0
3819
Газета Реалии Интернет-версия

30.01.2015 00:01:00

Инновационный ресурс дополнительного образования

Олег Сергеев

Об авторе: Олег Леонидович Сергеев – эксперт Всероссийского фонда образования, кандидат технических наук, полковник в отставке, ветеран РВСН и ГРУ ГШ.

Тэги: образование, путин, ГОЭЛРО, ленин, россия, маршал сергеев, рвсн, гумбольдт, эйнштейн, темп с, капустин яр


образование, путин, ГОЭЛРО, ленин, россия, маршал сергеев, рвсн, гумбольдт, эйнштейн, темп с, капустин яр Подготовка военного профессионала требует комплексного подхода. Фото Reuters

Национальная технологическая инициатива, выдвинутая президентом РФ Владимиром Путиным в прошлогоднем Послании, должна послужить инструментом перехода к новому технологическому укладу и обновлению базовых отраслей промышленности, обеспечения национальной безопасности и роста качества жизни людей. Приоритетом на прогнозный период 10–15 лет должно стать использование инновационного ресурса всех уровней дополнительного образования, что гарантирует качество подготовки инженерных и рабочих кадров с учетом развития регионов России.

ФОРМУЛА ИНТЕГРАЦИИ

Идеолог ГОЭЛРО Владимир Ленин руководствовался концепцией долгосрочного развития, где масштабная цель, подъем экономики достигалась нестандартным средством – электрификацией. Оппоненты называли ее «электрофикцией».

Формулу интеграции определила резолюция вождя: «Составить проект электрификации России – это означает дать красную руководящую нить для всей созидательной хозяйственной деятельности, построить основные леса для реализации единого государственного плана народного хозяйства».

Успех индустриализации обеспечил интегратор науки и производства – самая мощная в мире советская система дополнительного образования.

Ленинский план не стал фикцией благодаря массовой подготовке квалифицированных рабочих, инженеров и ученых при курсе на политехнизацию школы с упором на электротехнику, подъем «на небывалую высоту роли учителя», культурную революцию и ликвидацию безграмотности.

Красной руководящей нитью Национальной технологической инициативы, по ФЗ «Об образовании в РФ», дополнительное, как вид общего образования, будет при интеграции всех уровней общего и профессионального образования.

Решающую роль здесь играет искусство совместить мыслительные процессы школьника и профессионала при «всестороннем удовлетворении образовательных услуг человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании…».

Распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р была утверждена Концепция развития дополнительного образования детей.

Анализ концепции показал, что вместо требуемой содержательной системы взглядов или основной мысли на построение плана мероприятий по факту имеется некое подобие программы с целевым трехчленом, включающим: обеспечение прав ребенка на развитие личности; удовлетворение интереса детей и их семей к образованию; развитие инновационного потенциала общества.

Как говорится, в огороде – бузина, а в Киеве – дядька. Объемный перечень задач не может стать инструментом достижения ни одной из поставленных целей. Симптом провала проекта – отсутствие в перечне ожидаемых, главного результата концепции – развития инновационного потенциала общества.

Исследования нейропсихологов подтвердили гипотезу наличия у человека скрытых талантов и уникальных способностей, а также технологий их активизации, в том числе и дополнительного образования. Научной основой этих технологий служит деятельностный подход и теория поэтапного формирования умственных действий отечественных психологов Алексея Леонтьева, Петра Гальперина и Нины Талызиной.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Инновационный эффект дополнительного образования при интеграции формальной и неформальной составляющей обучения открыл великий немецкий ученый Александр фон Гумбольдт, предложивший студентам одновременно изучать дисциплины и вести научные исследования.

Результатом кумулятивного эффекта совмещения двух процессов мышления – усвоения учебных дисциплин и поиска, нацеленного на новые знания, – явилось развитие способностей, потребностей и веры студента в успех решения сложной задачи. Данный эффект служит решающим довеском к усвоению учебных дисциплин базового образования, обреченных, по Эйнштейну, на забывание.

В 1951 году формула Гумбольдта воплотилась в Высшее военно-морское училище инженеров оружия и Московский физико-технический институт.

В отличие от Физтеха, где самостоятельные исследования в научных центрах составляют половину срока подготовки студента, инновационный эффект при подготовке инженера оружия достигался интеграцией требований к строевому корабельному офицеру с научно-техническими, к специалисту широкого профиля.

Главным результатом эксперимента под названием ВВМУ инженеров оружия явилось формирование инженера-универсала, способного к поиску и усвоению новых знаний, видов деятельности, образцов оружия и военной техники.

Звездным часом училища явилась историческая миссия по созданию Ракетных войск стратегического назначения. Во главе плеяды военачальников, ученых и организаторов промышленного производства стоит инженер оружия – Главком РВСН и министр обороны РФ Маршал России Игорь Сергеев.

Выпускники училища в своих воспоминаниях фиксируют способность мобилизовать в критической обстановке полезные знания и опыт (см. «НВО» за 2012 год, статья «Эксперимент в инженерном образовании: триумф после разгрома»).

Основной принцип дополнительного образования инженера оружия состоял в интеграции обучения и воспитания запредельной нагрузкой младших курсов, воспитании ответственностью за себя и подчиненных, творческом поиске ресурса времени – «личного пространства» для самостоятельного решения потока проблем и потребностей. Плотность программы подготовки воспитывала сильных и «выжигала» слабых духом, повышая надежность выпускника училища.

В дипломной работе будущий инженер искал тактико-техническое обоснование порой экзотического проекта. В дальнейшем, обрастая знаниями и опытом, это решение нередко превращалось в образец оружия. Образовательный итог обеспечивала система практик, включая штурманскую, производственную, с получением начального и среднего профобразования, корабельную, с проведением боевой работы, проектную в КБ и отраслевых НИИ.

Выпускник Морского училища (ранее Морской корпус), 1884 года основоположник современной теории корабля, математик, инженер-исследователь, академик Алексей Николаевич Крылов в своей книге «Мои воспоминания» раскрыл главный секрет дополнительного образования – меньше учить, больше учиться. Средством воспитания самостоятельностью в те годы было «...обилие свободного времени, не раздробленного на малые промежутки, не занятого чем-нибудь обязательным, когда громадное большинство занималось по своему желанию тем, что каждого в отдельности интересовало...».

Минобороны РФ продолжает борьбу с тенью основателя ВВМУ инженеров оружия Адмирала Флота Советского Союза Николая Кузнецова. В приказе министра обороны РФ от 15 сентября 2014 года № 670 о порядке образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам высшего образования МО РФ наступило на грабли авторов ФЗ «Об образовании в РФ», исключивших из концепции ФЗ даже слово воспитание.

Со скандалом понятие воспитания было внесено на слушаниях в Госдуме.

Попытки уплотнить «личное пространство» губительны для инновационных программ общего и профессионального образования. Примером служит программа Целевой интенсивной подготовки специалистов (ЦИПС).

ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Дуальное образование является разновидностью дополнительного, где инновационный эффект достигается при интеграции проводимых одновременно программ (пакета) интенсификации теоретической и практической подготовки учащихся к самостоятельной деятельности. Образно выражаясь, это метод, как «причесать локоны» теоретического знания частым гребнем практического опыта.

В отличие от традиционного тандема, где практика проводится в конце курса, в пакетной схеме и теория, и практика выступают в качестве ориентировочной основы умственных действий на всех этапах процесса подготовки специалиста.

Дуализм пронизывает содержание всех уровней образования.

Несложно увидеть как дуализм в японском математическом образовании, так и его отсутствие в «Концепции развития математического образования в РФ» (Распоряжение правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 2506-р).

Директор проекта продвижения дуального образования Российско-германской внешнеторговой палаты (ВТП) доктор Детлеф Фрайхофф напомнил, что в Советском Союзе успешно работала подобная система, но затем навыки были утеряны. Вместо импортозамещения – кредит 10 млрд руб. на подготовку рабочих кадров, привлеченный Минобрнауки у Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

В 1960-е годы Учебный центр РВСН на полигоне Капустин Яр впервые апробировал дуальное образование при перевооружении в короткие сроки пяти полков с ракет Р-5М на подвижный боевой ракетный комплекс (ПБРК) «Темп-С».

По завершении обучения и проведения пуска изделия полки оснащались новой боевой техникой и направлялись к месту дислокации на боевое дежурство.

Первый трехмесячный цикл по схеме «тандем» проходил один полк (восемь пусковых установок).

Проблемы возникли при стыковке по времени теоретических курсов: специалисты прицеливания, стартового и подъемно-транспортного оборудования не могли работать в составе боевого расчета до завершения двухмесячного обучения операторов системы управления. При этом один комплект учебно-боевой техники обеспечивал проведение каждым расчетом не более трех тренировок.

Жизнь быстро решила эти проблемы. Ответом на угрозу с востока стал приказ перевооружать каждые два месяца по два полка, что потребовало задействовать «пакет» теоретической и практической подготовки.

Пакет позволил каждому расчету провести до пяти комплексных занятий, проявить самостоятельность, стремление к анализу ошибок и отказов техники.

Инновация в применении простейших тренажеров стала альтернативой комплексному, созданному выпускником Каспийского ВВМУ В. Логиновым.

Источником роста производительности обучения более чем в три раза явились качество документации, отработанной испытателями под руководством М. Катеринича и И. Инбера, инициатива Е. Ануфриева и М. Помолова в организации учебного процесса, взаимозаменяемость инструкторов и преподавателей.

По завершении операции творческий коллектив был расформирован.

Скромный вклад автора в подготовку операторов «Темп-С» и в испытания других ракет отмечен благодарностью Главкома РВСН, а также отзывом Главного конструктора НПО «Автоматика» Н.А. Семихатова на диссертацию «Исследование влияния алгоритмов управления на деятельность операторов ПБРК».

Дополнительное образование ныне служит лесами ФЗ «Закон о соревнующейся Америке», «целенаправленном на укрепление превосходства в технологии, образовании и науке». Инновационный ресурс дополнительного образования определяет курс в импортозамещение законопроекту «О промышленной политике в РФ».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1264
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
895
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1045
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1056

Другие новости