов по основным направлениям поддержания боевой готовности органов управления и войск ВВС, организации работы с ядерными боеприпасами и обеспечению ядерной безопасности.

Так, в руководящих и оперативных документах недостаточно четко сформулированы задачи ядерного сдерживания, порядок подготовки и способы боевого применения тяжелых бомбардировщиков В-52Н с КРВБ в ядерном оснащении. Наставления по боевому применению в части, касающейся ядерной компоненты ВВС, были разработаны только для уровня авиационных крыльев и эскадрилий. Директивы и указания, поступающие в войска из ОСК и органов управления ВВС, зачастую противоречили друг другу. В их содержании больше внимания уделялось решению задач неядерного сдерживания вероятных противников и недостаточно рассматривались вопросы подготовки, боевого применения и эксплуатации ядерных средств. Планы по видам всестороннего обеспечения боевой и повседневной деятельности войск, программы подготовки и тематика занятий с летными экипажами, специалистами групп обеспечения и обслуживания были направлены на подготовку и решение в основном неядерных задач. Вопросы ядерного сдерживания и боевого применения ядерной компоненты ВВС, порядок действия авиационных крыльев и эскадрилий на занятиях и учебно-методических сборах изучались поверхностно. Младший командный и технический состав ракетных и авиационных эскадрилий к этим занятиям не привлекался, и как результат – плохое знание вопросов ядерного обеспечения применения МБР и ядерных КРВБ большой дальности.

Выделение материально-технических и финансовых средств на поддержание боевой готовности, поставки современных образцов техники общего назначения, решение социальных проблем военнослужащих до сих пор осуществляются в ущерб личному составу из подразделений ядерной компоненты ВВС и по остаточному принципу. Командиры ракетных крыльев и эскадрилий с МБР «Минитмэн-3М» жаловались на принижение роли и значимости личного состава, несущего боевое дежурство на ПУП, по сравнению с личным составом, привлекаемым к операциям коалиционных и экспедиционных сил. При рассмотрении перспектив продвижения офицеров ПУП по службе приоритет, как правило, отдавался участникам боевых действий. 

Выяснилось также, что в ВВС действует практика поощрения инициативных обращений личного состава крыльев и эскадрилий для направления в командировки в Ирак и Афганистан. На сохранении потенциала подготовленных ракетных специалистов отрицательно сказалась их принудительная ротация в течение 10 лет в космические силы. При этом возникающий временный и текущий некомплекты личного состава не восполнялись. 

В отдельных частях и подразделениях технического обслуживания и ремонта авиационных крыльев некомплект составлял от 100 до 300 человек. Из-за отсутствия подготовленных специалистов в группах технического обслуживания и ремонта, аэродромно-технического обеспечения летными экипажами не выполнялись нормативы по налету часов. В результате при проверке практических действий из-за некомплекта технического персонала некоторые авиационные крылья оказались не способными привести самолетный парк в высшие степени боевой готовности. При этом штабом ВВС не были разработаны руководящие документы, регламентирующие нормы укомплектованности и уровни предельного некомплекта по основным специальностям в эскадрильях МБР и тбакр В-52Н с ядерными КРВБ. Особенности решения ядерных задач не отражались, что привело к деградации системы технического обслуживания ракет, различных систем и оборудования ракетных комплексов. Зачастую работы по техническому обслуживанию ракет прекращались по причине отсутствия квалифицированного персонала, что могло привести к возникновению аварийной ситуации на ракетно-ядерном оружии. 

В материалах проверки комиссии отмечалось, что в некоторых группах материально-технического обслуживания ракет в течение года имелось лишь несколько специалистов, что не обеспечивало выполнение регламентных работ и не соответствовало требованиям безопасности. Многие командиры групп вынуждены были исполнять обязанности отсутствующих специалистов, что приводило к их перегрузкам по службе и ухудшению здоровья. Значительный некомплект основных специалистов приводил к нарушению графиков боевого дежурства, что создавало значительные физические и психологические нагрузки на личный состав боевых расчетов и летные экипажи.

На качестве решения управленческих задач негативно сказывалось отсутствие на руководящих должностях офицеров, прошедших стажировку в ОСК и штабе 8 ВА (не было кандидатов). Органы управления ракетными крыльями недостаточно укомплектованы офицерами, подготовленными по вопросам ядерного сдерживания, планированию и боевому применению МБР с учетом их новых боевых возможностей после модернизации.

Комиссия выявила также, что в ВВС не проводилось крупномасштабных стратегических учений с максимальным охватом всех частей и подразделений наземного и воздушного ядерного компонентов ВВС. Основные усилия руководящего состава ВВС были сосредоточены на подготовке авиационных крыльев и эскадрилий к решению задач с применением обычных средств поражения, в ущерб планированию, подготовке и отработке задач ядерных операций. Содержание программ подготовки личного состава не обеспечивало совершенствования их оперативно-тактического мышления и профессиональной подготовки в части, касающейся возрастания роли и места ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности США и ее союзников; тактико-технических характеристик и боевых возможностей ядерных средств поражения; подготовки и боевого применения МБР, тяжелых бомбардировщиков В-52Н с КРВБ в ядерном оснащении; мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации ЯБП, их учету, техническому обслуживанию, приему-передаче, организации транспортировки и контролю. Не принимались меры по развитию, совершенствованию учебно-материальной базы и обеспечению эскадрилий современными тренажерами.

Отмечалось несовершенство и низкое качество разработки отдельных нормативных документов по обеспечению ядерной безопасности при проведении работ на КРВБ в ядерном оснащении. Многие статьи инструкций боевого авиационного и космических командований ВВС (MAJCOM) по своему содержанию противоречили друг другу. Более того, контроль технического состояния, учета и содержания ЯБП, обеспечения ядерной безопасности при проведении всех видов занятий и работ с ними проводился по разным инструкциям, что вводило в заблуждение командный и технический персонал крыльев и эскадрилий. Комиссией было отмечено также снижение качества подготовки и проведения инспекций (NSI – Nuclear Surety Inspections) ЯБП, аттестаций летного и технического персонала, сертификации оборудования. Так, интенсивность инспекционных проверок ядерного оружия хотя и составляла 100%, однако их эффективность оказалась низкой, многие недостатки оставались незамеченными. У командиров ракетных и авиационных крыльев до сих пор вызывает возмущение значительное количество проверяемых вопросов – от 300 (силы МБР) до 1300 (тбакр В-52Н). По их мнению, невысокую подготовку показывают сами инспекторы и различные контролеры, привлекаемые из органов государственного и военного управления. Взаимоотношения командиров и начальников с инспекторским составом до сих пор характеризуются взаимным недоверием, а проведение инспекций отличается якобы предвзятостью комиссий. Контроль устранения выявленных недостатков и оказание помощи подчиненным со стороны вышестоящих органов управления ВВС не проводился.

Многие командиры и начальники заявляли о проблемах в организации оперативного (боевого) и технического обеспечения боевой и повседневной деятельности войск. Автомобильный транспорт, вертолеты и различное оборудование, используемые при транспортировании ракет и ЯБП, выработали установленные сроки эксплуатации.

По итогам работы комиссии был подготовлен доклад министру обороны США с анализом системных упущений руководящего состава ВВС и предложений по коренному улучшению состояния дел. С целью повышения роли авиационного ядерного компонента СНС в структуре ВВС было воссоздано Командование глобальных ударов (Global Strike Command). Переработано значительное количество руководящих документов и инструкций для военных и гражданского персонала по организации пооперационного контроля за учетом, содержанием, эксплуатацией и приемом-передачей ракетно-ядерного оружия. Для устранения недостатков были приняты оперативные и организационно-технические мероприятия, однако их эффективность оказалась низкой, о чем свидетельствует очередной ядерный инцидент на авиабазе Ф. Уоррена.

По результатам проверки были отправлены в отставку командующий ВВС Майкл Уинн и его начальник штаба генерал Майкл Моузли. Отстранено от должностей около 70 специалистов. Несколько ключевых офицеров, имевших прямое отношение к инциденту, погибли при загадочных обстоятельствах. Вместе с тем реальные причины ядерного инцидента до сих пор не обнародованы.

Отправленный в отставку бывший командующий ВВС Майкл Уинн на пальцах доказывает свою непричастность к инцидентам с ядерным оружием. 	Фото с сайта www.af.mil
Отправленный в отставку бывший командующий ВВС Майкл Уинн на пальцах доказывает свою непричастность к инцидентам с ядерным оружием. Фото с сайта www.af.mil

ПОТЕРЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ 50 МБР НА АВИАБАЗЕ УОРРЕНА

Суть этого очередного происшествия на ракетно-ядерном оружии заключается в том, что в одной из эскадрилий 90 космического крыла (АвБ Ф. Уоррена) в результате возникновения технической неисправности был допущен 45-минутный перерыв в контроле за 50 МБР «Минитмэн-3S», находящихся на боевом дежурстве. В системе обеспечения мер ядерной безопасности это событие квалифицируется как чрезвычайное происшествие на ядерном оружии. В течение 45 минут отсутствовал контроль за совокупностью критически важных, периодически и постоянно контролируемых параметров ракетного комплекса.

Учитывая, что руководство ВВС США периодически обращается к причинам, обстоятельствам и анализу действий личного состава пунктов управления при возникновении подобных происшествий, представляется важным подчеркнуть следующее.

На ракетном комплексе «Минитмэн-3S» завершились работы по модернизации и продлению эксплуатационного ресурса ракетного комплекса, проведена замена твердотопливных ракетных двигателей и жидкостной ступени разведения на новые. Ракеты оснащены моноблочной головной частью с модернизированным боевым блоком Мк21 от МБР «Пискипер». При этом в нарушение «старого» Договора о СНВ-1 сохранены платформы головной части, что обеспечивает ее дооснащение до трех боевых блоков и оперативное наращивание боевых возможностей всей группировки МБР. На ПУП отрядов проведены работы по модернизации систем дистанционного управления и контроля (СДУК) с заменой запоминающих устройств, аппаратуры отображения и совершенствованием программно-аппаратного обеспечения. Во вспомогательных сооружениях ПУП и шахтных пусковых установках (ШПУ) установлены новые дизель-генераторы. Выполнены и другие мероприятия по совершенствованию тактико-технических характеристик, модернизации ракетного комплекса «Минитмэн-3S» и объектов инфраструктуры.

Тем не менее техническая надежность американского ракетно-ядерного вооружения, находящегося на боевом дежурстве, оказалась низкой. По нашему мнению, вероятной причиной возникновения такого отказа могло быть повреждение силового кабеля системы электроснабжения на пункте управления эскадрильи и снятие электропитания с аппаратуры СДУК. Это привело к потере контроля за критическими параметрами 50 ракет; их головных частей; температурно-влажностных режимов и состояния различного оборудования ШПУ; каналов связи и боевого управления между пусковыми установками и пунктами управления, в том числе соседних отрядов. Нельзя также исключать и выхода из строя аппаратуры автоматизированной системы боевого управления на пункте управления эскадрильи, предназначенной для передачи пусковых приказов и приема донесений. Тем не менее не произошло автоматического включения систем внутреннего электроснабжения, перехода на резервные комплекты аппаратуры СДУК и радиоканалы обмена информацией. Американские ракетчики проявили недостаточные навыки в отыскании причин неисправности, в результате чего приведение ракетного комплекса в исходное состояние заняло около 45 минут, что превысило требования нормативных документов. Не задействовалась аппаратура документирования и регистрации информации, которая фиксирует и диагностирует возникающие неисправности с точностью до блока. Не было принято решение о взятии управления всеми 50 МБР запасным пунктом управления эскадрильи. Все это свидетельствует о низкой профессиональной подготовке личного состава дежурных смен на ПУП и специалистов группы технического обслуживания 90 космического крыла. Оказались беспомощными и должностные лица дежурных смен на основном и запасных пунктах управления 90 космического крыла, 20-й воздушной армии, Командования глобальных ударов и ОСК ВС США, которые по причине слабого знания ракетного комплекса «Минитмэн-3S» не выдали грамотных рекомендаций. Кроме того, организация взятия управления МБР со стороны запасных, соседних и вышестоящих пунктов управления в 90 космическом крыле и СНС США оказалась не отработанной.

Таким образом, ракетный комплекс «Минитмэн-3S» США показал свою недостаточную стратегическую устойчивость, низкую надежность, уязвимость и способность отказывать одновременно в масштабе целой эскадрильи, оставляя без контроля 50 стратегических ракет с суммарной мощностью ядерных боезарядов в 30 мегатонн. По мнению американских специалистов, причиной отказа могли быть недостатки в отладке программного обеспечения автоматизированной системы контроля за ракетным комплексом.

В течение 45 минут все 50 БСП не контролировались на предмет проникновения посторонних лиц (террористов). Известно, что автоматизированная радиолокационная система охранной сигнализации каждой БСП выдает информацию о появлении посторонних лиц на ПУП отрядов и пункты управления эскадрильи по каналам связи на ту же аппаратуру СДУК, которая находилась в обесточенном состоянии. Кроме того, в любое время могла проявиться и такая техническая неисправность, как неконтролируемое повышение температуры головной части ракеты, что привело бы к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера с непредсказуемыми последствиями для Америки. Более того, выяснилось, что боевое дежурство за пультами пуска стратегических ракет несут неадекватные офицеры, употребляющие и распространяющие наркотики.

НАРКОМАНЫ НА БОЕВОМ 

ДЕЖУРСТВЕ

По результатам проверок боевой готовности космических крыльев МБР, проведенных в январе 2014 года, министр ВВС Дебора Ли Джеймс и начальник штаба ВВС генерал Марк Уэлш сделали ряд важных заявлений.

Так, 11 офицеров на шести авиабазах употребляли и распространяли наркотики. Более того, на момент проверки три офицера находились на пунктах управления пуском ракет в составе дежурных сил, предварительно употребив «легкие наркотики» в целях развлечения и снятия стресса. Сообщалось о расширенных зрачках, бессмысленных улыбках и странном возбуждении этих офицеров. Кроме того, министр ВВС США проинформировала, что 34 офицера отстранены от несения боевого дежурства, поскольку были замечены в обмане и списывании ответов во время ежемесячных тестов на профессиональную пригодность. В свою очередь, следователи подтвердили, что ряд офицеров, допущенных к несению боевого дежурства и обслуживанию ракетно-ядерного оружия, даже «не умеют с ними обращаться». Все нарушители правил несения боевого дежурства и воинской дисциплины отстранены от исполнения своих служебных обязанностей, около 600 американских офицеров-ракетчиков направлены на переаттестацию. В настоящее время разбирательством скандала занимается специальная служба внутренних расследований ВВС. По итогам ее работы министерством обороны и КНШ будет принято решение о наказании виновных. Тем не менее министр ВВС США Дебора Ли Джеймс заявила: «Да, это провал некоторых наших офицеров. Но это еще не провал нашей ядерной миссии».

По мнению автора данной статьи, основная причина провалов и недостатков в боевой готовности заключается в несовершенстве организации оперативного и административного управления СНС. Представляется, что четкого разграничения задач и функций оперативного и административного управлений компонентами СНС добиться не удалось. Отмечаются несогласованные действия руководства ВВС, органов управления ОСК, КГУ, 20 ВА, 8 ВА, космических и авиационных крыльев. Разрабатываемые руководящие документы по вопросам боевой готовности и боевого дежурства зачастую противоречат по своему содержанию. Система подготовки дежурных сил предусматривает изучение минимума материальной части и отработку практических действий (натаскивание) по перечню простых вводных и отклонений. Контроль готовности дежурных сил к несению боевого дежурства сводится к решению шаблонных тестовых задач. Недостаточно четко определено разграничение ответственности между органами управления за организацию контроля боевого дежурства. На морально-психологическом состоянии личного состава дежурных сил отрицательно сказывается постоянный некомплект частей, подразделений и отсутствие реабилитационных процедур.

Таков далеко не полный перечень организационных просчетов, допускаемых руководством МО США, ВВС, ОСК и другими органами по управлению повседневной деятельностью СНС.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В июне 2013 года ВПР США провело некоторую корректировку своей ядерной стратегии от 2010 года, что отражено в «Докладе о стратегии применения ядерного оружия Соединенными Штатами Америки». В документе сформулированы высокие требования к поддержанию и развитию стратегической ядерной триады, все компоненты которой должны содержаться в оперативном состоянии, чтобы решать одновременно две ключевые задачи: обеспечивать стратегическую стабильность с Россией и Китаем. Особое внимание в документе уделено повышению бдительности и профессиональной подготовки персонала, несущего боевое дежурство, обеспечению надежности и безопасности эксплуатации ядерного оружия в условиях действия моратория на проведение ядерных испытаний.

Однако последние требования в стратегических наступательных силах США, как было показано в статье, не выполняются. С одной стороны, ВПР США заявляет, что состояние профессиональной подготовки американских ракетчиков не вызывает сомнений. Системы боевого управления войсками и ядерным оружием функционируют устойчиво. Обеспечен надлежащий контроль за учетом, хранением и содержанием ракет, ядерных боеприпасов, объектов ядерного оружейного комплекса. Состояние боевого дежурства обеспечивает выполнение поставленных задач, что подтверждается результатами стратегических учений. С другой стороны, американское руководство не скрывает случаев обнаружения наркоманов на боевом дежурстве за пультами управления пусками МБР, открыто информирует о катастрофическом падении уровня подготовки стратегических ракетчиков, о списывании ответов на какие-то тесты и т.д.

Безусловно, факты, обнародованные представителями Пентагона, заслуживают их срочного обсуждения в Совете Безопасности ООН, среди представителей «восьмерки», в структурах МАГАТЭ, на конференциях по разоружению, различных форумах мирового сообщества, личных встречах президентов РФ и США, а также руководителей оборонных и внешнеполитических ведомств РФ и США.

Странно, что молчат российские чиновники, различные эксперты и многочисленные структуры информационного противоборства, действующие в составе органов военного и государственного управления РФ. Какие благоприятные возможности и масса фактического материала открываются для изложения оценок современного состояния СНС США! Вполне разумными были бы предложения по взятию ядерных сил США под международный контроль ООН, а российские «мудрецы» могли бы «отряхнуть от пыли» и навязать свои инициативы по понижению боевой готовности американских МБР (заварить крыши ШПУ, отстыковать ГЧ, снять АКБ, ввести различные блокировки и т.п.).

Обоснование этому простое – боевое дежурство в СНС США несут наркоманы; система управления войсками и ядерным оружием функционирует неустойчиво; система подготовки личного состава к заступлению на боевое дежурство несовершенна; личный состав дежурных сил, кроме инструкции боевого поста, ничего не знает; учет ЯБП не организован; безопасность ядерных боеприпасов вызывает тревогу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3248
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3598
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2642
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4635

Другие новости