Командование Вооруженных сил строго следит за процессом обновления ракетно-ядерного потенциала страны. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Вторую неделю подряд руководство Североатлантического альянса демонстрирует крайне нервную реакцию на объявленные планы нашей страны по дальнейшему укреплению своего ракетно-ядерного потенциала. К этому побудили западных политиков слова, прозвучавшие из уст президента Владимира Путина 16 июня во время открытия Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2015» в подмосковной Кубинке.
«В текущем году состав ядерных сил пополнят более 40 новых межконтинентальных баллистических ракет, которые будут способны преодолевать любые, даже самые технически совершенные системы ПРО, – сказал президент, посетив новый парк «Патриот», где и развернулся форум. – Мы уделяли и будем уделять особое внимание реализации масштабной госпрограммы вооружения, модернизации оборонно-промышленного комплекса».
Ответ на эти слова Верховного главнокомандующего Вооруженных сил РФ последовал спустя всего несколько часов со стороны генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, который назвал заявление Путина «неоправданной и опасной воинственной риторикой, играющей дестабилизирующую роль». Следом главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Филип Бридлав по-военному прямо рубанул, что планы РФ о ядерном перевооружении неприемлемы для ответственной ядерной державы. Ну и госсекретарь США Джон Керри тоже встревожился: «Никто не может реагировать без беспокойства на такое заявление лидера могущественной страны и не задумываться о последствиях».
ОБМЕН УПРЕКАМИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Российские официальные лица вскоре постарались разъяснить позицию нашей страны. Уже 17 июня пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков заявил: «Из слов президента вытекает, что в этом нет никаких действий, которые могут или должны вызывать чью-то обеспокоенность... Сдерживающий эффект ядерного оружия, наверное, вряд ли кто-то может оспаривать. Президент также вчера весьма подробно объяснил в ходе пресс-конференции со своим финляндским коллегой, что это не Россия приближается к чьим-то границам. Это именно военная инфраструктура НАТО приближается к границам России, и предпринимаются действия, направленные на изменение стратегического баланса сил».
Ну а в ночь на субботу, 20 июня, на встрече с главами международных информагентств Владимир Путин еще раз прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Усиление враждебной риторики между Россией и США не означает, что риск ядерной конфронтации в мире стал более высоким». Президент подчеркнул, что наша страна должна была ответить на планы США увеличить военное присутствие в Восточной Европе: «Россия – не агрессор и не отдает предпочтение повышенному уровню напряженности, однако она обязана отвечать на действия Запада в отношении Москвы». Это была спокойная и достаточно взвешенная реакция России, например, на публикацию 13 июня в газете New York Times, которая сообщила, что Вашингтон собирается разместить в странах Европы и Прибалтики тяжелое вооружение. А чуть позже от министра ВВС США поступила информация о том, что в Европу перебросят истребители пятого поколения F-22 Raptor.
Кое-что уточнил и куратор российского обороннно-промышленного комплекса, вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин.
«Планы России по модернизации ядерного потенциала никак не противоречат нашим международным обязательствам», – написал Рогозин в своем микроблоге в Twitter.
Однако в понедельник уже на этой неделе генсек НАТО Столтенберг продолжил обострять ситуацию вокруг России: «Бряцание ядерным оружием – это часть общей картины, которая заставила НАТО адаптироваться, повысить готовность своих сил и средств, вооруженных сил, для того чтобы иметь повышенное присутствие на востоке стран НАТО, иметь больше кораблей, больше личного состава и самолетов в воздухе».
В тот же день министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен в интервью немецкой газете Bild заявила, что «с Москвой лучше говорить с позиции силы». По ее убеждению, восточноевропейские страны НАТО нуждаются в защите со стороны альянса. И это в условиях, когда в странах Балтии все большее число официальных лиц открыто выражают обескураженность тем фактом, что Россия почему-то до сих пор не начала вторжение и вообще никоим образом не проявляет каких-либо агрессивных действий по отношению к ним.
ДЕЙСТВИЯ РОССИИ ПРОДИКТОВАНЫ ДОГОВОРОМ СНВ-3
Этот маленький человек внизу снимка – посетитель музейной экспозиции российских межконтинентальных баллистических ракет.
Фото с официального сайта Министерства обороны РФ |
Между тем болезненное восприятие на Западе обыденного, в общем-то, сообщения о планах дальнейшего перевооружения российских войск тоже удивляет. Почему-то не было сколько-нибудь заметной реакции на почти такие же цифры, приводившиеся в докладе главы военного ведомства Сергея Шойгу на расширенном заседании коллегии Минобороны в середине декабря прошлого года. Тогда министр объявил, что стратегические ядерные силы в 2014 году уже получили 38 межконтинентальных баллистических ракет (МБР). На том же заседании командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев заявил о намеченном на 2015 год поступлении в подчиненные ему соединения 24 новейших МБР «Ярс». И несколько позже главный штаб ВМФ оповестил, что как минимум один подводный ракетоносец класса «Борей», принимаемый в боевой состав флота в 2015-м, будет вооружен полагающимися ему 16 ракетами «Булава». То есть еще к началу текущего года уже было озвучено то самое суммарное число – 40 МБР, запланированных для поставок в российские армию и флот. Но отчего-то эти планы встревожили наших западных партнеров, когда о них сказал именно Владимир Путин.
Видимо, причина возмущения кроется в особенностях договорных отношений двух крупнейших ядерных держав. Договор СНВ-3 предписывает: Россия и США должны иметь по 700 единиц оперативно развернутых носителей ядерных боезарядов и не более 1550 единиц боеголовок на них. По данным Госдепартамента США, на 1 марта 2015 года на вооружении России находилось 515 таких носителей, у США их было 785. Число же развернутых ядерных боеголовок у России составляет 1582 единицы, у США – 1597. И если боеголовки надо сократить к 5 февралю 2018 года (так в договоре) обеим странам, то вот количество носителей предстоит существенно уменьшить только американцам, а россиянам можно их число еще и нарастить.
В свою очередь, бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин, выступающий ныне как один из ведущих военных экспертов, еще в октябре 2014 года обратил внимание общественности на такие факты: «По числу развернутых межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков, которые, собственно, реализуют реальный боевой потенциал стратегических ядерных сил, Россия по-прежнему существенно отстает от США. У США таких ядерных средств на 270 единиц больше».
Есин также сделал следующие разъяснения: «Выводя из боевого состава стратегических ядерных сил носители с выработанным эксплуатационным ресурсом, мы должны вводить взамен такое количество новых носителей, которое не только бы компенсировало эти потери, но и покрыло бы имеющуюся на 1 сентября 2014 года разницу более чем в 170 единиц от установленной Договором планки для развернутых носителей. США же существенно проще выполнять условия Договора СНВ-3. Им предстоит лишь сократить излишествующее количество носителей».
Но данная диспропорция сильно нервирует не российских военных, а американских и их союзников по НАТО. Особенно когда о намерении воспользоваться возможностью, так сильно раздражающей Запад, говорит сам российский лидер.
КТО КОМУ УГРОЖАЕТ
Подобное положение вещей лишь усугубляет обозначившееся в последние годы все большее пренебрежение к договорам в военной сфере. Так, настоящей бомбой в международных отношениях стал односторонний выход США из Договора по ПРО. Расширение НАТО на восток фактически уничтожило Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). И Россия, и США упрекают друг друга в нарушении Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД). Фактически трещит по швам система ограничений вооруженных сил и военной деятельности, выстроенная по итогам Второй мировой войны. Но предложить что-то взамен без новой большой войны, когда бы победившая сторона просто продиктовала проигравшей свои правила и условия, пока никто не может.
Напротив, американцы с удивительным упрямством продолжают бросать в адрес нашей страны все новые и новые обвинения в нарушении действующих соглашений, хотя сами их откровенно игнорируют, сопровождая свои инсинуации вроде бы миролюбивой демагогией. Замгоссекретаря США по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Роуз Гетемюллер разразилась в минувший понедельник тирадой: «Мы ценим Договор РСМД и убеждены, что он остается ключевым элементом евро-атлантической и азиатской безопасности. Договор РСМД отвечает интересам безопасности США, наших союзников, партнеров и Российской Федерации». Но тут же добавила: «Мы продолжаем работу с российским руководством, чтобы вернуть Россию к соблюдению Договора РСМД».
Отвечая на вопрос корреспондента Интерфакса, действительно ли Вашингтон разрабатывает планы по размещению в Европе американских крылатых ракет наземного базирования с ядерным оснащением, увязывая с якобы имеющимися нарушениями с российской стороны, Гетемюллер отметила: «Мы не угрожали и не угрожаем России. Мы озвучили нашу обеспокоенность по поводу нарушения российской стороной обязательств по Договору РСМД, и с мая 2013 года проводили встречи на уровне старших должностных лиц по этому вопросу».
И потом замгоссекретаря еще более жестко заявила: «Несмотря на наше стремление найти дипломатическое решение, наше терпение небезгранично. Мы четко дали понять, что будем защищать свою страну и своих союзников и что не допустим какого-либо значительного военного превосходства со стороны России, если она продолжит нарушать свои обязательства».
В начале июня в СМИ появились выдержки из доклада председателя Комитета начальников штабов Вооруженных сил США Мартина Демпси, в соответствии с которыми Вашингтон рассматривает возможность размещения в Европе и Азии ракет наземного базирования. На такой шаг США могли бы пойти в качестве ответной меры на то, что, как считают в Вашингтоне, Россия не выполняет в полной мере Договор о РСМД. Данные планы не нашли ни официального подтверждения, ни официального опровержения.
«Меры, о которых говорят американские источники, означали бы выход США из Договора о РСМД, – заявил тогда заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов. – В Минобороны России проводится скрупулезный анализ информации по тематике выполнения Договора о РСМД, поступающей из различных источников. Мы неоднократно заявляли о приверженности российской стороны выполнению положений Договора о РСМД. Считаем, что возвращение в Европу американских ракет средней и меньшей дальности, их развертывание в других регионах, откуда они могли бы угрожать России и другим странам, не следующим указаниям Вашингтона, оказало бы резко негативное влияние на глобальную безопасность и стабильность. Нас не может не беспокоить подобная перспектива».
Договор о РСМД был подписан в 1987 году президентами США и СССР Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым. Соглашение обязывает стороны не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования дальностью действия от 500 до 5500 километров. Как видим, какого-либо фактического подтверждения нарушений этого договора со стороны России никто привести не может. А предлог для размещения американского ядерного оружия в Европе уже создан.