Подготовка военного профессионала требует комплексного подхода. Фото Reuters
Национальная технологическая инициатива, выдвинутая президентом РФ Владимиром Путиным в прошлогоднем Послании, должна послужить инструментом перехода к новому технологическому укладу и обновлению базовых отраслей промышленности, обеспечения национальной безопасности и роста качества жизни людей. Приоритетом на прогнозный период 10–15 лет должно стать использование инновационного ресурса всех уровней дополнительного образования, что гарантирует качество подготовки инженерных и рабочих кадров с учетом развития регионов России.
ФОРМУЛА ИНТЕГРАЦИИ
Идеолог ГОЭЛРО Владимир Ленин руководствовался концепцией долгосрочного развития, где масштабная цель, подъем экономики достигалась нестандартным средством – электрификацией. Оппоненты называли ее «электрофикцией».
Формулу интеграции определила резолюция вождя: «Составить проект электрификации России – это означает дать красную руководящую нить для всей созидательной хозяйственной деятельности, построить основные леса для реализации единого государственного плана народного хозяйства».
Успех индустриализации обеспечил интегратор науки и производства – самая мощная в мире советская система дополнительного образования.
Ленинский план не стал фикцией благодаря массовой подготовке квалифицированных рабочих, инженеров и ученых при курсе на политехнизацию школы с упором на электротехнику, подъем «на небывалую высоту роли учителя», культурную революцию и ликвидацию безграмотности.
Красной руководящей нитью Национальной технологической инициативы, по ФЗ «Об образовании в РФ», дополнительное, как вид общего образования, будет при интеграции всех уровней общего и профессионального образования.
Решающую роль здесь играет искусство совместить мыслительные процессы школьника и профессионала при «всестороннем удовлетворении образовательных услуг человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании…».
Распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р была утверждена Концепция развития дополнительного образования детей.
Анализ концепции показал, что вместо требуемой содержательной системы взглядов или основной мысли на построение плана мероприятий по факту имеется некое подобие программы с целевым трехчленом, включающим: обеспечение прав ребенка на развитие личности; удовлетворение интереса детей и их семей к образованию; развитие инновационного потенциала общества.
Как говорится, в огороде – бузина, а в Киеве – дядька. Объемный перечень задач не может стать инструментом достижения ни одной из поставленных целей. Симптом провала проекта – отсутствие в перечне ожидаемых, главного результата концепции – развития инновационного потенциала общества.
Исследования нейропсихологов подтвердили гипотезу наличия у человека скрытых талантов и уникальных способностей, а также технологий их активизации, в том числе и дополнительного образования. Научной основой этих технологий служит деятельностный подход и теория поэтапного формирования умственных действий отечественных психологов Алексея Леонтьева, Петра Гальперина и Нины Талызиной.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Инновационный эффект дополнительного образования при интеграции формальной и неформальной составляющей обучения открыл великий немецкий ученый Александр фон Гумбольдт, предложивший студентам одновременно изучать дисциплины и вести научные исследования.
Результатом кумулятивного эффекта совмещения двух процессов мышления – усвоения учебных дисциплин и поиска, нацеленного на новые знания, – явилось развитие способностей, потребностей и веры студента в успех решения сложной задачи. Данный эффект служит решающим довеском к усвоению учебных дисциплин базового образования, обреченных, по Эйнштейну, на забывание.
В 1951 году формула Гумбольдта воплотилась в Высшее военно-морское училище инженеров оружия и Московский физико-технический институт.
В отличие от Физтеха, где самостоятельные исследования в научных центрах составляют половину срока подготовки студента, инновационный эффект при подготовке инженера оружия достигался интеграцией требований к строевому корабельному офицеру с научно-техническими, к специалисту широкого профиля.
Главным результатом эксперимента под названием ВВМУ инженеров оружия явилось формирование инженера-универсала, способного к поиску и усвоению новых знаний, видов деятельности, образцов оружия и военной техники.
Звездным часом училища явилась историческая миссия по созданию Ракетных войск стратегического назначения. Во главе плеяды военачальников, ученых и организаторов промышленного производства стоит инженер оружия – Главком РВСН и министр обороны РФ Маршал России Игорь Сергеев.
Выпускники училища в своих воспоминаниях фиксируют способность мобилизовать в критической обстановке полезные знания и опыт (см. «НВО» за 2012 год, статья «Эксперимент в инженерном образовании: триумф после разгрома»).
Основной принцип дополнительного образования инженера оружия состоял в интеграции обучения и воспитания запредельной нагрузкой младших курсов, воспитании ответственностью за себя и подчиненных, творческом поиске ресурса времени – «личного пространства» для самостоятельного решения потока проблем и потребностей. Плотность программы подготовки воспитывала сильных и «выжигала» слабых духом, повышая надежность выпускника училища.
В дипломной работе будущий инженер искал тактико-техническое обоснование порой экзотического проекта. В дальнейшем, обрастая знаниями и опытом, это решение нередко превращалось в образец оружия. Образовательный итог обеспечивала система практик, включая штурманскую, производственную, с получением начального и среднего профобразования, корабельную, с проведением боевой работы, проектную в КБ и отраслевых НИИ.
Выпускник Морского училища (ранее Морской корпус), 1884 года основоположник современной теории корабля, математик, инженер-исследователь, академик Алексей Николаевич Крылов в своей книге «Мои воспоминания» раскрыл главный секрет дополнительного образования – меньше учить, больше учиться. Средством воспитания самостоятельностью в те годы было «...обилие свободного времени, не раздробленного на малые промежутки, не занятого чем-нибудь обязательным, когда громадное большинство занималось по своему желанию тем, что каждого в отдельности интересовало...».
Минобороны РФ продолжает борьбу с тенью основателя ВВМУ инженеров оружия Адмирала Флота Советского Союза Николая Кузнецова. В приказе министра обороны РФ от 15 сентября 2014 года № 670 о порядке образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам высшего образования МО РФ наступило на грабли авторов ФЗ «Об образовании в РФ», исключивших из концепции ФЗ даже слово воспитание.
Со скандалом понятие воспитания было внесено на слушаниях в Госдуме.
Попытки уплотнить «личное пространство» губительны для инновационных программ общего и профессионального образования. Примером служит программа Целевой интенсивной подготовки специалистов (ЦИПС).
ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Дуальное образование является разновидностью дополнительного, где инновационный эффект достигается при интеграции проводимых одновременно программ (пакета) интенсификации теоретической и практической подготовки учащихся к самостоятельной деятельности. Образно выражаясь, это метод, как «причесать локоны» теоретического знания частым гребнем практического опыта.
В отличие от традиционного тандема, где практика проводится в конце курса, в пакетной схеме и теория, и практика выступают в качестве ориентировочной основы умственных действий на всех этапах процесса подготовки специалиста.
Дуализм пронизывает содержание всех уровней образования.
Несложно увидеть как дуализм в японском математическом образовании, так и его отсутствие в «Концепции развития математического образования в РФ» (Распоряжение правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 2506-р).
Директор проекта продвижения дуального образования Российско-германской внешнеторговой палаты (ВТП) доктор Детлеф Фрайхофф напомнил, что в Советском Союзе успешно работала подобная система, но затем навыки были утеряны. Вместо импортозамещения – кредит 10 млрд руб. на подготовку рабочих кадров, привлеченный Минобрнауки у Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
В 1960-е годы Учебный центр РВСН на полигоне Капустин Яр впервые апробировал дуальное образование при перевооружении в короткие сроки пяти полков с ракет Р-5М на подвижный боевой ракетный комплекс (ПБРК) «Темп-С».
По завершении обучения и проведения пуска изделия полки оснащались новой боевой техникой и направлялись к месту дислокации на боевое дежурство.
Первый трехмесячный цикл по схеме «тандем» проходил один полк (восемь пусковых установок).
Проблемы возникли при стыковке по времени теоретических курсов: специалисты прицеливания, стартового и подъемно-транспортного оборудования не могли работать в составе боевого расчета до завершения двухмесячного обучения операторов системы управления. При этом один комплект учебно-боевой техники обеспечивал проведение каждым расчетом не более трех тренировок.
Жизнь быстро решила эти проблемы. Ответом на угрозу с востока стал приказ перевооружать каждые два месяца по два полка, что потребовало задействовать «пакет» теоретической и практической подготовки.
Пакет позволил каждому расчету провести до пяти комплексных занятий, проявить самостоятельность, стремление к анализу ошибок и отказов техники.
Инновация в применении простейших тренажеров стала альтернативой комплексному, созданному выпускником Каспийского ВВМУ В. Логиновым.
Источником роста производительности обучения более чем в три раза явились качество документации, отработанной испытателями под руководством М. Катеринича и И. Инбера, инициатива Е. Ануфриева и М. Помолова в организации учебного процесса, взаимозаменяемость инструкторов и преподавателей.
По завершении операции творческий коллектив был расформирован.
Скромный вклад автора в подготовку операторов «Темп-С» и в испытания других ракет отмечен благодарностью Главкома РВСН, а также отзывом Главного конструктора НПО «Автоматика» Н.А. Семихатова на диссертацию «Исследование влияния алгоритмов управления на деятельность операторов ПБРК».
Дополнительное образование ныне служит лесами ФЗ «Закон о соревнующейся Америке», «целенаправленном на укрепление превосходства в технологии, образовании и науке». Инновационный ресурс дополнительного образования определяет курс в импортозамещение законопроекту «О промышленной политике в РФ».