В военные комиссариаты всегда поступало много писем и обращений по самым разным вопросам от граждан всех возрастов, состоящих на воинском учете. Имеются даже своеобразные «рекордсмены-жалобщики», которые периодически, в течение десятилетий, продолжают обращаться в военкомат.
Так, гражданин Ю.А. Шибков с 1975 года по сегодняшний день просит военного комиссара города Москвы принять участие в качестве заинтересованного лица по факту его освобождения от должности второго секретаря Черемушкинского РК ВЛКСМ с формулировкой «за попытки уклониться от призыва в ряды Советской армии, а также неискренность и проявленное при этом непринципиальное отношение в оценке своего поведения».
И если такая переписка больше, наверное, интересна медицинским изданиям как конкретный случай из врачебной практики, то военкомату каждый раз приходится отвечать на подобные обращения, из которых уже можно составить внушительный многотомник.
Вместе с тем в последнее время количество жалоб и обращений значительно увеличилось. И одной из причин этого «письменного ажиотажа» явилось изменение в российском законодательстве, при котором граждане, не прошедшие военной службы по призыву, не могут занимать должности государственных служащих в структурах государственной власти.
Вполне понятно, что государство, укрепляя кадровый механизм своего управления, установило дополнительные критерии отбора граждан на должности госслужащих. Проще говоря, государство не хочет видеть в рядах своих управленцев граждан, не прошедших военной или альтернативной гражданской службы, то есть тех, кто не исполнил конституционную обязанность перед своей страной. Безусловно, это не касается тех, кто имел законные основания не призываться и не проходить военной службы по призыву.
Вот тут и посыпались в военкомат жалобы и заявления о выдаче этим гражданам военного билета, а не справки, поскольку именно его наличие необходимо для поступления на государственную службу.
По имеющимся данным только в Москве, ежегодно до 1 января 2014 года от около 5 тыс. 27-летних граждан, не прошедших военной службы, без особых хлопот получали военный билет. Большинство из них многие годы, прикрываясь различными, в большинстве случаев надуманными причинами, не являлись в военный комиссариат по повесткам на призыв или для уточнения документов. И это было в высшей степени несправедливо по отношению к отслужившим в армии ребятам.
Хотя и ранее уже возникали вопросы о том, почему же этим гражданам выдают военный билет. Ведь в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ 1998 года (статья 23) конкретно указано, кто освобождается от военной службы по призыву и не подлежит призыву. И только этим гражданам вместе с отслужившими по действующему законодательству было положено выдавать военный билет. Других категорий граждан там не было.
Конечно, в соответствии с действующим законодательством в отношении таких уклоняющихся от призыва граждан постоянно направлялись материалы для привлечения их к административной ответственности, а также в следственные органы для возбуждения уголовных дел. Однако многолетняя практика показала, что существующий механизм привлечения к уголовной ответственности данной категории граждан малоэффективен. В большинстве случаев следственными органами выносились постановления об отказе в возбуждении уголовных дел.
Ничего, кроме недоумения, не вызывает приговор Люблинского районного суда города Москвы от 3 июня 2015 года в отношении гражданина В.А. Родина, который длительное время (более четырех лет) уклонялся от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы. Он игнорировал уведомления и умышленно не являлся в отдел военного комиссариата в назначенные даты и время.
Суд признал В.А. Родина виновным в совершении преступления и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. руб. Однако на основании амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне от назначенного наказания его освободили...
Это каким же даром убеждения надо обладать, чтобы доказать суду то, что нигде не работающий 24-летний мужчина содержит на иждивении малолетнего ребенка от первого брака нынешней жены, а во время непродолжительного судебного заседания полностью осознал свою вину и раскаялся в содеянном? Видимо, ранее для этого у него просто не было времени. Весьма показательный пример для подражания таким же страдальцам.
И вот уже сегодня последователи ранее уклонившихся от военной службы граждан, многие из которых, точно так же долгое время прикидывались «заблудшими овечками», ничего не знающими о воинской обязанности в стране, вдруг дружно начали являться в военкомат и в ультимативной форме требовать военный билет вместо положенной ныне по закону справки. При этом обвиняя всех и вся, только не себя в нарушении законодательства.
При этом одним из основных аргументов современных уклонистов является тезис о нарушении прав гражданина, получившего вместо военного билета обычную справку. Эти граждане никак не могут, а скорее не хотят понять, что они, заявляя о своих правах, совершенно забывают о своих обязанностях. Ведь граждане, не выполнившие по какой-либо причине, не указанной в действующем законодательстве, своих конституционных обязанностей, не должны иметь одинаковые условия и приравниваться к тем законопослушным гражданам, которые честно выполнили свой долг перед государством. Не претендуют же на положенные по закону льготы те, кому они не положены.
Тем более что получить военный билет такие граждане могут в будущем. Для этого они должны будут в обязательном порядке получить воинскую специальность в запасе, пройдя установленные законом военные сборы. Однако и это некоторых из них не устраивает.
Анализируя создавшуюся ситуацию, можно говорить о том, что такие случаи не носят массовый характер, и потому, наверное, нет причин для серьезного беспокойства. Однако полная самоуспокоенность в обществе провоцирует молодежь, укрепляя в определенной ее части веру в безнаказанность и вседозволенность. Невыполнение молодыми людьми одного из первых в их жизни законов неизбежно формирует в запутавшемся сознании нигилистические настроения, отрицание всего и вся. И тогда вряд ли стоит ждать от таких граждан ответственного поведения везде, где бы они ни работали потом. Особенно на госслужбе.