Вне всякого сомнения, государство сегодня в лице Министерства обороны по мере возможности старается улучшить материальное положение военных ветеранов и членов их семей. Только почему-то реализация принятых решений, принятых вроде бы в интересах данной категории граждан, частенько оборачивается слезами и возмущением пожилых людей, много лет честно и добросовестно прослуживших в Вооруженных силах.
4 ноября 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 342, которым в том числе повысил размер пенсий вдовам военнослужащих по случаю потери кормильца с 30 до 40% от пенсии скончавшегося мужа. Многие вдовы, подсчитав все плюсы и минусы, решили перейти со своей трудовой пенсии на «пенсию мужа». Но! Их горячее желание быстро остудили в пенсионном отделении военкомата. Для перехода на мужнину пенсию, оказывается, требуется решение суда о признании факта, что покойный муж действительно был кормильцем.
И хорошо если вдова по-прежнему проживает в той же квартире, хорошо если сохранился паспортный архив в обслуживающем ЖЭКе (или ТСЖ, или Управляющей компании) и есть возможность получить справку о совместном проживании и ведении хозяйства. А вдруг вдова куда-нибудь переехала, или все «жэковские» данные исчезли вместе с «проклятым социализмом»? Не говоря уже о том, что, к примеру, изъявившая желание перейти на мужнину пенсию вдова покойного капитана 2 ранга К. а Ю.В. Антонина Петровна – женщина преклонного возраста, нетранспортабельна, в данное время бегать по судебным коридорам просто не в состоянии.
Сиди «старая» и не рыпайся, получай свою трудовую пенсию. А ведь у многих вдов, помотавшихся по отдаленным гарнизонам, где не было возможности трудоустроиться, трудовая пенсия совсем невелика. И главное. Задались в нашем профсоюзе целью: на каком основании, каким законом или нормативным актом определено, что обязательно требуется именно решение суда? И выяснили, что нет таких документов. А требуют наличие судебного решения вышестоящие ревизоры, контролирующие пенсионное обеспечение бывших военнослужащих и членов их семей. Но ведь кто-то их перед ревизией инструктирует?
Та же Антонина Петровна рассказала, как семь лет мужественно боролась за облегчение страданий парализованного после двух инсультов супруга. И даже не знала, что 26 декабря 2006 года президент РФ подписал Указ «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» № 1455. Сумма компенсации невелика – 1200 рублей; но при подобных обстоятельствах воистину каждая копейка на счету. А вот инвалид 1-й группы майор в отставке Ш…й Василий Васильевич, на уход за которым такая компенсация положена, об Указе № 1455 знает. Как знает и то, что его верная супруга Светлана Евгеньевна, бескорыстно обихаживающая его уже несколько лет, получить эти деньги не может. Так как правительство РФ в целях реализации Указа № 1455 издало 4 июня 2007 года Постановление № 343, согласно которому выплата компенсационных выплат положена только неработающим трудоспособным лицам, не получающим ни пенсию, ни пособие по безработице или доход за какую-либо оплачиваемую работу. Интересно, а в правительстве соображают, что за 1200 рублей в месяц под такие условия подпадают только 14–16 летние подростки? И где их на всех военных пенсионеров старше 80 лет или являющимися инвалидами 1-й группы набрать? Да и будут ли они возиться со стариками? А ведь проще всего: платите вы эти деньги верной жене военного пенсионера или их взрослой дочери, и они их направят действительно в пользу ветерана!