0
3547
Газета Реалии Интернет-версия

08.05.2015 00:01:00

Дорогами отцовской славы

Виктор Литовкин

Об авторе: Виктор Николаевич Литовкин – военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке.

Тэги: вов, война, эльба, сша, великобритания, дни эльбы, ветераны


вов, война, эльба, сша, великобритания, дни эльбы, ветераны Председатель РОО «Дух Эльбы» полковник запаса Зарина Вашурина.

В конце апреля этого года на улицах и площадях немецкого города Торгау, раскинувшегося на берегах реки Эльба, было как никогда многолюдно. Из многих стран приехали туда ветераны Второй мировой войны, их дети и внуки, чтобы отметить 70-летний юбилей знаменательного события – здесь на завершающем этапе освобождения Европы от нацизма 25 апреля 1945 года встретились части и соединения Красной Армии и их союзники по антигитлеровской коалиции – американские войска. В их числе части и подразделения 58-й стрелковой дивизии 1-го Украинского фронта и 69-й пехотной дивизии 1-й американской армии. Линия соприкосновения двух армий на берегах реки Эльба была предусмотрена соглашениями глав стран антигитлеровской коалиции (СССР, США и Великобритании) во время Ялтинской конференции. И хотя подобные встречи где-то проходили раньше, где-то позже, но история выбрала встречу союзников именно в городе Торгау и его окрестностях как символ единения союзников в борьбе с общим врагом – гитлеровским фашизмом.

С тех пор администрация города Торгау ежегодно отмечает Дни Эльбы. Но в эти юбилейные даты отношение к празднику совершенно особое. Помимо представителей органов власти, посольств и консульств, аккредитованных в Германии, сюда приезжают уже немногие участники исторической встречи и их потомки, представители общественных организаций – все те, кому памятны и дороги уроки и выводы Второй мировой войны. От России на этот раз участие в юбилейных событиях приняла команда автопробега Москва–Торгау, который прошел по территории России, Белоруссии, Польши и Германии. 

Его организаторы – региональная общественная организация содействия патриотическому воспитанию граждан «Дух Эльбы» (далее – РОО «Дух Эльбы»), ДОСААФ России и ДОСААФ Белоруссии. А инициатором этого пробега стала председатель РОО «Дух Эльбы» полковник запаса Зарина Вашурина.

У ДОБРОГО ДЕЛА МНОГО ПОМОЩНИКОВ

С кандидатом исторических наук полковником Зариной Петровной Вашуриной мы знакомы и, чего скрывать, дружны уже очень много лет. Давно общаемся на «ты», и я не мог не спросить у нее:

– Как тебе удалось организовать такую поездку?

– В прошлом году, – рассказала Зарина, – при поддержке Государственной думы и Министерства иностранных дел руководству нашей общественной организации «Дух Эльбы» удалось совершить поездку в Торгау, где мы провели встречу с администрацией города и подписали с бургомистром Андреа Штауде договор о дружбе и сотрудничестве. А в качестве одного из мероприятий по реализации этого соглашения запланировали участие российской общественности в праздновании Дней Эльбы как в юбилейном 2015 году, так и в последующие годы.

Для того чтобы осуществить эту задумку, – продолжила рассказ госпожа Вашурина, – мы обратились за помощью и поддержкой в ДОСААФ России, к его председателю Сергею Маеву. Получили его полное одобрение – значимость подобных мероприятий в канун празднования 70-летия Победы нашего народа над фашистскими захватчиками, его влияние на патриотическое воспитание молодежи никому в нашей стране доказывать не приходится. Мы создали оргкомитет по организации автопробега по маршруту Москва–Торгау, посвященный 70-летию освобождению Европы от нацизма и встрече союзников на Эльбе. В него вошли представители Госдумы, заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций. Председатель ДОСААФ доложил о нашей инициативе первому заместителю председателя Российского организационного комитета «Победа» вице-премьеру Дмитрию Рогозину. Он нас тоже поддержал. После этого было издано соответствующее распоряжение правительства, и наш автопробег был включен в план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Сменивший Маева на посту председателя ДОСААФ России Александр Колмаков также не остался равнодушным к нашей инициативе. По его поручению мы договорились об открытии в городском Историческом музее Торгау постоянно действующей экспозиции, посвященной России и ее сотрудничеству с ФРГ, обсудили возможность заключения соглашения о взаимодействии немецких музеев с музеями нашей столицы, провели другие мероприятия. Показали в том числе и документальный фильм «Дух Эльбы», снятый членом нашего общественного объединения Вячеславом Хотулевым.

Это, конечно, не все проведенные нами акции. Среди них возложение цветов к памятникам воинской славы на местах боев под Москвой и Смоленском, под Минском и Брестом, к воинским захоронениям в Польше и Германии. Наш автопробег прошел по местам боевых сражений не только Великой Отечественной, но и Первой мировой, Отечественной войны 1812 года. Мы побывали на Бородинском поле, в Брестской крепости, на «Богородицком поле памяти» под Вязьмой, в Болеславце, на месте гибели Михаила Илларионовича Кутузова, в Варшаве, Вроцлаве, у Памятника битвы народов в Лейпциге – все эти места пропитаны русской кровью и являются символами несгибаемого морального духа наших воинов. Отдать им дань памяти – святой долг для каждого из нас, участников автопробега.

А ТЕПЕРЬ О ЛИЧНОМ

На правах старого друга не мог не задать Зарине простой и очевидный вопрос:

– Чего тебе дома не сидится? У тебя же все в порядке. Есть муж, дом, дети, двое замечательных внуков. Дача, наконец. Нормальные люди в это время рассаду для огорода готовят, а ты в поход собралась? Давно за границей не была? Можно же купить путевку и не трястись хотя и по хорошим дорогам, но все же полмесяца в автомобиле. Не обременительно?

– Нет, не обременительно, – отвечает Зарина. – За границей я бываю не очень часто, но достаточно. И дело тут не в желании «проветриться» на европейских дорогах – в другом... Понимаешь, все, что мы делаем в общественной организации «Дух Эльбы» – это, с одной стороны, прости за пафос, дань нашему героическому прошлому, а с другой – забота о будущем наших детей и внуков, о воспитании в них уважения к нашим традициям и национальным истокам. А для меня лично еще и дань памяти своему отцу генерал-лейтенанту Петру Вашурину, участнику четырех военных кампаний – походов Красной армии в Западную Белоруссию и Бессарабию, советско-финской войны и всей Великой Отечественной, проведенной от первого до последнего дня на фронте. Наш автопробег проходил, в частности, и по тем местам, где он воевал. Я всегда мечтала побывать там. Разве можно пренебречь такой возможностью?!

– Тут давай поподробнее, – попросил я.

– Подробностей много. Расскажу о главном. Война застала отца в звании капитана. Он был тогда начальником штаба 11-го кавалерийского полка 5-й кавалерийской дивизии. А закончил он ее генерал-майором, начальником штаба 1-го гвардейского кавалерийского корпуса. Ему тогда было всего 33 года.

Сегодня нетрудно встретить молодого безусого казака с генеральскими лампасами. Но в те годы эти лампасы можно было заслужить только кровью. Я была маленькой, отец служил тогда в Ровно, командовал 13-й армией. Он часто брал меня в поездки по подчиненным ему гарнизонам, показывал те места, где воевал, рассказывал о войне. Все это крепко запало в душу, и то, что я стала кадровым офицером, конечно же, его заслуга. Как и в том, что замуж я тоже вышла за офицера, что мой сын носит погоны, что в нашей родне, начиная с отца, 15 человек выбрали профессию защитника Родины.

Генерал-лейтенант Петр Вашурин. 	Фото из архива Зарины Вашуриной
Генерал-лейтенант Петр Вашурин.
Фото из архива Зарины Вашуриной

– В вашей семье, наверное, сохранилось много документов, связанных с событиями тех войн, где воевал твой отец?

– Конечно. Есть какие-то его записи, есть копии наградных документов, есть выписки из его личного дела, фронтовые фотографии. Вот интересная запись в его бумагах: «Наш 1-й гвардейский кавалерийский корпус более 65 раз принимал участие в боях и сражениях. По дорогам войны мною было пройдено более 17 тысяч 710 километров боевого пути. Из 1418 дней Великой Отечественной мне довелось провоевать в составе корпуса 33 дня в Бессарабии, 745 дней на Украине, 330 дней под Москвой и на Смоленщине, 266 дней в Польше, 10 дней в Чехословакии, 44 дня в Германии. За весь период войны только 31 день корпус находился в резерве ВГК, да и то во время переброски по железной дороге. А самые тяжелые оборонительные бои мы вели под городами Бельцы, Кишинев, Дубоссары…»

Первый орден Красного Знамени и досрочно звание майора отец получил 7 июля 1941 года во время тяжелейших боев, когда наши войска отступали под натиском превосходящих сил врага. Замечу, что в то время в Красной Армии, которая вынуждена была отступать почти по всем фронтам, вообще никого практически не награждали. А его наградили. В наградном листе, копия которого есть у нас дома, сказано: «…когда полк был окружен, тов. Вашурин проявил личную храбрость, вывел из окружения два эскадрона и лично спас Знамя полка». Потом от мамы я не раз слышала, что отца представляли к награждению званием Героя Советского Союза, но представление где-то затерялось. Такое тогда бывало. В личном деле отца есть запись, оставленная командиром 1-го кавалерийского корпуса генерал-майором Виктором Барановым. Там написано, что начиная с 1943 года полковника Вашурина шесть раз представляли к награждению орденами (два раза орденом Ленина), но награждения не состоялись, так как дивизию перебрасывали с одного участка фронта на другой и переподчиняли то одному, то другому командующему.

Но воевал мой отец, как и его однополчане, как, наверное, и все фронтовики, конечно же, не за ордена. Помнишь, как в стихах погибшего на войне младшего лейтенанта Михаила Кульчицкого «Не до ордена. Была бы Родина с ежедневным Бородино». Таких «Бородино» у майора Вашурина, а потом подполковника и полковника Вашурина за 1418 дней войны было много.

Помню, он рассказывал, как их гвардейский корпус (кстати, звание гвардейского они получили в сражениях под Москвой зимой 41-го) освобождал в январе 44-го западноукраинский город Луцк. Представь, сырость, холод, пронизывающий до костей ветер, заснеженный берег реки Стырь, немцы на противоположном берегу на участке Рафаловка–Розничи. И не просто обычные пехотные части, а эсэсовцы, моторизованная боевая группа СС с дивизионом штурмовых орудий и кавалеристами. Тоже из СС. Дрались они ожесточенно. А тут еще бандеровцы, которые пытаются ударить нашим бойцам с тыла. И нужно было форсировать реку, чтобы обойти эсэсовцев, врезать по ним с фланга со стороны местечка Колки и выйти к Луцку.

Дальше приведу тебе строки из личного дела отца: «Развивая успех передового отряда 1-я гв. кав. дивизия в середине дня 31.1.1944 г. в районе м. Зверев разгромила батальон 35 пп 19 п.д. Противник на заранее подготовленных к обороне позициях оказывал гвардейцам яростное сопротивление, наносил сильные контратаки. Утром этого дня группа противника до батальона пехоты с 12 танками, 5 бронемашинами и 4 самоходными орудиями нанесла удар вдоль шоссе на м. Поддубцы, но, встретив контратаку 1 гв кп 1-й гв. кав. дивизии и понеся потери в живой силе и технике, противник отошел к городу. В этом бою особо отличились гвардейцы 4-го эскадрона ст. лейтенанта Ливенцова, которые огнем ПТР и гранатами уничтожили 4 танка и 3 бронемашины противника. Орудийные расчеты 76-мм орудий ст. сержанта Перегоненко и сержанта Алимпиева уничтожили по одному танку противника, орудийные расчеты 45-мм пушек сержантов Фурмана и Уфимцева уничтожили танк, самоходное орудие и 3 бронемашины. Руководство боем и взаимодействие полка со 2-й гв. кав. дивизией осуществлял нач. штаба 1-й гв. кав. дивизии полковник Вашурин П.С. На рассвете 02.02.1944 г. гвардейцы корпуса ворвались в Луцк».

Когда я сегодня читаю в газетах и вижу по телевизору, что происходит на родной для моего отца Украине, которую он освобождал от фашистов и бандеровцев, где не один год служил, сердце кровью обливается.

ТОСТ ЗА ПОБЕДУ

– Извини, перебью. О войне и подвигах наших воинов можно рассказывать бесконечно. Что вспоминал отец о встречах с американцами?

– Первая такая встреча, как рассказывал отец, произошла у них не 25 апреля 1945 года, как это было у других наших частей, а на второй день после окончания войны, хотя р. Эльбу кавалеристы 1-го гвардейского неоднократно форсировали и вели бои вблизи окрестностей Торгау. Но 10 мая они получили приказ совершить 110-километровый марш и занять город Хемниц, который по Ялтинскому соглашению должен был располагаться в советской зоне. Американцы 76-й пехотной дивизии, которые брали его, должны были отвести свои войска в район города Лимбах. Что они и сделали, когда наши воины подошли к Хемницу. Потом для установления связи с джи-ай к ним были отправлены капитаны Журавлев и Карцевадзе.

Отец, вспоминая доклады офицеров, рассказывал мне, что по всему пути следования советских капитанов попадавшиеся им навстречу американские солдаты приветствовали их улыбками, дружескими жестами и громкими одобрительными криками. В штабе 76-й пехотной дивизии наши офицеры были встречены начальником 3-го бюро (оперотдела) штаба подполковником Мидом Дж. Дугасом, затем их представили начальнику штаба дивизии полковнику Уильяму У. О’Koннору. Их познакомили с линией соприкосновения, на которой стояли американские части. В честь советских офицеров был дан завтрак в офицерском собрании. Начальник штаба полковник О’Koннор передал пожелание командира 76-й пехотной дивизии генерала-майора Уильяма Ричарда Шмидта встретиться с командиром 1-й гвардейской кавалерийской дивизии корпуса, чтобы установить личные контакты и решить вопросы о порядке прохождения из американской зоны в советскую 30 тыс. освобожденных советских военнопленных, а из советской зоны в американскую освобожденных военнопленных американцев, англичан, французов и голландцев.

Генерал Шмидт пригласил командира нашей дивизии пожаловать к нему на следующий день в Лимбах (по сложившейся на тот момент практике общения с союзниками встречались вначале на уровне командиров дивизий, затем уровень встреч поднимался). На следующий день после встречи у американцев генерала Шмидта и группу офицеров его штаба принимала советская сторона в лице командира 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерал-лейтенанта Виктора Баранова и начальника штаба корпуса полковника Петра Вашурина. Американской делегации салютовали парные конные патрули, затем их встречал конный почетный караул. Этот ритуал, как вспоминал отец, произвел на американцев большое впечатление. Генерал Шмидт выразил восхищение внешним видом и выправкой наших всадников и дрессурой коней, которые прошли с боями через всю Европу – от Москвы до Эльбы.

Гостей угостили торжественным обедом. Конечно, звучали тосты за нашу общую победу, за боевое содружество, за то, чтобы мы и дальше были вместе. Не только в бою, но и в мирной жизни. Затем, в ознаменование боевого содружества двух армий, произошло награждение союзников орденами и военными знаками. Именно с того памятного дня на груди моего отца появился американский орден «Легион чести». Подобные встречи, конечно, повторялись еще не один раз и всегда проходили в теплой дружеской атмосфере.

Интересна еще и такая деталь: звание генерал-майора моему отцу присвоили 27 июля 1945 года, в один день с присвоением Иосифу Сталину звания Генералиссимуса Советского Союза. И хотя в Германии служба моего отца не закончилась, ему пришлось пройти еще белорусские гарнизоны, где в Бресте он начал создавать музей «Брестская крепость», воинские части ТуркВО, Прикарпатского военного округа, послужить в Москве, но о встречах в мае 1945 года он никогда не забывал. Сам понимаешь, почему меня тянет в эти места, почему я надеюсь встретиться в Торгау с ветеранами 76-й пехотной дивизии США и их потомками.

– Время для таких встреч сегодня, как известно, не самое благоприятное. Отношения между Вашингтоном и Москвой переживают не лучшие времена. Барак Обама не захотел приехать даже на Парад Победы, за которую положили свои жизни и американские солдаты и офицеры. Такое ощущение, что память Эльбы, память совместной борьбы против общего зла из-за какой-то геополитической конъюнктуры, из-за непомерных амбиций администрации Белого дома и ее сателлитов куда-то испарилась.

– Именно поэтому надо напомнить миру о примерах семидесятилетней давности, о том, как мы вместе боролись с гитлеровским нацизмом, рассказать международной общественности о том, что нет ничего важнее мира и солидарности в борьбе с общими опасностями и угрозами. Как их ни назови – от международного терроризма до распространения наркотиков и оружия массового поражения. Это одна из главнейших задач общественной организации «Дух Эльбы», которую мне коллеги доверили возглавлять. Помню слова командира 13-го армейского корпуса США генерала Гилля, произнесенные им в 1945 году: «Лучшими дипломатами являются воины, наши солдаты. Там, где трудно договориться дипломатам, легко решить вопрос солдатам, тем более таким солдатам, дружба которых скреплена кровью, пролитой в совместной борьбе против общего врага. Всем известно, что нет более крепкой дружбы, чем дружба, возникшая под огнем пулеметов и пушек».

Думаю, что дух солдатской дипломатии, зародившийся на берегах Эльбы, актуален и сегодня. Поэтому для меня не существовал вопрос, надо ли было собираться в дорогу в Торгау или не надо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
890
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1037
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1447
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1170

Другие новости