0
5411
Газета Реалии Интернет-версия

06.03.2015 00:01:00

Оружейный бизнес по-президентски

Виктор Литовкин

Об авторе: Виктор Николаевич Литовкин – военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке.

Тэги: украина, порошенко, абу даби, киев, ле бурже, лондон, оаэ, донбасс, оон, вашингтон


украина, порошенко, абу даби, киев, ле бурже, лондон, оаэ, донбасс, оон, вашингтон Украинский лидер в Абу-Даби больше интересовался не успехами своих оборонщиков, а продукцией зарубежных оружейников. Фото Reuters

Президент Украины Петр Порошенко совершил блиц-визит в Объединенные Арабские Эмираты. Главной целью его посещения одного из ведущих государств Персидского залива стала проходившая в Абу-Даби международная выставка вооружений и военной техники IDEX-2015.

Глава Незалежной, как сообщают коллеги, обошел экспозиции ведущих производителей оружия, побывал в том числе и на стенде турецкого концерна Roketsan, специализирующегося на производстве ракетного вооружения, провел переговоры с его представителями. Затем на стенде другой турецкой компании Otokar посидел за рулем бронемашины Cobra II. На экспозиции Emirates Defense Industries Company – ознакомился с разработанной в российском ЦНИИ «Буревестник» артиллерийской установкой АУ-220М калибра 57 мм, смонтированной на шасси производства ОАЭ. Президент Порошенко также осмотрел макет южнокорейского танка компании Hyundai Rotem и выслушал подробные объяснения о 120-мм артустановке разработки International Golden Group (ОАЭ). Встретился киевский гость и с наследным принцем эмирата Абу-Даби, заместителем верховного главнокомандующего войсками Объединенных Эмиратов генерал-полковником Мухаммадом Бен Заедом аль-Нахайяном. Экспозиции родного «Укроборонпрома», а также ведущих оборонных предприятий своей страны – двигателестроителей «Мотор-Сич» и авиаторов «Антонова» он проигнорировал. А после переговоров с руководством Эмиратов торжественно объявил на пресс-конференции, что в ходе нынешней выставки Киев заключил 20 контрактов на поставку на Украину вооружений европейскими, американскими и ближневосточными компаниями.

По сообщениям журналистов, аккредитованных на IDEX-2015, речь может идти о поставке украинской армии нескольких типов бронетехники, минометных и противотанковых систем, а также «иного вооружения оборонительного характера». Стоило ли ради этих вооружений прилетать в далекий от Киева Абу-Даби президенту страны, охваченной гражданской войной и способной производить эту боевую технику самостоятельно? Вопрос, что называется, на засыпку. Постараемся найти на него ответы.

НЕПОНЯТНЫЕ СТРЕМЛЕНИЯ

Начнем с того, что посещение президентами государств международных выставок вооружений, проходящих в других странах, выглядит каким-то моветоном. Другое дело оружейная выставка в собственной стране – открытие ее с участием главы государства или правительства, посещение им стендов и павильонов собственных производителей, дружественных иностранных компаний и партнеров всегда придает особое значение, если не сказать рекламу оружейному смотру. Так бывает, к примеру, в Париже, на авиакосмической выставке в Ле Бурже, которую обязательно посещает президент Франции. Так происходит и в Фарнборо, который, как правило, открывает премьер-министр Великобритании. Визит главы правительства Индии на выставку в Бангалор, его присутствие на ее торжественном открытии давно стали своеобразным ритуалом, расцвеченным местной экзотикой. И наш крупнейший оружейный салон в подмосковном Жуковском – МАКС – никогда не начинался без визита президента или премьера. Но чтобы первые лица – руководители нашего государства (глава Минобороны и его заместители – не в счет) летали на такие мероприятия в тот же Париж, Лондон или в Абу-Даби, этого я, побывавший на многих подобных мероприятиях, как-то не припомню.

Несолидно это – рекламировать чужие оружейные выставки посещением главы другого государства. В конце концов, оружейные салоны и демонстрация боевой техники, как морской, так и сухопутных войск, проводятся в основном для специалистов. Они должны изучать все новое, что появляется у соседей и конкурентов, тенденции развития вооружений и систем обеспечения боя, искать и находить партнеров по совместному производству оружия, проявлять заинтересованность в развитии отношений с зарубежными фирмами, вести переговоры о заключении будущих контрактов и поставок оружия, запасных частей и компонентов к ним, послепродажного обслуживания осуществленных ранее поставок… Впрочем, экспортерами и импортерами вооружений, специалистами оборонно-промышленного комплекса это делается практически ежедневно. В том числе и за пределами выставок боевой техники.

А когда такой работой, даже не очень глубоко, что называется, по касательной, занимается глава государства или правительства, это значит только одно – он не доверяет своим специалистам, с высоты руководителя страны опускается на уровень коммивояжера. Для крутого бизнесмена такая позиция еще куда ни шло, а для главы такого уважаемого государства, как Украина, насчитывающего свыше 40 млн человек, обладающего весьма приличной собственной оборонной промышленностью, мягко говоря, из ряда вон или, по-другому, не очень прилично. Но что поделаешь, если Порошенко хочет казаться (настаиваю: не быть, а казаться. – В.Л.) отцом нации, которому до всего есть дело. Тем более в такой трагический момент, как война с «коварным агрессором». Все знают, о ком это.

А для победы над этим «агрессором» Верховному главнокомандующему вооруженными силами Украины можно все – в том числе и оставить на время воюющую страну и армию, чтобы закупить на ближневосточном оружейном рынке что-нибудь стоящее, вроде гетманской булавы, что позволит добиться перемоги. Отсюда и торжественный рапорт о подписании 20 контрактов на поставки оборонительных вооружений европейскими, американскими и ближневосточными компаниями. Что, правда, уже частично поставлено под сомнение, в том числе и МИД ОАЭ, который заявил, что никаких оружейных контрактов Абу-Даби с Киевом не заключал.

НИ СЕБЕ, НИ ЛЮДЯМ

Вот еще незадача. Специалисты, знакомые с правилами торговли вооружением, знают, что на оружейных выставках никакие контракты, вопреки громогласным сообщениям прессы, не заключаются. Даже несмотря на репортажи крупнейших мировых телеканалов, что называется, в прямом эфире, с места действия, которые показывают, как в ходе какого-либо брифинга или пресс-конференции руководители крупнейших оружейных компаний подписывают в свете софитов некие «контрактные документы». Но на самом деле это вовсе не контракты, а, как правило, протоколы о намерениях, соглашения о дальнейшем сотрудничестве, меморандумы о взаимопонимании и… многие другие, не очень обязательные бумаги на двух-трех листочках писчей, хотя и с водяными знаками, бумаги. Контракты, тем более оружейные, готовятся в течение нескольких лет, срочные – нескольких месяцев. Они представляют собой толстые тома секретных юридически обязывающих бумаг, прошитых специальными нитками, заклеенные специальными стикерами, с печатями фирм и подписями их руководителей буквально на каждой страничке.

Таких «контрактных томов» господин Порошенко, отступив от своих нынешних привычек с демонстрацией прострелянной обшивки троллейбуса или с загранпаспортами российских военнослужащих, воюющих на Украине, журналистам и прочей публике в Абу-Даби не показал. Это не значит, что договоренностей с кем-то о чем-то у оружейников Незалежной нет и в помине. Это говорит только о том, что результаты поездки президента Украины на оружейную выставку IDEX-2015 гораздо скромнее, чем он хочет это представить.

И еще один момент, на который стоит обратить внимание. Арабские Эмираты – совсем не то государство, с которым можно и нужно договариваться о поставках вооружений. О закупке нефти и газа, о получении многомиллиардных кредитов, об организации элитного отдыха на берегу Персидского залива или о покупке нескольких этажей в какой-нибудь из самых известных высоток Абу-Даби, предположим, в 800-метровой Burj Dubai, – это пожалуйста. Но о поставках боевой техники и оружия? Увольте.

В Объединенных Арабских Эмиратах практически нет оборонной промышленности. Несколько мелких фирм по сборке бронетехники или минометов из машинокомплектов и комплектующих, которые им поставляют из разных частей света, – не в счет. Крупносерийного производства, в котором, по идее, должен быть заинтересован Киев, там нет. Какое такое вооружение собирается получать из стран Ближнего Востока президент Порошенко? А то, что ему в воюющую страну не могут официально поставить уважающие себя и соблюдающие международные правила, хотя бы публично, крупнейшие западные фирмы. Американские или европейские. Для этого существуют так называемые серые схемы. То есть система посредников, которая проворачивает свои сделки с некоторыми государствами, не афишируя их и не отчитываясь о них через соответствующий регистр ООН, но наваривая на собственные счета немалые барыши. В Эмиратах, как утверждают специалисты оружейного бизнеса, такие фирмы-посредники есть. И намекают, что одну из них и посещал на выставке IDEX-2015 господин Порошенко.

Так или не так, судить не будем. Понятно только одно – что на собственную оборонную промышленность глава Незалежной уже не рассчитывает, хотя и говорил когда-то, что она работает в три смены, выпуская для фронта все, что нужно для победы. Победа над ополченцами Донбасса для Порошенко пока очень далека и, в принципе, практически недостижима. Он этого не понимает или не хочет понять, потому и мечется из крайности в крайность.

То пытается добиться ввода на Украину миротворцев ООН, то просит США помощи в поставках оборонительных вооружений. То, видимо, не надеясь на Вашингтон, мчится на крупнейшую на Ближнем Востоке оружейную выставку, пытаясь не мытьем, так катанием приобрести что-либо, чтобы оснастить свои вооруженные силы чем-нибудь более приличным, чем то, чем они располагают сегодня. При этом президент Порошенко не устает повторять, что военного решения проблемы на востоке Украины нет, есть только путь политических и дипломатических переговоров. А сесть за стол этих переговоров с руководителями Донецкой и Луганской народных республик отказывается наотрез. Одновременно произносит гневные филиппики в адрес Москвы, в угоду своим националистам, которых боится, наверное, сильнее всего, обвиняет Кремль в несуществующих преступлениях, в отправке в ДНР и ЛНР российских войск и боевой техники и продолжает покупать у «агрессора» нефть, газ, уголь и электроэнергию.

Вот такой бизнес президента Порошенко. Что называется, ни себе ни людям. Ни богу – свечка, ни черту – кочерга.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
873
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
931
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
786
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
687

Другие новости