0
5522
Газета Реалии Интернет-версия

20.06.2014 00:01:00

Готовясь к конфликтам вдоль границ

Валерий Герасимов

Об авторе: Валерий Васильевич Герасимов – начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ – первый заместитель министра обороны Российской Федерации, генерал армии.

Тэги: армия, минобороны


армия, минобороны Концептуальные проработки в области военного строительства генерал армии Валерий Герасимов (на снимке – слева) выверяет практикой в поле. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

Об авторе: Валерий Васильевич Герасимов – начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ – первый заместитель министра обороны Российской Федерации, генерал армии.

Защита суверенитета и территориальной целостности страны, а также организация отражения внешней агрессии – важнейшая задача любого государства, особенно такого как Российская Федерация, обладающего практически неисчерпаемыми природными ресурсами, огромной территорией и самыми протяженными в мире границами.

На возможности Вооруженных сил по выполнению задач в области обороны оказывает влияние целый комплекс факторов. Это состав Вооруженных сил, их численность, укомплектованность современными образцами вооружения и военной техники, обеспеченность запасами материальных средств и многое другое. Одним из важнейших факторов является система их базирования Вооруженных сил, которая должна обеспечивать рациональное размещение соединений и воинских частей на территории страны.

НАДО ИЗБЕЖАТЬ ЧРЕЗМЕРНЫХ РАСХОДОВ

Оборонная инфраструктура, используемая для размещения войск (сил), является той базой, без которой их применение с максимальной эффективностью в современных условиях не представляется возможным. При этом она имеет ряд специфических особенностей.

Во-первых, это довольно длительный срок эксплуатации, в несколько раз превышающий не только цикл использования образцов вооружения, но и в отдельных случаях период действия концептуальных документов в области обороны и безопасности.

Во-вторых, финансовые и временные затраты на строительство объектов военной инфраструктуры соизмеримы только с затратами на создание современных, наиболее сложных образцов вооружения. По оценке Счетной палаты Российской Федерации, за последние 25 лет существования Советского Союза на строительство основных фондов Вооруженных сил было израсходовано более 800 млрд руб.

В-третьих, стационарное размещение объектов исключает возможность их адаптации к постоянно изменяющимся условиям обстановки без больших финансовых и временных затрат.

При определении приоритетов и основных направлений развития оборонной инфраструктуры, обеспечивающей базирование войск (сил), необходимо учитывать все факторы, которые будут оказывать влияние на их развитие в долгосрочной перспективе. В противном случае трудно избежать необоснованных расходов.

Во второй половине XX столетия система вооруженной защиты Советского Союза строилась с учетом возможности ведения крупномасштабной войны, в том числе с применением ядерного оружия. При этом основное внимание уделялось обеспечению ведения военных действий между странами Варшавского договора и блока НАТО. В связи с этим основной задачей системы базирования советских Вооруженных сил было обеспечение отражения внезапной агрессии вероятного противника против СССР и его союзников, а также их боевой подготовки и повседневной деятельности.

Размещение соединений и воинских частей на территории страны осуществлялось, как правило, в непосредственной близости от районов, в которых они должны были выполнять задачи по предназначению. При этом зачастую гарнизоны располагались на значительном удалении от крупных административных и экономических центров, что создавало проблемы социального обеспечения военнослужащих и членов их семей. Было создано большое количество военных городков и объектов на всей территории страны и за ее пределами. При военных городках имелись свои полигоны, склады, котельные, социальная инфраструктура (школы, детские сады, клубы и т.д.).

Значительная удаленность гарнизонов от мест хранения продовольствия, горючего и других материальных средств обусловила необходимость их постоянного подвоза. Удаленность от крупных экономических и культурных центров создавала определенные сложности в трудоустройстве членов семей военнослужащих, а также снижала уровень их социальной защищенности. Все это обусловило экономическую неэффективность данной системы базирования. Вместе с тем она в целом обеспечивала выполнение возложенных на Вооруженные силы задач и соответствовала реалиям того времени.

РЕШАЮЩАЯ РОЛЬ КОММУНИКАЦИЙ

В обозримой перспективе основную угрозу военной безопасности Российской Федерации составят вооруженные конфликты, которые могут возникнуть по периметру границ нашей страны. Эскалация любого из этих конфликтов может привести к вовлечению в него новых участников и перерастанию в войну, в том числе крупномасштабную.

В целях обеспечения военной безопасности Российской Федерации в настоящее время созданы принципиально новые Вооруженные силы, способные адекватно реагировать на современные и прогнозируемые угрозы, имеющие достаточный для отражения агрессии состав, обладающие высокой мобильностью и оснащенные современным вооружением, военной и специальной техникой.

В связи с этим радикально меняются требования и к системе базирования Вооруженных сил.

Для обеспечения своевременного реагирования на возникающие угрозы военной безопасности Российской Федерации обязательным условием для выбора мест дислокации соединений и воинских частей является наличие узлов и линий коммуникаций основных видов транспорта для переброски войск (сил) на любые направления.

Аэродромы Военно-воздушных сил, пункты базирования кораблей и судов Военно-морского флота и другие объекты военной инфраструктуры должны обеспечивать использование поступающих на вооружение современных образцов военной техники и оружия, а учебно-материальная база – проведение мероприятий по боевой и оперативной подготовке на межвидовой основе с использованием новейших средств обучения.

Не менее важными условиями для создания системы базирования являются минимальные затраты на содержание войск (сил), а также наличие возможности трудоустройства членов семей военнослужащих и решения их социальных проблем.

В настоящее время принимаются все необходимые меры по приведению системы базирования Вооруженных сил в соответствие с современными требованиями. В рамках Плана деятельности Министерства обороны Российской Федерации до 2020 года спланирован комплекс мероприятий по реконструкции объектов военной инфраструктуры, обеспечивающих размещение войск на территории страны, и их применение.

Осуществляется реконструкция пунктов базирования кораблей для размещения поступающих на вооружение атомных подводных крейсеров, многоцелевых атомных и неатомных подводных лодок новых проектов и кораблей дальней и ближней морской зоны, носителей высокоточного оружия. Для обеспечения базирования новых авиационных комплексов фронтовой авиации, разведки, оповещения и управления типа А-100, разведывательных и ударных беспилотных летательных аппаратов модернизируется аэродромная сеть Вооруженных сил. В Сухопутных войсках осуществляется развитие парковых зон для хранения, технического обслуживания и ремонта современных образцов бронетанковой техники, разработанных на базе унифицированных боевых платформ различных классов, новых систем реактивной и ствольной артиллерии с увеличенной дальностью и точностью поражения целей, дистанционно управляемых машин и роботизированных комплексов.

Постоянно совершенствуются условия размещения военнослужащих срочной службы. Казармы оборудуются современным телекоммуникационным и бытовым оборудованием. Устанавливаются душевые кабины, стиральные машины, чайные и кофейные автоматы. Питание солдат осуществляется с элементами «шведского стола».

Для размещения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, гражданского персонала и членов их семей формируется фонд служебного жилья.

В военных городках развивается инфраструктура социального и культурно-бытового назначения, включающая предприятия общественного питания и розничной торговли, поликлиники, спортивные сооружения, места для парковки личного транспорта и другие объекты.

Всего до 2020 года в Вооруженных силах планируется обустроить 495 военных городков.

Реализация указанных мероприятий позволит повысить стратегическую мобильность Вооруженных сил, а саму систему базирования Вооруженных сил сделать менее затратной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
933
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
589
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
405
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
577

Другие новости