0
11519
Газета Реалии Интернет-версия

14.08.2015 00:01:00

Теперь у военкоматов женское лицо

Валерий Астанин

Об авторе: Валерий Иванович Астанин – генерал-лейтенант в отставке.

Тэги: минобороны, армия, призыв, военкомат, коррупция, комиссариат


минобороны, армия, призыв, военкомат, коррупция, комиссариат Реформы привели к «размазыванию» некогда единой системы комплектования Вооруженных сил. Фото Сергея Приходько (НГ-Фото)

Борьба с коррупцией в военных комиссариатах началась еще в советские времена. С таким же переменным успехом продолжается она и поныне. Например, некоторое время тому назад под лозунгом борьбы с коррупцией было осуществлено столько изменений в оргштатной структуре военкоматов, было принято так много кадровых решений и вообще разного рода нововведений, что стало окончательно непонятно, чего же в конечном итоге добивалось Министерство обороны. И что это за «новый облик» военного комиссариата, к которому оно так стремилось?

ЛЮДИ И СУДЬБЫ

Сегодня уже многим стало понятно, что та реформаторская попытка носила характер кампанейщины, проводилась недостаточно продуманно, бессистемно, практически без учета существующих проблем в организации взаимодействия территориальных органов военного управления с органами власти на местах. И к лучшему организационные метания не привели, скорее наоборот – продолжают провоцировать разлад уникальной системы. В первую очередь это отразилось на работе пунктов набора на военную службу по контракту, которые были выведены из подчинения военкоматов в самостоятельную структуру, не способную, как показала практика, полноценно решать свои задачи. При этом судьбы людей, которые работали и служили в военкоматах, в процессе реформирования совершенно не учитывались: по сути дела, они оказались заложниками непрофессиональных, а то и конъюнктурных преобразований – своеобразным расходным материалом.

Так, в качестве одного из первых шагов Минобороны приняло решение о ротации военных комиссаров и начальников вторых отделов (отделений) всех уровней. На мой взгляд, именно эта акция привела к первым весьма негативным последствиям в работе военных комиссариатов и к первым сбоям в системе. И все потому, что нововведения не были подготовлены информационно и не прорабатывались с региональными властями. Кроме того, вызвало удивление то обстоятельство, что их реализация была начата накануне перехода на один год военной службы по призыву и предстоящих организационных мероприятий по укрупнению самих военкоматов.

В этих условиях прибывшие к новому месту службы офицеры, хотя и служили на аналогичных должностях, не смогли быстро вникнуть в суть дела, оценить особенности региона и наладить взаимодействие с местной властью в организации и проведении призыва. К этим проблемам прибавилась необустроенность самих сотрудников военных комиссариатов – никто и не собирался выделять им жилье, даже служебное. А ведь это были уже не очень молодые офицеры, семьи которых вынуждены были остаться на прежнем месте службы. Понятно, что ничего хорошего из этого не получилось. Многие по-настоящему хорошие специалисты просто уволились в запас.

Но реформы продолжились. Например, вполне серьезно прорабатывался вариант ротации офицеров военкоматов, которых после пяти лет службы предлагалось направлять в войска – дескать, пусть снова окунутся в гарнизонную жизнь, дополнительно наберутся войскового опыта. На первый взгляд ничего плохого в такой перемене не было… Вот только никто не подумал, а на какой должности в войсках этот немолодой уже майор или подполковник (а их насчитывалось тысячи) мог бы применить свои знания и опыт? К счастью, в Минобороны вовремя одумались, и «революционные» предложения не прошли.

Зато было реализовано предложение о переводе всех воинских должностей в военкоматах на должности гражданского персонала. И в этом случае о последствиях никто и не подумал. Как уже говорилось, значительная часть офицеров, лишившись видов на получение жилья, просто уволились. А те, кто все-таки остался работать в военкоматах на гражданских должностях, до сих пор не понимают, почему это они, будучи офицерами, считались на государственной службе и выполняли государственные задачи, а став служащими и выполняя, по сути дела, такие же задачи, госслужащими уже не являются, при этом значительно потеряв в зарплате, которая в военкоматах ниже, чем в государственных учреждениях других ведомств. Не надо было быть провидцем, чтобы сразу понять: такое преобразование негативно отразится на морально-нравственном климате в коллективах военкоматов. В результате сегодня в военных комиссариатах трудятся более 60% женщин, большинство из которых предпенсионного и пенсионного возраста.

Контингент специфический. Поэтому, прежде чем формулировать военному комиссариату поручения, необходимо четко представлять, что он может выполнить. Во-первых, с учетом нынешнего штатного расписания. Во-вторых, с учетом действующего «Положения о военных комиссариатах», где даже не определен функционал военкомата по организации набора граждан на контрактную службу (создание в противовес военкоматам пунктов набора на контракт – первый признак, свидетельствующий о «размазывании» некогда единой системы комплектования Вооруженных сил).

ЧТО МОЖЕТ ВОЕНКОМ

Взять хотя бы вопрос медицинского обеспечения призывников. Как известно, именно районные врачи наблюдают и, если потребуется, лечат юношу, а затем они же проводят его медицинское освидетельствование при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу. Но когда молодого солдата через несколько месяцев службы вдруг досрочно увольняют в запас, вся вина ложится именно на военкомат, как будто военком вправе изменить решение медицинской и призывной комиссии, которую, кстати, возглавляет глава местной власти.

Впрочем, подготовка молодежи к службе в армии и на флоте и сам призыв на военную службу – только одна сторона работы военного комиссариата. Но даже на ней как следует сосредоточиться не всегда удается, потому что в условиях постоянной реорганизации структур военкомата некоторые сферы его деятельности превратились в бурное бумаготворчество – будто это какая-то лаборатория или фабрика, где идет эксперимент за экспериментом и где запланирован определенный процент неудач. Хотя должен же кто-то понимать, что системные ошибки в деятельности военных комиссариатов, являющихся первым связующим звеном между армией и обществом, обходятся чрезвычайно дорого и не лучшим образом сказываются на авторитете армии.

И вот что еще примечательно. Руководители структур силовых министерств и ведомств, расположенных в субъектах Федерации, имеют высокие воинские звания и специальные звания. И только военные комиссары, на которых в полной мере распространяется Закон «О воинской обязанности и военной службе», даже не госслужащие, а просто гражданские лица. До какой же степени можно пренебрегать авторитетом военного комиссара – представителя Министерства обороны в республиках, краях и областях? Между прочим, именно военный комиссар в первую очередь отвечает за комплектование личным составом всей военной составляющей страны, в том числе и за набор в военные училища, а также, в части его полномочий, и за мобилизационную готовность государства в целом.

Создается впечатление, что до высшего военного руководства эти проблемы почему-то не доходят или доводятся в сильно искаженном виде. Но хочется надеяться, что Минобороны во всем разберется и не только исправит допущенные ошибки, но и защитит сотрудников военных комиссариатов от непродуманных реформ. Ведь в подавляющем большинстве – это преданные своему делу профессионалы, на которых держится обороноспособность страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1109
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
684
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1328
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1329

Другие новости